Файл: 5 Учебник Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова Русский язык Тема Твердые и мягкие согласные Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Учебник: | Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова «Русский язык» |
Тема | Твердые и мягкие согласные |
Цель | Открытие новых понятий «согласные твердые и мягкие», «транскрипция». |
Задачи | Образовательные: углубить знания об особенностях твёрдых и мягких согласных. Развивающие: сформировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Воспитательные: сформировать уважительного отношения к родному языку. |
Технологии | Технология критического мышления |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые результаты | Личностные УУД: расширение словарного запаса Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу Познавательные УУД: умение преобразовывать объект из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик объекта. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
Оборудование | Экран, таблица, карточки. |
Основные понятия | Согласные твёрдые и мягкие, транскрипция, орфоэпический словарь. |
Формы работы | Индивидуальная, работа в парах, фронтальная |
Методы обучения | Проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. МОТИВАЦИЯ СТЕМЛЕНИЕ К ЦЕЛИ!!! Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: умение слушать. |
Актуализация опорных знаний, постановка цели и задач урока. | Помочь учащимся вспомнить сведения о твердых и мягких согласных, полученные в начальной школе. Начертите таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Заполните 1 графу таблицы. Запишите все, что вспомните по новой теме. Не забудьте о примерах. Обсудите с товарищем по парте ваши записи. - Посмотрите таблицу: - Произнесем правильно парные звуки. - Заполните 2-ую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» | Заполняют табл. (Прил. 1) Обсуждают. Смотрят на плакат: Произносят звуки. Заполняют. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи наоснове соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Предметные: называть звуки в соответствии с их признаками. |
Восприятие нового материала | Познакомить учащихся с особенностями мягких и твердых согласных, нормами их произношения. Формировать умения слышать и выделять звуки в словах, характеризовать звуки, употреблять звуки в соответствии с литературными нормами. Образование твердых и мягких согласных. - Как вы думаете, как образуются твердые и мягкие согласные звуки? - Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите пустой квадрат, если услышите мягкий звук – квадрат с запятой. Почему? (так обозначается мягкость согл-ых (показать примеры записи на доске). Ля, ла, бы, би, хо, хё, не, нэ, дю, ду, ле, ра, жа, си, мо. - Слоги произносите за мной. Обратите внимание, как двигается язык. - Давайте почувствуем, что происходит с языком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки. - Вывод: При произнесении мягких согласных средняя часть языка делает горку и поднимается вверх, к небу. - А теперь я буду произносить слова, а вы поднимайте пустой квадрат, если первый звук в слове твердый, и квадрат с запятой, если первый звук в слове мягкий. - Слова произносите за мной. Продолжайте наблюдать, как двигается язык. Ток, тик, кот, река, гора, хор, мир, рот, крюк, ряд, лак, сон, жар, пень, лес, лото, мак. Вывод: Как образуются твердые и мягкие согласные? Обозначение мягких и твердых согласных на письме. Прочитайте пары слов: Рука – рюкзак Белка - булка Слон – конь - Назовите парные по твердости – мягкости согласные. - Какими буквами обозначены парные звуки? Сделайте вывод: как на письме обозначаются парные мягкие и твердые согласные? Работаем в парах: Прочитайте 2-ю пару слов. Назовите парные по твердости – мягкости согласные. - Какими буквами обозначены парные звуки? Начертите схему. Работаем индивидуально (то же о 3-й паре слов). Обсудите с соседом результаты работы. Упражнение. Обозначьте в записанном стихотворении мягкий и твердый звук з Письмо по памяти. В звезде найдешь ты букву З. И в золоте, и в розе. В земле, алмазе, бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. «Сигналы мягкости» - Как мы определяем, что согласный при чтении нужно произносить мягко? Есть ли в русском языке «сигналы мягкости»? - Прочитайте слова. Мягкие согласные отметьте с помощью транскрипции (один ученик у доски). Подчеркните следующие после мягких согласных буквы. Сделайте вывод. Ноль, берёза, лиса, блюдо, отряд. Сравним наш вывод со сведениями в учебнике. - Самостоятельно составьте кластер на тему «Сигналы мягкости». Сравните с кластером соседа по парте. - На каждый «сигнал мягкости» запишите свой пример.. Отметьте мягкий согласный и «сигнал мягкости». Упражнение «Я учитель». Один ученик выйдет к доске, остальные сами подбирают слова с мягкими согласными и диктуют их стоящему у доски. Записываем в тетради. Выделяем