Файл: Устное народное творчество казахов в xviii веке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел:

Культура Казахстана в ХYIIIвеке

ФИО педагога

Идрешова Г.Ж.

Дата:




Класс: 7

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

 Устное народное творчество казахов в XVIII веке

Исследовательский вопрос: Как исторические события XVІII века отражены в произведениях акынов и жырау?

Цели обучения

7.2.2.1 оценивать значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников


Цели урока

Определять историческую значимость устного народного творчества XVIII века.

Критерии оценивания

  • Анализировать исторические события, раскрываемые в произведениях акынов и жырау;

  • Определять роль музыки в жизни кочевников;

  • Описывать ценность трудов акынов и музыкальных произведении в качестве исторических источников.







Этап урока/ Время

Действия педагога

Ресурсы

Начало урока

Середина урока

Сегодня на уроке

- Оценим значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников;

-Познакомимся с творчеством казахских акынов-жырау XVIII века.

Исследовательский вопрос:

Как исторические события XVІII века отражены в произведениях акынов и жырау?
Опорные слова:


Акын - поэт-импровизатор

Опорные слова:

Жырау-поэты-сказители, в поэтической форме размышлявшие о судьбах народа и страны.

Посмотрим короткое видео

Ключевые слова

Кюи - инструментальные пьесы для исполнения на народных музыкальных инструментах

Ключевые слова

Шешен - (красноречивый) — персонаж казахского фольклора, мастер словесного искусства

Посмотрите короткое видео

Предлагаю проверить данные понятия.

Соотнесите правильно Слайд 8



Проверяем Слайд 9



ВXVIII столетии казахи продолжали сохранять самобытную древнюю культуру, где видное место занимало творчество и музыкальное искусство акынов, жырау и шешенов.

Появились дастаны, песни –жыры, различные легенды о борьбе казахского против джунгарских завоевателей, произведения, отражающие события, происходившие внутри страны. Трагическое положение народа выразительно описано с известной вам из предыдущих тем песне-плаче « Елим-ай»

С вершины Каратауских гор спускаются аулы,

При откочевке одинокий идет верблюжонок.

Ох, как тягостна потеря родных,

Из черных глаз катятся слезы.

Героическая борьба народа против джунгарских завоевателей ярко отразилась в творчестве таких крупнейших представителей казахской поэзии: Бухар жырау, Таттикары, Умбетея, Актамберды
В XVIII в. особой популярностью среди казахов

пользовался жырау, би, прекрасный знаток обычного права и шежире, опытный дипломат и государственный деятель Бухар Калкаманулы (1693–1787), известный как Бухар жырау. Он родился и вырос на территории современного Баянаульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба.

Его отец Калкаман батыр стал популярен в народе

благодаря личной отваге и храбрости. В народе жырау

был известен как святой – «көмекей әулие». Бухар

жырау создал много назидательных песен-размышлений,

выражавших идею сохранения и упрочения

независимости Казахского ханства. Народный трибун

был одним из влиятельных биев при хане Абылае,

его ближайшим и верным советником и соратником.

В своих стихах воспевал хана Абылая как прогрессивного государственного деятеля:

О, Абылай, богател твой народ,

Ты в богатых местах дал пасти ему скот,

Ты гостей принимал под сенью шатра,

Угощеньем была им мяса гора,

И ко всем твоя милость была щедра.

По словам современников, Бухар жырау также обладал даром провидца.

В частности, в своих произведениях предугадал далеко идущие колониальные устремления царского правительства. Основные темы его сочинений – любовь к родной земле, патриотизм и воспевание героизма батыров. Перед лицом внешней угрозы призывал народ к единству и сплоченности. Он мечтал о том дне, когда Казахское государство станет сильным, централизованным и полностью независимым.
Актамберды Сарыулы родился в предгорьях Каратау, в окрестностях Южного Казахстана. И уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии. В своих поэмах и толгау( раздумьях) он восхищался героизмом и доблестью батыров. Актамберды призывал молодежь к стойкости и мужеству, воспевал лучшие качества своего народа, такие как гостеприимство, открытость, сострадание.

