Файл: 5 Учебник Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова Русский язык Тема Твердые и мягкие согласные Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Учебник:

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова «Русский язык»

Тема

Твердые и мягкие согласные

Цель

Открытие новых понятий «согласные твердые и мягкие», «транскрипция».

Задачи

Образовательные: углубить знания об особенностях твёрдых и мягких согласных.

Развивающие: сформировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Воспитательные: сформировать уважительного отношения к родному языку.

Технологии

Технология критического мышления

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты

Личностные УУД: расширение словарного запаса

Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу

Познавательные УУД: умение преобразовывать объект из чувственной формы в модель с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование

Экран, таблица, карточки.

Основные понятия

Согласные твёрдые и мягкие, транскрипция, орфоэпический словарь.

Формы работы

Индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Методы обучения

Проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
МОТИВАЦИЯ


СТЕМЛЕНИЕ К ЦЕЛИ!!!
Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные:

умение слушать.

Актуализация опорных знаний, постановка цели и задач урока.


Помочь учащимся вспомнить сведения о твердых и мягких согласных, полученные в начальной школе.

Начертите таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Заполните 1 графу таблицы. Запишите все, что вспомните по новой теме. Не забудьте о примерах.

Обсудите с товарищем по парте ваши записи.

- Посмотрите таблицу:



- Произнесем правильно парные звуки.

- Заполните 2-ую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Заполняют табл. (Прил. 1)

Обсуждают.

Смотрят на плакат:

Произносят звуки.

Заполняют.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи наоснове соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Предметные:

называть звуки в соответствии с их признаками.

Восприятие нового материала



Познакомить учащихся с особенностями мягких и твердых согласных, нормами их произношения. Формировать умения слышать и выделять звуки в словах, характеризовать звуки, употреблять звуки в соответствии с литературными нормами.

Образование твердых и мягких согласных.

- Как вы думаете, как образуются твердые и мягкие согласные звуки?

- Я буду произносить слоги, а вы, если услышите твердый звук, – поднимите пустой квадрат, если услышите мягкий звук – квадрат с запятой. Почему? (так обозначается мягкость согл-ых (показать примеры записи на доске).

Ля, ла, бы, би, хо, хё, не, нэ, дю, ду, ле, ра, жа, си, мо.

- Слоги произносите за мной. Обратите внимание, как двигается язык.

- Давайте почувствуем, что происходит с языком, когда мы произносим твердые или мягкие согласные звуки.

- Вывод: При произнесении мягких согласных средняя часть языка делает горку и поднимается вверх, к небу.

- А теперь я буду произносить слова, а вы поднимайте пустой квадрат, если первый звук в слове твердый, и квадрат с запятой, если первый звук в слове мягкий. - Слова произносите за мной. Продолжайте наблюдать, как двигается язык.

Ток, тик, кот, река, гора, хор, мир, рот, крюк, ряд, лак, сон, жар, пень, лес, лото, мак.

Вывод: Как образуются твердые и мягкие согласные?

Обозначение мягких и твердых согласных на письме.

Прочитайте пары слов:

Рука – рюкзак

Белка - булка

Слон – конь

- Назовите парные по твердости – мягкости согласные.

- Какими буквами обозначены парные звуки?

Сделайте вывод: как на письме обозначаются парные мягкие и твердые согласные?

Работаем в парах: Прочитайте 2-ю пару слов. Назовите парные по твердости – мягкости согласные.

- Какими буквами обозначены парные звуки?

Начертите схему.

Работаем индивидуально (то же о 3-й паре слов). Обсудите с соседом результаты работы.

Упражнение. Обозначьте в записанном стихотворении мягкий и твердый звук з

Письмо по памяти.

В звезде найдешь ты букву З.

И в золоте, и в розе.

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

«Сигналы мягкости»

- Как мы определяем, что

согласный при чтении нужно произносить мягко? Есть ли в русском языке «сигналы мягкости»?

- Прочитайте слова. Мягкие согласные отметьте с помощью транскрипции (один ученик у доски). Подчеркните следующие после мягких согласных буквы. Сделайте вывод.

Ноль, берёза, лиса, блюдо, отряд.

Сравним наш вывод со сведениями в учебнике.

- Самостоятельно составьте кластер на тему «Сигналы мягкости». Сравните с кластером соседа по парте.

- На каждый «сигнал мягкости» запишите свой пример.. Отметьте мягкий согласный и «сигнал мягкости».

Упражнение «Я учитель».

Один ученик выйдет к доске, остальные сами подбирают слова с мягкими согласными и диктуют их стоящему у доски. Записываем в тетради. Выделяем мягкий согласный и «сигнал мягкости».

Произношение твердых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах.

