Файл: Научное познание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогия
Аналогия

прием познания,
представляющий собой умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов по некоторым признакам (свойствам и связям) делается вывод об их сходстве и в других свойствах, связях.
Умозаключение по аналогии играет существенную роль в развитии научного познания. Многие важные открытия в сфере естествознания были сделаны путем переноса общих закономерностей, свойственных одной области явлений, на явления в другой области.
Например, Х. Гюйгенс на основании аналогии свойства света и звука пришел к выводу о волновой природе света.
Дж. К. Максвелл распространил этот вывод на характеристики электромагнитного поля.
Выявление определенного сходства отражательных процессов живого организма и некоторых физических процессов способствовало созданию соответствующих кибернетических устройств.

Математизация
Математизация

проникновение аппарата математической логики в естественные и другие науки.
Математизация современного научного знания характеризует его теоретический уровень. С помощью математики формулируются основные закономерности развития естественно-научных теорий.
Математические методы находят широкое применение и в
социально-экономических науках.
Создание
(под непосредственным влиянием практики) таких отраслей, как линейное программирование,
теория игр,
теория информации и появление электронных математических машин открывает совершенно новые перспективы.

Моделирование
Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал, с определенных сторон, интересующих исследователя.
В зависимости от способа воспроизведения, т.е. от тех средств, при помощи которых строится модель, все модели могут быть разделены на два вида:
«действующие», или материальные, модели;
«воображаемые», или идеальные, модели.
К материальным моделям можно отнести макеты моста,
плотины, здания, самолета, корабля и т.д. Они могут быть построены из того же материала, что и изучаемый объект,
или на основе чисто функциональной аналогии.

Идеальные, мысленные модели подразделяются на:
мысленные конструкции
(модели атома, галактики),
теоретические схемы
, воспроизводящие в идеальной форме свойства и связи исследуемого объекта, и
знаковые
(математические формулы, химические знаки и символики и др.).
Особо выделяются
кибернетические
модели, которые заменяют еще недостаточно изученные управляющие системы, помогают исследовать законы функционирования данной системы (например, моделирование отдельных функций человеческой психики).


Абстрагирование
Абстрагирование – метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение и отбрасывание тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом» виде,
необходимом на данном этапе изучения.
Посредством абстрагирующей работы мышления возникли все понятия, категории естественных и социально- экономических наук: материя, движение, масса, энергия,
пространство, время, растение, животное, биологический вид, товар, деньги, стоимость и др.

Общенаучные методы
исследования
Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.
Логический метод – это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающего объекта в форме определенной теории. При логическом исследовании объекта мы отвлекаемся от всех случайностей, несущественных фактов, зигзагов, т.е. из которых вычленяется самое главное,
существенное, определяющее общий ход и направленность развития.

Исторический метод – это когда воспроизводятся все детали, факты познаваемого объекта во всем конкретном многообразии исторического развития.
Исторический метод предполагает исследование конкретного процесса развития, а логический метод –
исследование общих закономерностей движения объекта познания.
Статистические методы позволяют определять средние значения, которые, в свою очередь, позволяют определять то общее, что характерно (типично) для всей совокупности исследуемых объектов.

Итак,
на теоретическом уровне осуществляется объяснение объекта, раскрываются его внутренние связи и сущностные процессы (теоретические законы).
Если эмпирическое познание является исходным для формирования научных законов, то теория позволяет объяснить эмпирический материал.
Оба эти уровня познания тесно связаны между собой.
Общими для них являются и те формы, в которых осуществляются чувственные образы (ощущения, воспри- ятия, представления) и рациональное мышление (понятия,
суждения и умозаключения).