Одним из современников и близких по духу к Бухар жырау был Умбетей жырау Тулеулы из рода канжыгалы.

Он участвовал во всех антиджунгарских походах и воспевал подвиги батыров в войне с захватчиками. В частности, им были созданы жоқтау (плач) и естірту

(извещение), посвященные кончине выдающегося героя казахского народа батыра Канжыгалы Богенбая.

Таттикара родился в местечке Сарыколь, в Костанайской области. Акын был непосредственным участником боевых схваток с джунгарами. Он стал известен в народе своими пламенными стихами, призывающими к борьбе против цинских захватчиков, вторгшихся в 1756 г. на казахские земли.

Исторические источники. Ввиду отсутствия у казахов широкого распространения письменной литературы получил развитие такой вид жанра устного народного творчества, как исторические поэмы, рассказы.

Рассказчиками, были бии и шешены, глубоко почитавшиеся в традиционном обществе. Каждый род имел своих опытных рассказчиков. На крупных мероприятиях степные ораторы знакомили слушателей с историческими преданиями, сопровождавшимися мудрыми изречениями, афористическими

высказываниями.

Польский ссыльный Б. Залесский отмечал:

«Казахи красноречивы, и сами они считают это

признаком хорошего воспитания или благородного

происхождения».

Известный российский ученый Б. Куфтин также писал: «В разговоре киргиз-кайсаки являются прирожденными ораторами».

До наших дней дошли известные рассказы и изречения

Казыбека, Толе и Айтеке биев. Основная тема исторических рассказов XVIII в. – борьба казахского народа против джунгарского нашествия, война с волжскими калмыками.

Музыкальное искусство и айтысы.

Короткое видео

Музыка вдуховной жизни казахов XVIII в. занимала значительное место. Основными формами музыкальных

произведений были песни и кюи. Они исполнялись

как в форме сольного пения и игры, так и хорового

исполнения. В изучаемое время среди степняков

было известно более 20 музыкальных инструментов.

Это домбра, кобыз, шертер, жетыген, сазсыр-

най, шанкобыз, дангыра, асатаяк, сыбызгы, дауылпаз и др.

Одним из знаменитых кобызшы был Тлеп Аспантайулы (1757–1820), родившийся и живший в окрестностях Торгая. В возрасте 13 лет он начал

играть на кобызе. До нашего времени дошли его кюи «Толгау», «Аллам жар», «Баксы» и т. д. Музыкальный дар Тлепа передался его сыну Байтолесу.

Песни и кюи исполнялись на всех важных праздничных мероприятиях.

Для выявления талантливых поэтов-импровизаторов проводили айтысы, на которых акыны открыто сказывали свою оценку различным явлениям общественной жизни, высмеивали и критиковали недостойное поведение людей, их недостатки. Более всего степняки заботились о сохранении своей репутации и старались проявлять свои лучшие человеческие

качества: гостеприимство, щедрость, богобоязненность, уважение к старшим и к памяти предков и т. д. Казахи вырастали в такой среде, где всегда присутствовала общественная оценка, играющая огромную роль в

становлении человека.

Победителям песенных турниров вручали

ценные призы и подарки в виде слитков золота,

табунов лошадей, отар овец. Акыны были любимцами

народа.

Свадебные торжества начинались с песни «Той-

бастар». На свадьбах исполнялась песня «Жар-жар». При прощании со своими родными и близкими молодые девушки-невесты исполняли трогательные и грустные песни-прощания. В ауле жениха ее встречали

песней-назиданием, знакомством с родителями и родственниками жениха – «Беташар». Во время похорон исполняли особые песни – жоктау (причитания).

Благодаря деятельности певцов, акынов, музыкантов XVIII в. до нас дошли такие поэмы, как «Қозы Көрпеш – Баян сұлу», «Қыз Жiбек», а также кюи, например, «Ақсақ құлан».

