Файл: Занятие Инженерное оборудование. Система огня. Ведение оборонительного боя г. Минск Белорусский Государственный Университет Военный факультет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Военный факультет

Общевойсковая кафедра
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятий со студентами по ВУС - 021001
Дисциплина: Тактическая подготовка
Тема № 4. Основы ведения обороны механизированными (танковыми) частями и подразделениями

Занятие № 2. Инженерное оборудование. Система огня. Ведение оборонительного боя.
г.Минск



Белорусский Государственный Университет

Военный факультет




УТВЕРЖДАЮ

Начальник общевойсковой кафедры

полковник В.П.Шевчук

«» ____________ 20 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятий со студентами по ВУС - 021001
Дисциплина: Тактическая подготовка
Тема № 4. Основы ведения обороны механизированными (танковыми) частями и подразделениями.

Занятие №2 Инженерное оборудование. Система огня. Ведение оборонительного боя.

Обсуждена на заседании ПМК

цикла ОВД

«___»_________20 __г.

Протокол № ____

Уточнена «___»_________20 __г.

Протокол № ____

Уточнена «___»_________20 __г.

Протокол № ____

г. Минск

Тема № 4: Основы ведения обороны механизированными (танковыми) частями и подразделениями.

Занятие №2: Инженерное оборудование. Система огня. Ведение оборонительного боя.

Учебные и воспитательные цели:

1.Ознакомить студентов с основами инженерного оборудования, системой огня механизированными частями и подразделениями в обороне.

2.Изучить со студентами последовательность и способы отражения наступления противника.

3.Формировать у студентов тактическое мышление и понимание современного боя.

Время проведения: 2 часа (80 минут).

Место проведения: учебный класс.

Вид занятия: лекция.

Метод проведения: рассказ, показ.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ЗАНЯТИЕ:

№ п/п

Учебные вопросы

Время (мин.)

I.

Вступительная часть.

Проверка наличия курсантов и готовности их к занятию.

Проверка выполнения задания на самоподготовку.

Объявление темы, целей и учебных вопросов занятия.

5 мин.

II.

Основная часть.

Введение.

Вопрос 1. Инженерное оборудование позиций, рубежей и районов. Система огня. Огневое поражение противника.
Вопрос 2. Последовательность и способы отражения наступления противника. Создание огневых мешков.
Вопрос 3. Особенности борьбы с диверсионно-десантными силами и диверсионно-разведывательными группами противника в обороне.

Заключение.

70 мин.

3 мин.

25 мин.

25 мин.

15 мин.

2 мин.

III.

Заключительная часть.

Ответы на вопросы.

Проверка усвоения изученного материала.

Подведение итогов занятия.

5 мин.




Контрольные вопросы:

1. Что в себя включает инженерное оборудование района обороны?

2. Дайте определение системы огня?

3. Чем определяется готовность системы огня?

Задание на самоподготовку:

Изучить положения:

1. Временный Боевой устав Сухопутных войск (часть II батальон, рота), Минск 2009 г. главы стр. 33-105, 225-263 приложение 4;
III. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Мультимедийный проектор;

2. Презентация лекции.
IV. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

1. Временный Боевой устав Сухопутных войск (часть II батальон, рота), Минск 2009 г. Главы 6-20, 45-47 приложение 4;
V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. При подготовке к занятию, уяснить целевую установку данной темы занятия.

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала методической разработки, при необходимости изучить (повторить) литературу.

3. Подобрать необходимое материальное обеспечение.

4. Определить объемное содержание материала каждого учебного вопроса, выносимого на занятие, выделить те положения, которые должны быть обязательно усвоены курсантами.

5. Определить методические приемы (постановка вопросов, заставляющих курсантов рассуждать и думать; замедленное изложение основных положений; повтор при необходимости; изменение интонации голоса) и метод изложения учебного материала.

6. Продумать контрольные вопросы для проверки усвоения материала.

7. Определить содержание и количество учебных вопросов для повторения ранее пройденного материала и форму опроса (устный, письменный). Письменный опрос не должен превышать 5-8 минут.

8. Определить объем и содержание задания на самостоятельную подготовку.

9. Составить план проведения занятия и утвердить его у непосредственного начальника.

10. Перед занятием:

получить необходимое материально-техническое обеспечение.

11. В ходе лекционного занятия использовать мультимедийное оборудование, схемы. В ходе изучения данной темы курсанты должны четко знать сущность оборонительного боя, условия перехода к обороне, виды обороны, требования, предъявляемые к обороне. Основные положения лекции дать под запись, руководствуясь методическими рекомендациями, указанными в каждом учебном вопросе, вступительной и заключительной части.
ХОД ЗАНЯТИЯ.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ:

1. Принять доклад заместителя командира взвода.

2. Проверить наличие, внешний вид и готовность к занятию.

3. Сделать запись в журнале.

4. Проверить выполнение задания на самоподготовку (опросить 2-3 курсантов).

5. Объявить тему, занятие, учебные цели (студенты записывают в тетради название темы и занятия).

6. Объявить первый учебный вопрос.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЕРВОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ:

Инженерное оборудование позиций, рубежей и районов. Система огня. Огневое поражение противника.
1. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе изложения использовать мультимедийный проектор.

3. До студентов доводятся цели инженерного оборудования позиций, очередность и время, отводимое на выполнение работ, организация системы огня. Поэтому необходимо по ходу изложения материала высвечивать слайды и выделять время для их записи. Основные положения даются под запись, остальной материал обучаемые отрабатывают в часы самостоятельной подготовки.

