Файл: Corpus iuris civilis. Институции и диггесты. Corpus iuris civilis свод римского гражданского права свод Юстиниана.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятия для зачёта по дисциплине «Римское право»

 

  1. Corpus iuris civilis. Институции и диггесты.



Corpus iuris civilis – свод римского гражданского права («свод Юстиниана»)

Институции – учебник, для начинающих юристов, содержит 4 тома.

Диггесты – 7 частей, 50 томов, общие положения римского права.


  1. Квириты, перегрины, латины. Ius civile.


Квириты- граждане Рима.

Перегрины – чужеземцы не состоявшие в подданстве Рима.

Латины - жители Лациума, получившие латинское гражданство.

Ius civile (юс цивил) - цивильное право(право государства-города, узко национальная система частного права).


  1. Status. Свободы, гражданства, семейный.


Status - правовое положение человека в римском обществе, его правоспособность.

1) Статус свободы (status libertatis): лица, обладающие им, считались свободными, остальные – рабами.

2) Статус гражданства (status civitatis): лица, обладающие им, считались римскими гражданами, остальные – негражданами.

3) Семейный статус (status familiae): лица, обладающие им, считались домовладыками, остальные – подвластными. 



  1. Агнаты и когнаты.


Агнаты – вид родства, основанный не на кровном родстве, а на подчинении одному paterfamilias или считавшиеся бы членами одного и того же союза, если б общий родоначальник находился еще в живых.

Когнаты – лица, находящиеся в юридически признанном кровном родстве по женской линии и вообще кровные родственники.


  1. Магистрат. Претор. Эдикт претора.


Магистрат – обобщающее название выборных должностей в республиканском Риме.

Претор – судебное производство (человек, заведующий судом по делам граждан).

Эдикт претора - общие распоряжения, постановле­ния, обязательные для всех должностных лиц.


  1. Sacramentum. 500/50.



Стороны высказывают в торжественных формулах свои претензии и назначают в залог своей правоты известную денежную сумму, которая и называется sacramentum.
Если спорная вещь была дороже 1000 ассов, то sacramentum должно было равняться 500 ассов, если дешевле, то 50. 



  1. Преторская формула. Демонстрация, интенция, кондемнация.


Преторская формула - письменное распоряжение претора, в котором он сообщал судье суть рассматриваемого дела.

– интенция (intentio – обвинение), где указывалось имя судьи; излагались исковые требования; указывалось право, на котором истец основывал свои притязания. Начиналась со слов «если выяснится»;

– демонстрация (demonstratio), в которой излагался состав дела, его фабула. Она перечисляла юридические факты, которые создали право истца и обязанность ответчика. Начиналась со слова «поскольку»;

– кондемнация (condemnatio), в которой судье предоставлялось право осудить или оправдать ответчика. При разделе общего имущества употреблялась adiudicatio – полномочие судьи заменить одно состояние вещных прав другим.


  1. Легисакционный, формулярный, экстраординарный процессы.


Легисакционный – судья назначается из граждан Рима, 2 стадии: перед претором и перед судьей. Истец должен доставить ответчика, свидетелей и обеспечить доказательства.(в древнем праве)

Формулярный – самый свободный, действовал большую часть классического периода. 2 стадии. Претор мог отказать в цивильном иске, навязать сторонам свои правила.(в классическом праве)

Экстраординарный – 1 стадия. Вводится принцип тайного судопроизводства, все процессуальные действия фиксируются, вводятся судебные пошлины за процессуальные действия, увеличивается роль государства.(в постклассическом праве)


  1. Ius, iudictum. Кто судьи римского суда.


Ius – право.

Iudictum – судебный прецедент.

По всем вопросам судьей мог быть всякий взрослый римский гражданин. Назначался судья претором индивидуально для каждого дела, рассматривая дело единолично или в коллегии.


  1.  Actio. Виндикация, виндикационный, негаторный, конфессорный иски.


Actio – иски (требование к суду о защите нарушенных прав)
Конфессорный иски – иски о защите сервитутных прав.

Виндикационный – иск для возврата вещи собственнику из чужого незаконного владения.

Негаторный – иск, подающийся для устранения препятствий к нормальному пользованию вещи.




  1.  Paterfamilias. Patria potestas.


Pater familias (с лат. — «отец семейства») — глава патриархальной семьи.

Patria potestas — термин римского права, обозначающий власть римского домовладыки (отца семьи) над детьми, в число которых включаются и дети детей, т. e. внуки, правнуки и т. д.

  1.  Cum manu. Sine manu. Concubinat.


Cum manu – это форма брака, в которой жена находилась под властью мужа. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа. При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа.

Sine manu – это форма брак, в которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Данный брак основан на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Если в течение года после заключения такого брака женщина 3 ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu). Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог иско- 95 Тема 4. «Семейное и наследственное право» вым порядком истребовать жену от всякого третьего лица, у которого она находилась, и т. п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим и т. п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого и пр.; при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

Concubinat – форма брачного союза, признаваемого правом. Союз не мог притязать на уровень брака из-за отсутствия какого-либо из условий, необходимых для брака. Конкубина не получает статус мужа, дети наследуют статус матери. Другими словами, это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.



  1.  Donatio ( dos) в римском браке


Предбрачный дар (donatio ante nuptia) – это имущество, подаренное женщине ее будущим мужем до свадьбы. Запрет на дарения между супругами не относился к дарению до свадьбы, и во времена императора Юстиниана распространился заимствованный с Востока обычай дарить некоторую часть своего имущества будущей жене. Обычно размер предбрачного дара составлял 1 /2 от стоимости приданого. Однако свадебный дар лишь фиктивно поступал в собственность жены. Подаренное имущество сохраняло управление мужа и служило тем же целям брака, что и приданое. Если муж умирал, то предбрачный дар наследовался детьми, но жена могла продолжать пользоваться им и получать с имущества плоды. Если же происходил развод по инициативе или вине мужа, то предбрачный дар отдавался женщине наравне с приданым. Таким образом, предбрачный дар был своего рода гарантом и компенсацией при разводе. При Юстиниане стоимость предбрачного дара была уравнена со стоимостью приданого, а также стала применятся норма, что размер дара может быть увеличен во время брака (donatio proper nuptias), несмотря на существовавший запрет дарения во время брака.

Этим термином (dos) обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа. Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого, как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие развода или смерти супруга). При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены.

На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод. В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом.


Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу специальное соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого — actio ex stipulatu, переходивший и на наследников жены; это был иск строгого права, муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание остававшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т. п. При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ex stipulatu, по которой возвращается приданое полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем. В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа. Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя — идеей главенства мужа в общесемейных делах. Везде права жены постепенно вырастали, но старые, пережитые стадии власти и опеки мужа долго оставляли и до сих пор оставляют свои следы в юридическом положении замужней женщины. Римское право, знавшее вначале также только патриархальный брак с manus mariti, созданием брака без manus совершило сразу огромный исторический прыжок и надолго опередило другие народы в развитии брачных отношений: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Как бы ни относиться к этой трудной проблеме, во всяком случае, и здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов