ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнила Кокарева Софья
Задание 2
Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху
Задание 1. Иллюстрацией каких теорий культурогенеза могут выступать следующие высказывания (объясните свой ответ):
-
«Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации» (З. Фрейд). -
«Совсем другое дело, если ваш репродуктивный успех зависит от того, сумеете ли вы повысить свой социальный ранг, умело манипулируя соплеменниками, каждый из которых стремится к тому же, что и вы. В этом случае для того, чтобы оставить больше потомства, вам нужно быть не просто хитрым – вы должны быть хитрее своих сородичей» (А. Марков).
Задание 2. О каких формах первобытных религиозных верований идет речь:
-
«вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев). -
«именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев). -
«религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев).
Ответ:
Задание 1
1. В данном высказывании можно говорить о концепции социального интеллекта культурогенеза, так как описывается цивилизация, прогресс в обществе, развитие индивида, ведь человек додумался говорить в конфликте, решать дела словом, а не махать кулаками и уж тем более не бросаться камнями. Что является более интеллектуальным вариантом.
Концепция социального интеллекта (Р. Данбар, С. Гаврильц, А. Воуз и др.) предполагает, что увеличение количества популяции, косвенно подтверждаемое рядом археологических данных, привело к снижению эффективности обычного для приматов способа улаживания конфликтов в коллективе – груминга. В этих условиях, способом коммуникации становятся условные вербальные знаки, а также учет возможного поведения другого – модель психики (или «теория ума»). Социальный интеллект с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей репутации и социального признания. Так рождается внутренний мир Я, соотносящий себя с другими Я и, одновременно, скрывающий себя от других.
2. Высказывание А. Маркова я отношу к игровой концепции культурогенеза, вместе с концепцией социального интеллекта, так как соперничество со своими соплеменниками - можно отнести к игре, успех которой приводит к социальному признанию и обеспечивает репродуктивный успех среди своих сородичей.
Игровую концепцию культурогенеза разрабатывали Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гадамер, Е. Финк, но в наибольшей степени концепция разработана в трудах голландского историка культуры Йохана Хейзинги (1872—1945). В своей книге «Homo Ludens» («Человек играющий») философ отмечал, что игра присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла, он считал, что игра старше культуры. По его мнению, если проанализировать любую человеческую деятельность, она покажется не более чем игрой. Автор считает, что человеческая культура возникает и развертывается в игре.
Задание 2
1. «вера в “духовные существа” – во всевозможных духов, демонов, гениев, в разные божества, а также в душу живого человека и мертвеца» (С.А. Токарев). – Анимизм
2. «именование отдельных родов (а первоначально фратрий) по животным – обычай, вполне понятный в условиях охотничьего быта. Возможно, что каждый род получал обозначение по животному или растению, чаще встречающемуся на его территории» (С.А. Токарев). – Тотеизм
3. «религиозное почитание неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства» (С.А. Токарев). – Фетишизм