Прочитайте слова (на слайде):

шоссе (*широкая дорога для автомобилей),

депо (*здание для стоянки и ремонта паровозов и вагонов),

бассейн (*оборудованное место, наполненное водой)

Давайте убедимся в правильности произношения. Поможет в этом орфоэпический словарь.

Упражнение.

Слова (на экране) запишите в 2 столбика (см. Прил. 2)

Термин, шинель, детектив, компьютер, дефис, лазер, менеджер, дисплей, фонетика, музей, сенбернар, сеттер.

Значение неизвестных слов посмотрим в толковом словаре.

Составьте предложения с любыми двумя словами

- Сделайте вывод: Как произносятся согласные в иноязычных словах перед Е?

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Делают вывод.

Чертят схему.

Вывод: Парные мягкие и твердые согласные на письме обозначаются одной буквой.

Обозначают звуки и буквы, чертят схемы.

Записывают.

Делают вывод.

Читают учебник.

Чертят кластер.

(12 слов, 3 – 4 ученика, выходят друг за другом – до 1-ой ошибки)

Смотрят словарь.

Работают по орфоэпическому и толковому словарям.

Составляют предложения.

Выполняют упражнение самостоятельно.

Проверяют по ключу (выводится на экран). Объясняют значения слов.

Составленные предложения читают, исправляют речевые ошибки.

Вывод:

Среди иноязычных слов есть слова, которые можно произносить и с мягким, и с твердым согласным перед Е, а есть слова, произношение которых имеет только один правильный вариант).

Предметные:

умение относить звуки к определенной группе.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

форме.

Предметные:

выполнять частичный фонетический разбор, умение относить звуки к определенной группе.

Познавательные:

применение знаково-символических действий.

Регулятивные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Предметные:

выполнять частичный фонетический разбор, умение относить звуки к определенной группе.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной

форме.

Познавательные:

смысловое чтение.

Познавательные:

применение знаково-символических действий.

Предметные:

фонетический разбор, умение классифицировать звуки

Личностные:

обогащение словарного запаса.

Предметные:

умение работать с орфоэпическим словарем.

Личностные:

потребность сохранить чистоту русского языка как явления

национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Закрепление нового материала


Формировать умения слышать и выделять звуки в словах, характеризовать звуки, употреблять звуки в соответствии с литературными нормами.

Упражнение «Загадки»

Прочитайте загадки (на экране). Запишите слова-отгадки в транскрипции.

Загадки:

  1. Зимой и летом одним цветом.

(Конь)

  1. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

А несут меня не кони,

А блестящие…(Коньки)

3. Говорят: они стоят,

Говорят: они спешат,

Говорят: они идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А они висят на месте. (Часы)

Упражнение-игра «Внимательные покупатели»

Мы в магазине игрушек. Перед вами (на экране) витрина магазина с игрушками: робот, шар, матрёшка, меч, птичка- синичка, мишка, клоун, барабан, бубен, молоточек, мышка, щука, собака).

- Кому какие игрушки понравились?

- Вы можете взять игрушки (записать в тетрадь), в названии которых есть мягкий согласный. Но не ошибитесь!

Запишите, что вы купили. Твердые и мягкие согласные обозначьте с помощью транскрипции.

Упражнение. Подобрать 3 слова, каждое из которых должно соответствовать определенным требованиям:

Первое слово должно включать три твердых согласных.

(Парта, сорт, спор)

Второе слово должно оканчиваться на непарный мягкий согласный (Товарищ, кирпич, грач)

Третье слово должно начинаться с непарного твёрдого согласного (Животное, цыплёнок)).

Ученик у доски транскрибирует слова-отгадки.

Учащиеся произносят все слова.

Записывают слова, обозначают мягкие и твердые согласные с помощью транскрипции.

(один ученик у доски).

Записывают слова, обозначают мягкие и твердые согласные с помощью транскрипции.

(один ученик у доски).


Предметные:

умение выполнять частичный фонетический разбор слов.

Предметные:

умение выполнять частичный фонетический разбор слов.

Предметные:

умение относить звуки к определенным группам на основе заданных признаков.

Физкультминутка

Дежурный ученик проводит разминку

Выполняют разминку




Подведение итогов


Помочь учащимся систематизировать изученное по теме.

Что зашифровано в этом рисунке? Какое отношение он имеет к уроку?


Губы, зубы, язык помогают образовать звук.

Познавательные:

применение знаково-символических действий.

Рефлексия


Помочь учащимся. Заполните 3-ую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Заполняют 3-ую графу таблицы.

Регулятивные:

оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Домашнее задание

Разъяснить способы выполнения ДЗ.

Письменное ДЗ:

Сочинить сказку о том, как пропали твердые или мягкие (на выбор) звуки

Нарисовать город, в котором живут на разных улицах разные звуки

Записывают ДЗ.

Познавательные:

умение строить речевое высказывание письменной форме.

Перевод текста в другую знаковую систему