Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 3
Позиция «Организатор»
- Описание позиции «Организатор» и важных для нее вопросов
- Практическое задание 6-7-8 (внутренний практикум)
- Организационный разбор результатов задания
- Практическое задание (работа со своими рабочими материалами)
- Контрольный блок вопросов (базовый тест)
- Вопросы на размышление (дополнительный тест)
СТРУКТУРА БЛОКА «О»
Любая система существует в условиях ограниченных ресурсов и пытается функционировать, правильно расходуя эти ресурсы так, чтобы их хватало на бесперебойное существование.
Фактически, задача позиции «ПОЧЕМ» обеспечить существование системы, накапливая ресурсов достаточно для того, чтобы любой дополнительный расход в единицу времени всегда был обеспечен. Так система отвечает на вопрос «почем».
Поскольку позиция «Организатор» обслуживает систему и пытается увеличить количество ресурсов внутри системы, но не может влиять вовне, то делает это за счет сокращения издержек – временных или ресурсных.
ПОЗИЦИЯ «ПОЧЕМ»:
В каких аспектах можно думать о позиции организатора в образовательной деятельности (обучении, педагогическом действии):
- Невыгорание (всех оптом – и себя, и детей)
- Массовость (чем больше обучил в моменте, тем лучше)
- Универсальность (должно подойти любому)
Основные функции организатора: администрирование (то есть контроль воспроизводимости) и оптимизация (сокращение издержек без потери качества).
Таким образом, основная задача позиции «ПОЧЕМ» – это увеличение эффективности образовательного действия, то есть достижение результата при наименьшем количестве усилий.
ПОЗИЦИЯ «ПОЧЕМ» В ОБРАЗОВАНИИ:
ВАЖНОЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ «ПОЧЕМ»:
Задача организатора: любыми способами обеспечить сближение двух контуров – производственного и пользовательского, чтобы площадь пересечения их была максимальной.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 6 (индивидуальная работа)
Прочтите текст, подлежащий сокращению:
Кроме легенд о Геракле, древние Греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то, что братья с детства были очень похожи, выросли они разными.
Ещё очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, А Геракл бежит умываться к холодному ручью.
Вот братья идут по дороге и видят: на пути большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь.
Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках.
Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала ещё далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнём здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы быстрее одолеем дорогу».
Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И всё это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой.
В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой.
!!! ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯЙТЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 7 (индивидуальная работа)
Инструкция-задание:
(выполнять строго по очереди)
- Сократите текст вдвое. Зафиксируйте принцип, по которому производили сокращение.
- Сократите текст вдвое. Зафиксируйте новый принцип, который позволил ужать текст еще раз.
- Переформулируйте текст до одного содержательного высказывания.
- Придумайте пословицу, которая отражала бы общий смысл текста.
Общее время на задачу – 10 минут.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 8 (индивидуальная работа)
Инструкция-задание:
(выполнять строго по очереди)
- Вернитесь с исходному тексту и сформулируйте несколько проблемных ситуаций, которые может решать указанная задача (сокращения текста без потери смысла)
- Придумайте такой способ организации урока (задание), который позволит вам проверить, что сокращение текста выполнено учеником качественно
- Придумайте ход, который позволит вам удостовериться в правильно выполненном учеником задании без перечитывания измененного текста
- Придумайте задание, которое само научит ученика сокращать текст эффективно без проверки.
Общее время на задачу – 5 минут.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «О» (обсуждение результата)
Как я выполнил задание 7:
- Удалить каждое второе предложение, связывая оставшиеся по смыслу между собой так, чтобы точно оставались первое и последнее.
- Удалить все возможные предложения, не внося корректировок в содержание, чтобы сохранился общий смысл.
- Сложить первое и последнее предложение в одно основное, удалив из них лишнее, и добавить к нему подчиненное предложение с описанием основного хода размышления.
- Выбрать пословицу про последнее предложение.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «О» (обсуждение результата)
Как я выполнил задание 8:
- Быстро буду говорить, не замерзну на морозе, стоя на пороге у незнакомых мне людей, и быстрее объясню, чего хочу.
- Уложу смысловое сообщение в 144 знака твиттера
- Больше успею сказать и угадать в игре «Крокодил»
Игра »Лицом к лицу».
Проверка по ключевым словам.
Обсуждение текстов в группах по пять с их оценкой и выборочная проверка
???
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 9 (индивидуальная работа с вашим материалом)
Попробуйте посмотреть на ваш способ работы и контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие проверку эффективности вашего педагогического действия.
Проведите последнее практическое задание (номер 8) с вашим собственным материалом и вашей формулировкой задания
Подумайте, какую позицию вам пришлось занять, чтобы эффективно выполнить это задание
ГДЕ БРАТЬ ИДЕИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ
- Любые новые технологические платформенные решения – от тиктока до социальных сетей, от menti.com до гугл-форм.
- Старые проверенные дедовские способы вовлечения учеников в учительские задачи: совместная подготовка материала, предварительный разбор (перевернутый урок), работы в парах и группах, кросс-оценка с выборочной проверкой.
- Коллективные обсуждения с вашими коллегами-педагогами, поскольку у них те же самые проблемы, а значит, можно придумать общие способы оптимизации
Важно понимать, что именно позиция «ПОЧЕМ» на самом деле является основным драйвером развития самой системы образования, а не отдельных образовательных педагогических действий (позиция «ЧТО»)
Способы оптимизации заставляют нас думать о том, а что лишнего мы делаем такого, что можно сократить без ущерба для качества действия.
И если подходить к этой задаче по-настоящему, с удержанием ценного, организация образовательного процесса фактически будет выполнять основную функцию
реинституциализации и образования вообще, и отдельных образовательных функций
В образовательной деятельности ответ на вопрос «ПОЧЕМ» расширяет ресурсные возможности учителя, а значит, его работоспособность и срок жизни в образовательной системе.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