4. По окончании изложения материала вопроса опросом 1-2 обучаемых проверить степень усвоения материала.

5. Сделать вывод по вопросу.

6. Объявить второй учебный вопрос.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВТОРОМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ:

Последовательность и способы отражения наступления противника. Создание огневых мешков.
1. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе изложения использовать мультимедийный проектор.

3. До студентов доводится последовательность и способы отражения наступления противника, создание огневых мешков. Поэтому необходимо по ходу изложения материала высвечивать слайды и выделять время для их записи. Основные положения даются под запись, остальной материал обучаемые отрабатывают в часы самостоятельной подготовки.

4. По окончании изложения материала вопроса, опросом 1-2 обучаемых, проверить степень усвоения материала.

5. Сделать вывод по вопросу и по занятию в целом.

6. Объявить третий учебный вопрос.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРЕТЬЕМУ УЧЕБНОМУ ВОПРОСУ:

Особенности борьбы с диверсионно-десантными силами и диверсионно-разведывательными группами противника в обороне.
1. Изучение вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.

2. В ходе изложения использовать мультимедийный проектор.

3. До студентов доводятся особенности борьбы с диверсионно-десантными силами и диверсионно-разведывательными группами противника в обороне. Поэтому необходимо по ходу изложения материала высвечивать слайды и выделять время для их записи. Основные положения даются под запись, остальной материал обучаемые отрабатывают в часы самостоятельной подготовки.


4. По окончании изложения материала вопроса, опросом 1-2 обучаемых, проверить степень усвоения материала.

5. Сделать вывод по вопросу и по занятию в целом.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ:

1. Напомнить тему, занятие, учебные цели и как они достигнуты.

2. Отметить лучших студентов и состояние дисциплины.

3. Дать задание на самоподготовку:

показать литературу, рекомендуемую для изучения и указать номера страниц; поставить задачу по доработке конспектов.

4. Довести тему следующего занятия.

5. Поставить дежурному по группе задачу на наведение порядка в классе.

7. Закончить занятие.

Разработал

Старший преподаватель общевойсковой кафедры

подполковник А.Л.Ярославцев
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ВВЕДЕНИЕ

Способы достижения целей обороны в решающей степени определяются состоянием средств вооруженной борьбы. Поскольку обороняющиеся войска, как правило, уступают наступающему противнику в силах и средствах и зависимы от него в действиях, приходится изыскивать пути повышения эффективности поражения противника. Чтобы лишить его превосходства в силах и средствах, прежде всего используются такие факторы, как местность, время и инженерное оборудование позиций.

Позиции для обороны выбираются по возможности за естественными препятствиями, на командных высотах и гребнях, обеспечивающих хороший обзор и обстрел впереди лежащей местности. Естественные препятствия затрудняют действия не только мотопехоты наступающего противника, но и его танков и других бронированных объектов. Важное значение приобрело инженерное оборудование позиций, а также применение войсками различных заграждений.

Опыт боевых действий показал, что обороняющаяся сторона добивается успеха в том случае, если не только поражает противника огнем с подготовленных позиций, применяет маневр силами и средствами, но и наносит противнику ответные удары.

Вопрос 1. Инженерное оборудование позиций, рубежей и районов. Система огня. Огневое поражение противника.

Инженерное оборудование района обороны (опорного пункта) представляет собой комплекс мероприятий, проводимых в целях приспособления местности для ведения боя, создания условий, способствующих успешному выполнению задач обороняющимися подразделениями, чтобы затруднить наступление противника и снизить эффективность воздействия его средств поражения.

Инженерное оборудование района обороны (опорного пункта) включает: - создание системы заграждений;

- устройство фортификационных сооружений (окопы, траншеи, ходы сообщения, щели, блиндажи, рвы, эскарпы, контрэскарпы, надолбы и др.);

- оборудование позиций огневых средств; оборудование командно-наблюдательных пунктов и районов (мест) расположения подразделений тыла;

- подготовку маневра; оборудование пунктов водоснабжения (водозаборных пунктов) и другие мероприятия.

В опорном пункте мотострелковой роты оборудуются:

- две траншеи;

- опорные пункты мотострелковых взводов;

- позиции штатных и приданных огневых средств роты;

- командно-наблюдательный пункт роты;

- пункт боевого питания и медицинский пост.

В районе обороны механизированного батальона оборудуются три-четыре траншеи, опорные пункты рот, огневые позиции минометной батареи, гранатометного и зенитного подразделения, командно-наблюдательный пункт батальона, медицинский пункт батальона, район расположения взвода материального обеспечения, а также огневые позиции для танковых подразделений, огневые рубежи танковой роты (мотострелковой роты на боевых машинах пехоты), находящейся во втором эшелоне (резерве), огневые рубежи и районы сосредоточения бронегрупп.

Траншеи и опорные пункты рот (взводов) соединяются между собой системой ходов сообщения на всю глубину района обороны (опорного пункта).
Инженерное оборудование района обороны (опорного пункта) начинается немедленно после определения позиций подразделениям и огневым средствам и организации системы огня. В некоторых случаях оно начинается еще до занятия обороны, в полном объеме проводится с занятием подразделениями опорных пунктов и продолжается непрерывно в ходе всего оборонительного боя. Оно осуществляется одновременно на всю глубину обороны в последовательности, обеспечивающей постоянную готовность подразделений к отражению наступления противника и защиту их от всех средств поражения, и проводится скрытно, с полным напряжением сил и максимальным