Файл: Комплект заданий на проверку знаний Вопросы для обсуждения Раскройте содержание понятий возрастная психология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Семинарское занятие.
Введение в возрастную психологию. Основные понятия возрастной психологии.
Комплект заданий на проверку знаний
Вопросы для обсуждения:
-
Раскройте содержание понятий «возрастная психология» различных авторов. -
Что является предметом исследования возрастной психологии? Какие разделы выделяются в структуре возрастной психологии? -
Раскройте основные исторические этапы развития возрастной психологии, как самостоятельной науки. -
Какие факторы определяют психическое развитие? Что является «движущей силой» психического развития? -
Какова характеристика закономерностей психического развития и его компонентов? -
Раскройте содержание понятия «развитие» и классификацию видов развития. -
Охарактеризуйте понятие «возраст» и основные виды возраста. -
Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности» и «социальная ситуация развития»? -
Какова роль возрастных кризисов и их видов в психическом развитии? -
В чем сущность и значение учения Л.С. Выготского о возрасте для развития возрастной психологии? Опираясь на работы Л.С. Выготского, охарактеризуйте структуру и динамику возраста.
Комплект заданий на проверку умений
В рабочей тетради дать определения следующим понятиям: психическое развитие, онтогенез, закономерности психического развития, периодизация, гетерохронность развития, метод корреляции, метод срезов.
-
Проанализируйте, что общего и различного в понятиях: рост, формирование, развитие? -
Отразите в форме схемы классификацию и характеристику основных методов исследования в возрастной психологии. -
Сравните и проанализируйте теории психического развития С.Холла, К.Бюллера, Л.Гезелла, В.Штерна, З.Фрейда, Э.Эриксона, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.В. Петровского – по следующему плану: название теории, стадии развития в данной теории, сильные и слабые стороны данной теории. -
Выполните решение кейсов
Кейс 1. Многие исследователи отмечают, что «во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания».
Вопросы (в форме ответом на вопросы, аргументируйте свой ответ):
- правомерно ли такое суждение?
- что необходимо сделать, чтобы наблюдение в возрастной психологии было более эффективным? (предложите 3-4 способа наблюдения)
- какие ошибки наиболее часто допускают исследователи, при выполнении наблюдения за детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста (4-5 вариантов)
Кейс 2. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при проведении метода наблюдения и продолжите этапы наблюдения в возрастной психологии:
«К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать…., исходя из…., составить…. наблюдения; продумать…его осуществления; наблюдение должно проводиться………..»
Примерные темы докладов:
1.Исторический аспект и современное состояние российской психологии развития.
2. Использование проективных методов исследования в возрастной психологии.
3. Близнецовый метод в возрастной психологии.
4. Семиотическая функция, ее формирование и значение для развития ребенка.
5. Классификация и особенности различных сензитивных периодов