Файл: Реферат по дисциплине на тему Направление подготовки.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
*НАИМЕНОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ*
Факультет__________________________
Кафедра_________________
РЕФЕРАТ
по дисциплине: ___________________
на тему: _______________________________________
Направление подготовки | |
| |
Выполнил(а): студент(ка) группы | |
| (номер группы) |
| |
(ФИО) | |
Научный руководитель: | |
| |
(ФИО) |
г. ________________
20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА 5
2. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ЗА РУБЕЖОМ 11
3. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На сегодняшний день сестринское дело – несомненно, неотделяемая часть медицины. Трудно поспорить с тем, что в наши дни ни один, даже самый квалифицированный и профессиональный врач не может обойтись без помощи медсестры. Кроме того, медсестры в разных областях медицины часто очень по-разному подходят к пациентам. Чтобы стать квалифицированной медсестрой, необходимо не только желание и способность учиться и работать, но и определённые внутренние моральные качества.
Важно отметить, что знание традиций сестринского дела – необходимый фактор в формировании ценностных ориентаций сестринского персонала, залог последующих положительных изменений в этой специальности.
Конечно, как в любой профессии, совершенствование и самосовершенствование невозможно без знания опыта предыдущих поколений. И сестринское дело – не является исключением. Чтобы хорошо понимать задачи настоящего, необходимо хорошо изучить и проанализировать прошлое.
Современное сестринское дело – это совокупность наук, после изучения которых по праву можно именоваться «медсестрой». Более того, сестринское дело имеет достаточно весомый философский фундамент, который в свою очередь описывает психологические качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, а также содержит основные принципы трудовой деятельности.
Полная история развития науки и сестринского дела и профессии медицинской сестры насчитывает тысячи лет. Неслучайно медсестер иногда называют наиболее древний видом профессии.
Знание истории появления, становления и развития сестринского дела приводит нас к истокам этой уникальной профессии, представляет факторы, которые повлияли и по сей день влияют на развитие и подготовку медсестер в нашей стране и за рубежом.
Таким образом, тема реферата «История сестринского дела» является актуальной.
Объект исследования: сестринское дело как наука и профессия.
Предмет исследования: становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом.
Цель работы: проанализировать историю становления и развития сестринского дела в России и за рубежом.
Задачи работы:
-
описать особенности зарождения сестринского дела; -
рассмотреть этапы становления сестринского дела; -
провести анализ развития сестринского дела в России и за рубежом.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение результатов.
Структура работы: реферат выполнен на 23 страницах и состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка литературы.
1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Устройство сестринского дела определяется различными факторами: экономическим, социальным и географическим положением страны, существующей системой здравоохранения и уровнем её развития, структурой сестринского персонала и его функциональными обязанностями, отношением медперсонала и общества к сестринскому делу, и, наконец, личным мировоззрением человека.
В совокупности вышеизложенных фактором можно редставить следующее определение сестринского дела: это прежде всего наука о решении существующих и потенциальных проблем со здоровьем пациентов в изменяющейся среде. Как и любая наука, сестринское дело имеет свою историю становления и развития. Это отражено в памятниках литературы и искусства. Перейдём к изучению истории становления и развития сестринского дела как науки и неотъемлемой части медицины.
Начнём с того, что древняя медицина охватывала широчайший спектр самых разнообразных знаний. Необходимо отметить, что она была достаточно развита для своего времени с точки зрения эволюции. Изначально за больными у народов древнего мира ухаживали их родственники. Специально обученных людей, которые занимались бы уходом за больными, не было. Исключение составляли повитухи, которые помогали роженицам и новорожденным
1.
На протяжении тысячелетий именно женщина заботилась не только о питании и уюте, но также и о благополучии и здоровье своих близких. Это предположение подтверждается многочисленными памятниками в честь женщин в различных местах поселения первобытных людей.
Вышесказанное дает основания полагать, что именно женщины были первыми целительницами на нашей планете. Древние славяне называли таких целительниц «берегини». Однако, стоит отметить, что исторически сложилось так, что в то время, как мужчины чаще были докторами, женщины в основном занимались уходом за больными.
В то время как общество достигло достаточно высокого уровня развития и возникла потребность в уходе за значительным количеством болеющих людей – это благородное занятие стало неотъемлемым атрибутом последователей христианства. Основными лекарствами, как ни странно, были священники или целители, поэтому главными лечебными учреждениями были храмы. Больницы выросли из церквей. В византийских христианских монастырях были созданы кельи для больных (убежища и приюты). Это была милость, угодная Богу.
Кроме того, Византийско-татарские влияния наложили свой определённый отпечаток на судьбу русских женщин. Они были ограничены в возможности посвятить себя какой-либо общественной деятельности, многим из них приходилось выбирать между теремом ил монастырём. Однако, среди одиноких женщин нельзя было убить и заглушить то, что составляет главную характеристику женственности – филантропию и сострадание. Помощь соседу была для них отдушиной, которая помогала существовать в напряженной, давящей и унылой атмосфере тюремной жизни. Женщины заботились и о доме: помогали при родах, воспитывали детей, заботились о больных, утешали и ободряли умирающих. Так сформировался народный образ «сестры-матери». Среди московских женщин глубоко развита частная благотворительность2.
Стоит отметить, что монастыри много сделали для больных. Именно монахов часто просили и приглашали ухаживать за больными на дому, а в тяжелых же случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так был создан второй известный образ: «Сестра – труженик Бога». Забота медсестёр о больных была бескорыстна, поскольку предполагалось, что плата за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия.
