Файл: Камалетдинова Алёна Андреевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет
Факультет дистанционного обучения



ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ___

по дисциплине «История»

_____________________________________________________

(тема реферата)

ФИО студента

Камалетдинова Алёна Андреевна





Направление подготовки




Группа





Москва 2023

Содержание

Общая характеристика развития государств Древнего Востока…………...3

Исламская цивилизация……………………………………………………...6

Список использованных источников…………………………………………9

Общая характеристика развития государств Древнего Востока.

В интересующем нас контексте Восток – это историко-культурологическое, цивилизационное понятие, позволяющее говорить о двух различных типах культуры – восточной и западной, о том, как возникала дихотомия Восток–Запад, что ее породило. Обращение к культурному наследию древних цивилизаций, концентрирующих знания и опыт наших далеких предков, помогает ответить на поставленные вопросы.

Как известно, история культуры началась на Востоке. В плодородных долинах и предгорьях Ближнего Востока зародились древнейшие очаги мировой цивилизации. Правда, специалисты расходятся во мнениях относительно того, была ли ближневосточная зона антропогенеза (происхождения человека) единственной.

История древних цивилизаций Востока охватывает огромный период, хронологические рамки которого можно условно обозначить так: верхняя граница – с IV по III тыс. до н.э., нижняя граница между древностью и средневековьем (достаточно условная) – примерно V в. н.э.


В последнее время историки все чаще настаивают на том, что эпоху древности следует подразделять на две части: раннюю и позднюю.

Важнейшими характеристиками ранней древности являются:

1. существование соседской общины, сохраняющей в той или иной мере право собственности на землю и контроль над ней;

2. общинная психология;

3. общинные политеистические религии;

4. номовое, или территориальное, государство;

5. патриархальное рабство наряду с другими формами зависимости.

Для поздней древности характерны следующие признаки:

1. распад общинной земельной собственности;

2. утрата общинами (кроме храмовых городов) самоуправления;

3. развитие индивидуализма;

4. возникновение мировых монотеистических религий;

5. возникновение мировых держав – империй;

6. рабство классического типа.

Некоторые народы великих культур древности не вышли за рамки мифологического мышления, не смогли прорваться за пределы непосредственного существования и оставались такими же, как прежде. Достигнув значительных успехов в области организации государственной и общественной жизни, в архитектуре и искусстве, они все же были обречены на медленное умирание и перерождение, как это произошло с Месопотамией и Египтом. Культуру Египта и Вавилона можно сопоставить с культурами Китая на ранней стадии его развития и Индии в III тыс. до н.э., но не Китая и Индии вообще. В последнем случае имеем дело с определенными типами культур, а именно индо-буддийским и конфуцианско-даосистским, которые сложились уже на основе духовного прорыва в «осевое время», когда стали ощутимы безграничные возможности человеческого духа, человеческого познания. Характерно, что почти одновременно в Китае, Индии и на Западе в течение немногих столетий произошел этот духовный прорыв, связанный с именами Лао-Цзы и Конфуция в Китае, Будды в Индии, Заратустры в Иране, Илии, Исайи и др. в Палестине, Парменида, Гераклита в Греции. Теория «осевого времени» Ясперса позволяет увидеть, что такие специфические особенности восточных культур, как традиционализм, неподвижность и т.п., в большей степени относятся к «доосевому времени», как и целый ряд других особенностей традиционных обществ, собственно и составляющих, воплощающих феномен Востока. Традиционным можно назвать такое общество

, которое воспроизводит уже имеющиеся экономические и духовные отношения на протяжении длительного времени.

Оно характеризуется определенными особенностями, основные из которых:

1. неизменность социально-экономического уклада; новаторство почти отсутствует или играет в данном обществе подчиненную роль;

2. сакрализация власти правителя и возникновение феномена власти-собственности; абсолютная власть порождает абсолютную собственность, неограниченное право ею распоряжаться;

3. основная производственная единица – земледельческая община, привязанная к водным артериям, что требует коллективных усилий и организации совместной деятельности;

4. деспотическое государство с развитым централизованным бюрократическим аппаратом. Резкое поляризирование общества на привилегированные слои, причастные к аппарату власти, и простых производителей;

5. господство общинных связей, коллективизм. От рождения судьба человека определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.п.). За социальной группой закрепляется вид деятельности и профессия, что позволяет без особых изменений технологии и орудий труда усложнить деятельность за счет специализации. Это – эффективный способ организации коллективной деятельности;

6. мировосприятие человека в традиционном обществе, определяемое мифом, магией и религией, что характеризует неотделимость человека от окружающей живой природы и собственной телесности.