3. Динамика развития науки.
Принцип соответствия.
Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Д. Бруно

Внутренняя динамика развития науки имеет свои особенности на каждом из уровней исследования.
Эмпирическому уровню присущ обобщающий характер,
поскольку даже отрицательный результат наблюдения или эксперимента вносит свой вклад в накопление знаний.
Теоретический
уровень отличается более скачкообразным характером, так как каждая новая теория представляет собой качественное преобразование системы знаний.
Новая теория, пришедшая на смену старой, не отрицает ее полностью (хотя в истории науки имели место случаи,
когда приходилось отказываться от ложных концепций теплорода, эфира, электрической жидкости и т.п.), но чаще ограничивает сферу ее применимости, что позволяет говорить о преемственности в развитии теоретического знания.


Вопрос о смене научных концепций является одним из наиболее актуальных в методике современной науки.
В первой половине XX в. основной структурной единицей исследования признавалась теория и вопрос о ее смене ставился в зависимости от ее эмпирического подтверждения или опровержения.
Главной методологической проблемой считалась проблема сведения теоретического уровня исследования к эмпирическому,
что,
в конечном счете,
оказалось невозможным.
В начале 60-х гг. XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, в соответствии с которой теория до тех пор остается принятой научным обществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (установка,
образ) научного исследования в данной области.

Парадигма
Парадигма – это совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.
П. является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.
П.
позволяет решать возникающие в
научных исследованиях затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с накоплением новых эмпирических данных.

Динамика развития науки

Принцип соответствия
Принцип соответствия (ПС) в его наиболее общей форме утверждает,
что теории,
справедливость которых экспериментально установлена для той или иной области естествознания, с появлением новых, более общих теорий не устраняются как нечто ложное, но сохраняют свое значение для прежней области явлений как предельная форма и частный случай новых теорий.
ПС
является одним из важнейших достижений естествознания XX в.
Благодаря ПС история естествознания предстает перед нами не как хаотическая смена различных, более или менее удачных теоретических воззрений, не как череда их катастрофических крушений,
а как закономерный и
последовательный процесс развития познания, идущего ко все более широким обобщениям, как познавательный процесс, каждая ступень которого имеет объективную ценность и
доставляет частицу абсолютной истины,
обладание которой становится все более и более полным.


С этой точки зрения процесс познания понимается как процесс движения к абсолютной истине через бесконечную последовательность относительных истин.
Процесс движения к абсолютной истине происходит не плавно,
не путем простого накопления фактов,
а диалектически – через революционные скачки, при которых всякий раз преодолевается противоречие между накопившимися фактами и господствующей в данное время парадигмой.
ПС
соответствия показывает,
как именно в
естествознании
абсолютная
истина
складывается
из
бесконечной последовательности относительных истин.

Принцип соответствия утверждает, что:
- каждая естественно-научная теория является относительной истиной, содержащей элемент абсолютной истины;
- смена естественно-научных теорий

это не последовательность разрушений разных теорий,
а логический процесс развития естествознания, движения разума через последовательность относительных истин к абсолютной;
- как новые, так и старые теории образуют единое целое.
Таким образом, согласно ПС развитие естествознания представляется как процесс последовательного обобщения,
когда новое не просто отрицает старое, а отрицает с удержанием всего того положительного, что было накоплено в старом.

Выводы
1. Естественно-научное познание структурно состоит из эмпирического и теоретического направлений научного исследования.
В структуре эмпирического направления, исследования проводят по следующей схеме: эмпирический факт, наблюдения, научный эксперимент,
эмпирические обобщения. В структуре теоретического метода действует иная схема: научный факт, понятия, гипотеза, закон природы, научная теория.
2. Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических,
социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим правилам, принципам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой – об общем, едином источнике их познания, которым служит реальный мир: природа и общество.
3. Теория до тех пор остается принятой научным обществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (установка, образ) научного исследования. Динамика развития науки происходит так: старая парадигма –
нормальная стадия развития науки – революция в науке – новая парадигма.
4.
Принцип соответствия утверждает,
что развитие естествознания происходит, когда новое не просто отрицает старое, а отрицает с удержанием всего положительного, что было накоплено в старом.