ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел: | Культура Казахстана в ХYIIIвеке | |
ФИО педагога | Идрешова Г.Ж. | |
Дата: | | |
Класс: 7 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Тема урока | Устное народное творчество казахов в XVIII веке Исследовательский вопрос: Как исторические события XVІII века отражены в произведениях акынов и жырау? | |
Цели обучения | 7.2.2.1 – оценивать значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников | |
Цели урока | Определять историческую значимость устного народного творчества XVIII века. | |
Критерии оценивания |
| |
| |
Этап урока/ Время | Действия педагога | Ресурсы |
Начало урока Середина урока | Сегодня на уроке - Оценим значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников; -Познакомимся с творчеством казахских акынов-жырау XVIII века. Исследовательский вопрос: Как исторические события XVІII века отражены в произведениях акынов и жырау? Опорные слова: Акын - поэт-импровизатор Опорные слова: Жырау-поэты-сказители, в поэтической форме размышлявшие о судьбах народа и страны. Посмотрим короткое видео Ключевые слова Кюи - инструментальные пьесы для исполнения на народных музыкальных инструментах Ключевые слова Шешен - (красноречивый) — персонаж казахского фольклора, мастер словесного искусства Посмотрите короткое видео Предлагаю проверить данные понятия. Соотнесите правильно Слайд 8 Проверяем Слайд 9 ВXVIII столетии казахи продолжали сохранять самобытную древнюю культуру, где видное место занимало творчество и музыкальное искусство акынов, жырау и шешенов. Появились дастаны, песни –жыры, различные легенды о борьбе казахского против джунгарских завоевателей, произведения, отражающие события, происходившие внутри страны. Трагическое положение народа выразительно описано с известной вам из предыдущих тем песне-плаче « Елим-ай» С вершины Каратауских гор спускаются аулы, При откочевке одинокий идет верблюжонок. Ох, как тягостна потеря родных, Из черных глаз катятся слезы. Героическая борьба народа против джунгарских завоевателей ярко отразилась в творчестве таких крупнейших представителей казахской поэзии: Бухар жырау, Таттикары, Умбетея, Актамберды В XVIII в. особой популярностью среди казахов пользовался жырау, би, прекрасный знаток обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы (1693–1787), известный как Бухар жырау. Он родился и вырос на территории современного Баянаульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба. Его отец Калкаман батыр стал популярен в народе благодаря личной отваге и храбрости. В народе жырау был известен как святой – «көмекей әулие». Бухар жырау создал много назидательных песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости Казахского ханства. Народный трибун был одним из влиятельных биев при хане Абылае, его ближайшим и верным советником и соратником. В своих стихах воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля: О, Абылай, богател твой народ, Ты в богатых местах дал пасти ему скот, Ты гостей принимал под сенью шатра, Угощеньем была им мяса гора, И ко всем твоя милость была щедра. По словам современников, Бухар жырау также обладал даром провидца. В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основные темы его сочинений – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма батыров. Перед лицом внешней угрозы призывал народ к единству и сплоченности. Он мечтал о том дне, когда Казахское государство станет сильным, централизованным и полностью независимым. Актамберды Сарыулы родился в предгорьях Каратау, в окрестностях Южного Казахстана. И уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. В своих поэмах и толгау( раздумьях) он восхищался героизмом и доблестью батыров. Актамберды призывал молодежь к стойкости и мужеству, воспевал лучшие качества своего народа, такие как гостеприимство, открытость, сострадание. Одним из современников и близких по духу к Бухар жырау был Умбетей жырау Тулеулы из рода канжыгалы. Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги батыров в войне с захватчиками. В частности, им были созданы жоқтау (плач) и естірту (извещение), посвященные кончине выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая. Таттикара родился в местечке Сарыколь, в Костанайской области. Акын был непосредственным участником боевых схваток с джунгарами. Он стал известен в народе своими пламенными стихами, призывающими к борьбе против цинских захватчиков, вторгшихся в 1756 г. на казахские земли. Исторические источники. Ввиду отсутствия у казахов широкого распространения письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические поэмы, рассказы. Рассказчиками, были бии и шешены, глубоко почитавшиеся в традиционном обществе. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На крупных мероприятиях степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями, сопровождавшимися мудрыми изречениями, афористическими высказываниями. Польский ссыльный Б. Залесский отмечал: «Казахи красноречивы, и сами они считают это признаком хорошего воспитания или благородного происхождения». Известный российский ученый Б. Куфтин также писал: «В разговоре киргиз-кайсаки являются прирожденными ораторами». До наших дней дошли известные рассказы и изречения Казыбека, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII в. – борьба казахского народа против джунгарского нашествия, война с волжскими калмыками. Музыкальное искусство и айтысы. Короткое видео Музыка вдуховной жизни казахов XVIII в. занимала значительное место. Основными формами музыкальных произведений были песни и кюи. Они исполнялись как в форме сольного пения и игры, так и хорового исполнения. В изучаемое время среди степняков было известно более 20 музыкальных инструментов. Это домбра, кобыз, шертер, жетыген, сазсыр- най, шанкобыз, дангыра, асатаяк, сыбызгы, дауылпаз и др. Одним из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757–1820), родившийся и живший в окрестностях Торгая. В возрасте 13 лет он начал играть на кобызе. До нашего времени дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и т. д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну Байтолесу. Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях. Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы, на которых акыны открыто сказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Более всего степняки заботились о сохранении своей репутации и старались проявлять свои лучшие человеческие качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и к памяти предков и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовала общественная оценка, играющая огромную роль в становлении человека. Победителям песенных турниров вручали ценные призы и подарки в виде слитков золота, табунов лошадей, отар овец. Акыны были любимцами народа. Свадебные торжества начинались с песни «Той- бастар». На свадьбах исполнялась песня «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невесты исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха ее встречали песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха – «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания). Благодаря деятельности певцов, акынов, музыкантов XVIII в. до нас дошли такие поэмы, как «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», «Қыз Жiбек», а также кюи, например, «Ақсақ құлан». В это же время функционировали уникальные традиции и обычаи народа (гостеприимство, уважение к старшим, вежливость и т. д.). Они придавали степному социуму стабильность и единство. Оберегали от негативных внешних воздействий. Проверим полученные знания: Сколько известно музыкальных инструментов в изучаемое время? Проверяем более 20 Назовите два самых распространенных казахских музыкальных инструмента Проверяем: кобыз и домбра Назовите известных жырау Проверяем Бухар жырау, Таттикара, умбетей, Актамберды Назовите казахские музыкальные инструменты Проверяем | Презентация. https://www.youtube. com/watch?v=8ygBhd7HKpQ https://youtu.be/LO4SbFWHcGQ https://youtu.be/S4icHcCz-n4 https://youtu.be/BFh63MX6DSo |
| Вывод. Подведем итоги XVIII век занимает особое место в истории культуры казахского народа. В условиях кочевого и полукочевого быта было особенно развито устное народное творчество, сказительство и песенное искусство. Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей Степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени. | |
Конец урока | Задание. Приведите аргументы что фольклор и музыкальные произведения являются источником исторических знаний через ПОПС формулу П – Я считаю, что народный фольклор является историческим источником.. О – потому, что….. П – Это я могу доказать…. С – Исходя из этого….. «Рефлексивная мишень» | Выполняют формулу ПОПС Отмечают на спектрах мишение делая отметку(ставит точку, плюс). |
№ 83. Ораторское искусство казахского народа
С древних времен оратором называли человека, владеющего красноречием. В казахском кочевом обществе сложилось ораторское искусство в форме красноречия. Казахи называли такого человека шешен. Развитие ораторского искусства диктовалось необходимостью защищать семью, род, племя, как от нападок притязаний миролюбивых, так и враждебных соседей. В связи с общественной значимостью роли шешена - будущему оратору давали благословение старейшины рода и племени. Заметив в ребенке склонность к красноречию, знакомили его с пословицами-поговорками, сказками, легендами, историей рода, племени. В народе сохранились имена биев-шешенов, как Жиренше, Аяз-би, Алдар-Косе, Паша-бала.
№ 178. Творческие традиции казахского народа
Жырау - были поэтами-импровизаторами, авторами песен –толгау-размышлений, наставлений в стихах. С древних времен жырау исполняли при ханах роль советников, они воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших ханов, осмысливали и объясняли различные события, давали советы. Знаменитыми представителями поэзии жырау были - Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Актамберды, Шалкииз и Бухаржырау.
№ 178. Творческие традиции казахского народа
Трудовая жизнь, обычаи и обряды, народные игры и праздники все это отражалось в музыке. Самыми распространенными музыкальными инструментами каждого акына и певца были домбра и кобыз. Талантливые народные музыканты создавали свои произведения - кюи-они выражали эпические, героические, сказочные и бытовые темы. Предания и сказки были написаны, как в устной, так и в письменной форме.
№ 83. Ораторское искусство казахского народа
С древних времен оратором называли человека, владеющего красноречием. В казахском кочевом обществе сложилось ораторское искусство в форме красноречия. Казахи называли такого человека шешен. Развитие ораторского искусства диктовалось необходимостью защищать семью, род, племя, как от нападок притязаний миролюбивых, так и враждебных соседей. В связи с общественной значимостью роли шешена - будущему оратору давали благословение старейшины рода и племени. Заметив в ребенке склонность к красноречию, знакомили его с пословицами-поговорками, сказками, легендами, историей рода, племени. В народе сохранились имена биев-шешенов, как Жиренше, Аяз-би, Алдар-Косе, Паша-бала.
№ 178. Творческие традиции казахского народа
Жырау - были поэтами-импровизаторами, авторами песен –толгау-размышлений, наставлений в стихах. С древних времен жырау исполняли при ханах роль советников, они воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших ханов, осмысливали и объясняли различные события, давали советы. Знаменитыми представителями поэзии жырау были - Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Актамберды, Шалкииз и Бухаржырау.
№ 178. Творческие традиции казахского народа
Трудовая жизнь, обычаи и обряды, народные игры и праздники все это отражалось в музыке. Самыми распространенными музыкальными инструментами каждого акына и певца были домбра и кобыз. Талантливые народные музыканты создавали свои произведения - кюи-они выражали эпические, героические, сказочные и бытовые темы. Предания и сказки были написаны, как в устной, так и в письменной форме.