мягкий согласный и «сигнал мягкости». Произношение твердых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах. Прочитайте слова (на слайде): шоссе (*широкая дорога для автомобилей), депо (*здание для стоянки и ремонта паровозов и вагонов), бассейн (*оборудованное место, наполненное водой) Давайте убедимся в правильности произношения. Поможет в этом орфоэпический словарь. Упражнение. Слова (на экране) запишите в 2 столбика (см. Прил. 2) Термин, шинель, детектив, компьютер, дефис, лазер, менеджер, дисплей, фонетика, музей, сенбернар, сеттер. Значение неизвестных слов посмотрим в толковом словаре. Составьте предложения с любыми двумя словами - Сделайте вывод: Как произносятся согласные в иноязычных словах перед Е? | Дети рассказывают о своих наблюдениях. Делают вывод. Чертят схему. Вывод: Парные мягкие и твердые согласные на письме обозначаются одной буквой. Обозначают звуки и буквы, чертят схемы. Записывают. Делают вывод. Читают учебник. Чертят кластер. (12 слов, 3 – 4 ученика, выходят друг за другом – до 1-ой ошибки) Смотрят словарь. Работают по орфоэпическому и толковому словарям. Составляют предложения. Выполняют упражнение самостоятельно. Проверяют по ключу (выводится на экран). Объясняют значения слов. Составленные предложения читают, исправляют речевые ошибки. Вывод: Среди иноязычных слов есть слова, которые можно произносить и с мягким, и с твердым согласным перед Е, а есть слова, произношение которых имеет только один правильный вариант). | Предметные: умение относить звуки к определенной группе. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Предметные: выполнять частичный фонетический разбор, умение относить звуки к определенной группе. Познавательные: применение знаково-символических действий. Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Предметные: выполнять частичный фонетический разбор, умение относить звуки к определенной группе. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: смысловое чтение. Познавательные: применение знаково-символических действий. Предметные: фонетический разбор, умение классифицировать звуки Личностные: обогащение словарного запаса. Предметные: умение работать с орфоэпическим словарем. Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа. |
Закрепление нового материала | Формировать умения слышать и выделять звуки в словах, характеризовать звуки, употреблять звуки в соответствии с литературными нормами. Упражнение «Загадки» Прочитайте загадки (на экране). Запишите слова-отгадки в транскрипции. Загадки:
(Конь)
Мы бежим вперегонки. А несут меня не кони, А блестящие…(Коньки) 3. Говорят: они стоят, Говорят: они спешат, Говорят: они идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А они висят на месте. (Часы) Упражнение-игра «Внимательные покупатели» Мы в магазине игрушек. Перед вами (на экране) витрина магазина с игрушками: робот, шар, матрёшка, меч, птичка- синичка, мишка, клоун, барабан, бубен, молоточек, мышка, щука, собака). - Кому какие игрушки понравились? - Вы можете взять игрушки (записать в тетрадь), в названии которых есть мягкий согласный. Но не ошибитесь! Запишите, что вы купили. Твердые и мягкие согласные обозначьте с помощью транскрипции. Упражнение. Подобрать 3 слова, каждое из которых должно соответствовать определенным требованиям: Первое слово должно включать три твердых согласных. (Парта, сорт, спор) Второе слово должно оканчиваться на непарный мягкий согласный (Товарищ, кирпич, грач) Третье слово должно начинаться с непарного твёрдого согласного (Животное, цыплёнок)). | Ученик у доски транскрибирует слова-отгадки. Учащиеся произносят все слова. Записывают слова, обозначают мягкие и твердые согласные с помощью транскрипции. (один ученик у доски). Записывают слова, обозначают мягкие и твердые согласные с помощью транскрипции. (один ученик у доски). | Предметные: умение выполнять частичный фонетический разбор слов. Предметные: умение выполнять частичный фонетический разбор слов. Предметные: умение относить звуки к определенным группам на основе заданных признаков. |
Физкультминутка | Дежурный ученик проводит разминку | Выполняют разминку | |
Подведение итогов | Помочь учащимся систематизировать изученное по теме. Что зашифровано в этом рисунке? Какое отношение он имеет к уроку? | Губы, зубы, язык помогают образовать звук. | Познавательные: применение знаково-символических действий. |
Рефлексия | Помочь учащимся. Заполните 3-ую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» | Заполняют 3-ую графу таблицы. | Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |
Домашнее задание | Разъяснить способы выполнения ДЗ. Письменное ДЗ: Сочинить сказку о том, как пропали твердые или мягкие (на выбор) звуки Нарисовать город, в котором живут на разных улицах разные звуки | Записывают ДЗ. | Познавательные: умение строить речевое высказывание письменной форме. Перевод текста в другую знаковую систему |