Природное и социальное воспринималось как единое, неразрывное и гармоничное. Указанные особенности находили свое конкретное воплощение в каждой из древнейших цивилизаций Востока в той или иной мере. Именно эти особенности и обусловили возникновение дихотомии Восток – Запад. И с этой точки зрения Восток стал восприниматься уже не как географическое понятие, а как иной мир, предполагающий свои законы, порядки, логику существования.

Исламская цивилизация

Исламская цивилизация – общность людей, объединенных культурными и религиозными традициями. Религия ислам возникла в VII веке.

На Аравийском полуострове проживало большое количество разных племен. Они занимались разведением скота, торговлей, обслуживали караваны. Разнообразие религиозных верований и культур часто приводило к кратковременным войнам и конфликтам.


Религий было несколько:

• христианство;

• иудаизм;

• фетишизм;

• мусульманство;

• тотемизм.

Религия Ислам

К сорокалетнему пророку Мухаммеду, ставшему впоследствии пророком, явился ангел Джабраил и ниспослал ему догмы Корана. Они отличались своей простотой и ясностью. В их основе 5 «столпов веры»:

1. Безоговорочная вера в Единого Бога Аллаха.

2. Ежедневное чтение намаза (5 раз в день).

3. Соблюдение Рамадана (пост).

4. Раздача Закята (милостыня).

5. Паломничество в Мекку, хотя бы 1 раз в жизни.

В Мекке, в храме Кааба покоится черный камень. Каждый мусульманин верит, что в день Страшного Суда, он оживет и превратится в ангела. Фатализм, вера в предопределение, твердо укрепились в сознании мусульманина, который твердо верит, что джихад (священная война), долг каждого человека. Погибшим в войне с «неверными» открывается рай.

Исламская цивилизация

Почти сразу после появления Религии ислама началось зарождение исламской цивилизации.

Мекка признала пророка. Постепенно все племена аравийского полуострова приняли исламскую веру. В результате завоевательных походов частью исламского мира стали страны Ближнего Востока и Средней Азии. Очень быстро государство Халифат раскинулось от Атлантики до Китая. Дамаск стал его столицей. Халифы, стоящие во главе государства, были умелыми политиками и мудрыми руководителями. Они считались преемниками пророка Мухаммеда. В их руках была сосредоточена вся власть: военная, судебная, религиозная, светская, законодательная. На золотых монетах чеканили их имена, воспевали в богослужениях.

Угасание Арабского халифата

Империя Халифата, очень быстро заняла огромные территории. Нужно было сплотить разномастные регионы, объединить их общей целью, создать культурные ценности. Но централизованная власть не смогла справиться с этой задачей.

Во время правления Али, произошел распад ислама на 3 направления: сунниты, шииты, хариджиты. Причиной стал вопрос о власти. С X века халиф имел только духовную, религиозную власть. Светская власть теперь была в руках Султана. Главой правительства был визирь. Империя распадалась на множество султанатов и эмиратов.

Золотой век Ислама

Однако распад государства отрицательно не повлиял на развитие исламской цивилизации. В XI веке сформировалось исламское право, появилось большое количество целителей, ученых, просветителей, философов. Они были необходимы государству и всячески поощрялись правителями. Труды по медицине, философии, астрономии писались на арабском языке. Открытия мусульманских ученых в некоторых областях были сделаны раньше европейских на несколько столетий. Имена ибн Сина, Авиценны, Джессара, Рислера и других ученых-мусульман и сегодня известны широкому населению разных стран.


Влияние культуры Халифата на развитие мировой культуры трудно переоценить. Поэты и художники восточного мира были известны далеко за его пределами. Такой взлет стал возможен благодаря присоединению к исламской цивилизации мировых культурных центров, признанию чужих традиций и философии.

Но культурное воздействие на страны Европы сочеталось военной угрозой. Ислам и сегодня отличается наиболее агрессивной и наступательной позицией.

Список использованных источников

1. Авдиев, В. И. История Древнего Востока / В.И. Авдиев. - М.: Географгиз, Государственное издательство политической литературы, 2018

2. Варга, Домокош Древний Восток / Домокош Варга. - М.: Corvina, 2019.

3. Аляутдинов, Шамиль Рифатович Мир души / Аляутдинов Шамиль Рифатович. - М.: Диля, 2019

4. Армстронг, Карен Ислам. Краткая история от начала до наших дней: моногр. / Карен Армстронг. - М.: Эксмо, 2019