Один из этапов развития благотворительности среди женщин связан с именем католического священника Викентия Поля, который в 1617 году во Франции организовал первую общину милосердных сестер. Вначале они именовали себя «Общество милосердия», а участники этого общества были «слугами бедных». Обязанности, возложенные на них, предполагали, что им каждый день необходимо было по очереди ходить в общий склад за необходимыми припасами, затем готовить еду и доставлять ее больным. Однако, задачей этого общества было не только оказание материальной и физической, но и духовной помощи. Участники общества пытались научить больных жить лучше и умирать с достоинством, поэтому они совмещали посещения с религиозными лекциями, чтениями и наставлениями. Викентий Поль в 1617 году предложил термин «сестра милосердия»
3.
Само содержание сестринского дела менялось на протяжении многих веков, постольку поскольку менялись потребности общества и условия жизни. Флоренс Найтингейл (1820-1910 года) считается основоположницей медсестринского дела во всем мире. Во времена её жизни профессия медсестры не уважалась. Врачи считали медсестер молодыми девами, которые предназначены для готовки и уборки. В соответствии с этим сложился третий образ: «медсестра – слуга врача и пациента»4. Флоренс же смогла изменить данное представление о сестринской деятельности.
Еще в юности Найтингейл видела главную цель сестринского дела – спасти людей от болезней и смерти. Она была рождена во Флоренции в аристократической семье, смогла получить прекрасное образование, много путешествовала, изучала организацию больниц и порядок, который там царил. Практически вся последующая жизнь этой женщины была посвящена развитию сестринского дела. Именно Флоренс Найтингейл – создательница научной системы помощи больным и раненым. Она стала автором работы «Записки об уходе» (1859), в которых опубликовала и систематизировала все знания и опыт Сестер Милосердия, которые были изучены и накоплены до нее. По мнению Найтингейл, сестринское дело – это наука и одновременно искусство, требующее специальной подготовки. Флоренс считала, что задача милосердной сестры – спасать не только физически, но также и духовно.
Таким образом, первое научное определение сестринского дела было дано именно Фолренс Найтингейл в «Записках по уходу», которая полагала, что уход за больными – это использование окружающей среды для ускорения выздоровления. В то же время цель медсестры – создать наилучшие условия для пациента, чтобы активизировать его собственные силы. Именуя дело сестёр искусством, она считала, что это вид деятельности требует практической и научной подготовки, а также грамотной организации.
Книга Найтингейл содержит следующие аспекты:
-
характеристика сестринского дела как деятельности по использованию окружающей среды пациента для облегчения его выздоровления; -
определение двух направления в сестринском деле – уход за здоровыми и уход за больными. Флоренс определила заботу о здоровых людях как поддержание человека в состоянии, при котором болезнь не возникает, а заботу о больных – как помощь больному человеку вести наиболее удовлетворительную жизнь, приносящую удовлетворение; -
анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на здоровье; -
мнение, что Сестринское дело как основной род деятельности требует специальных знаний, помимо медицинских.
Таким образом, Флоренс Найтингейл разработала моральные принципы, которыми должна обладать медицинская сестра, такие как милосердие, безграничная самоотдача, уважение к личности пациента, уважение к профессиональному долгу. Эти принципы не изменились сегодня.
Важной датой в истории Англии стало 24 июня 1860 года. В этот день при больнице Святого Томаса открылась школа Сестер Милосердия, руководство которой осуществляла как раз Флоренс Найтингейл. Стоит сказать, что из тысячи желающих было принято лишь 15 девушек. Во время Крымской войны Найтингейл была известна как «Дама с лампой», поскольку по вечерам она обходила раненых солдат и держала в руке фонарь-лампу. Идеи и практика Флоренс помогли повысить авторитет медсестер, и сестринское дело становилось самостоятельной профессией5.
В 1862 году под влиянием удивительной деятельности Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия во время Крымской войны Анри Дюнан опубликовал произведение «Воспоминания о Сольферино». В это же время он принял окончательное решение о создании международной организации частной и бескорыстной помощи жертвам и пострадавшим на войне, без различия в их национальностях, титулах, рангах и званиях.
Благодаря этому возникла организация, для которой в честь Дюнана установили опознавательный знак, похожий на флаг его родины. Всеизвестно, что государственный флаг Швейцарии – белый крест на красном полотне. Эмблемой же Общества помощи раненым стал Красный крест на белой ткани. Само общество пр этом получило название Международного Красного Креста6.
Последовав предложению Красного Креста различные государства заключили Женевскую конвенцию, которая устанавливала нормы, запрещие применение оружия против раненых. Согласно положениям Конвенции больные и раненые солдаты должны были получать помощь независимо от их лагеря, а медицинский персонал, их оборудование и учреждения должны пользоваться правом на иммунитет. Медперсонал при этом обладал отличительным знаком – красным крестом на белом фоне. Для стран мусульманского вероисповедания это был красный полумесяц на белом фоне7.
В 1919 г. Международная лига Красного Креста учредила медаль Флоренс Найтингел как высшую награду в области медсестер, которая вручается каждые два года в день ее рождения, 12 мая. Этот день также является Международным днём медсестер, который был учреждён в 1971 году8.
Таким образом, можно сделать вывод, что дошедшие до нас исторические сведения о формировании в обществе ухода за больными и заботы о них дают нам представление о характере оказываемой помощи, о нуждающихся в этой помощи и, наконец, самих представителей «богоугодного» милосердия, которые и по сей день