Файл: Комплект заданий на проверку знаний Вопросы для обсуждения Раскройте содержание понятий возрастная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Семинарское занятие.

Введение в возрастную психологию. Основные понятия возрастной психологии.

Комплект заданий на проверку знаний

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте содержание понятий «возрастная психология» различных авторов.


  2. Что является предметом исследования возрастной психологии? Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии?

  3. Раскройте основные исторические этапы развития возрастной психологии, как самостоятельной науки.


  4. Какие факторы определяют психическое развитие? Что является «движущей силой» психического развития?


  5. Какова характеристика закономерностей психического развития и его компонентов?

  6. Раскройте содержание понятия «развитие» и классификацию видов развития.

  7. Охарактеризуйте понятие «возраст» и основные виды возраста.


  8. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности» и «социальная ситуация развития»?


  9. Какова роль возрастных кризисов и их видов в психическом развитии?

  10. В чем сущность и значение учения Л.С. Выготского о возрасте для развития возрастной психологии? Опираясь на работы Л.С. Выготского, охарактеризуйте структуру и динамику возраста.


Комплект заданий на проверку умений

В рабочей тетради дать определения следующим понятиям: психическое развитие, онтогенез, закономерности психического развития, периодизация, гетерохронность развития, метод корреляции, метод срезов.


  1. Проанализируйте, что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие?

  2. Отразите в форме схемы классификацию и характеристику основных методов исследования в возрастной психологии.

  3. Сравните и проанализируйте теории психического развития С.Холла, К.Бюллера, Л.Гезелла, В.Штерна, З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.В. Петровского – по следующему плану: название теории, стадии развития в данной теории, сильные и слабые стороны данной теории.

  4. Выполните решение кейсов


Кейс 1. Многие исследователи отмечают, что «во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания».

Вопросы (в форме ответом на вопросы, аргументируйте свой ответ):


- правомерно ли такое суждение?

- что необходимо сделать, чтобы наблюдение в возрастной психологии было более эффективным? (предложите 3-4 способа наблюдения)

- какие ошибки наиболее часто допускают исследователи, при выполнении наблюдения за детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста (4-5 вариантов)

Кейс 2. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения и продолжите этапы наблюдения в возрастной психологии:

«К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать…., исходя из…., составить…. наблюдения; продумать…его осуществления; наблюдение должно проводиться………..»

Примерные темы докладов:


1.Исторический аспект и современное состояние российской психологии развития.

2. Использование проективных методов исследования в возрастной психологии.

3. Близнецовый метод в возрастной психологии.

4. Семиотическая функция, ее формирование и значение для развития ребенка.
5. Классификация и особенности различных сензитивных периодов