В это же время функционировали уникальные традиции и обычаи народа (гостеприимство, уважение к старшим, вежливость и т. д.). Они придавали степному социуму стабильность и единство. Оберегали от негативных

внешних воздействий.

Проверим полученные знания: Сколько известно музыкальных инструментов в изучаемое время?

Проверяем более 20

Назовите два самых распространенных казахских музыкальных инструмента

Проверяем: кобыз и домбра

Назовите известных жырау

Проверяем Бухар жырау, Таттикара, умбетей, Актамберды

Назовите казахские музыкальные инструменты

Проверяем


Презентация.

https://www.youtube.

com/watch?v=8ygBhd7HKpQ

https://youtu.be/LO4SbFWHcGQ

https://youtu.be/S4icHcCz-n4
https://youtu.be/BFh63MX6DSo





Вывод. Подведем итоги

XVIII век занимает особое место в истории культуры казахского народа. В условиях кочевого и полукочевого быта было особенно развито устное народное творчество, сказительство и песенное искусство.

Борьба казахов против джунгарских завоевателей, национально-освободительное движение жителей Степи против царской колонизации края стали основными темами творчества сказителей и жырау того времени.





Конец урока

Задание. Приведите аргументы что фольклор и музыкальные произведения являются источником исторических знаний через ПОПС формулу

П – Я считаю, что народный фольклор является историческим источником..

О – потому, что…..

П – Это я могу доказать….

С – Исходя из этого…..

«Рефлексивная мишень»



Выполняют формулу ПОПС


Отмечают на спектрах мишение делая отметку(ставит точку, плюс).


№ 83. Ораторское искусство казахского народа

С древних времен оратором называли человека, владеющего красноречием. В казахском кочевом обществе сложилось ораторское искусство в форме красноречия. Казахи называли такого человека шешен. Развитие ораторского искусства диктовалось необходимостью защищать семью, род, племя, как от нападок притязаний миролюбивых, так и враждебных соседей. В связи с общественной значимостью роли шешена - будущему оратору давали благословение старейшины рода и племени. Заметив в ребенке склонность к красноречию, знакомили его с пословицами-поговорками, сказками, легендами, историей рода, племени. В народе сохранились имена биев-шешенов, как Жиренше, Аяз-би, Алдар-Косе, Паша-бала.
№ 178. Творческие традиции казахского народа

Жырау - были поэтами-импровизаторами, авторами песен –толгау-размышлений, наставлений в стихах. С древних времен жырау исполняли при ханах роль советников, они воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших ханов, осмысливали и объясняли различные события, давали советы. Знаменитыми представителями поэзии жырау были - Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Актамберды, Шалкииз и Бухаржырау.
№ 178. Творческие традиции казахского народа

Трудовая жизнь, обычаи и обряды, народные игры и праздники все это отражалось в музыке. Самыми распространенными музыкальными инструментами каждого акына и певца были домбра и кобыз. Талантливые народные музыканты создавали свои произведения - кюи-они выражали эпические, героические, сказочные и бытовые темы. Предания и сказки были написаны, как в устной, так и в письменной форме.

№ 83. Ораторское искусство казахского народа

С древних времен оратором называли человека, владеющего красноречием. В казахском кочевом обществе сложилось ораторское искусство в форме красноречия. Казахи называли такого человека шешен. Развитие ораторского искусства диктовалось необходимостью защищать семью, род, племя, как от нападок притязаний миролюбивых, так и враждебных соседей. В связи с общественной значимостью роли шешена - будущему оратору давали благословение старейшины рода и племени. Заметив в ребенке склонность к красноречию, знакомили его с пословицами-поговорками, сказками, легендами, историей рода, племени. В народе сохранились имена биев-шешенов, как Жиренше, Аяз-би, Алдар-Косе, Паша-бала.


№ 178. Творческие традиции казахского народа

Жырау - были поэтами-импровизаторами, авторами песен –толгау-размышлений, наставлений в стихах. С древних времен жырау исполняли при ханах роль советников, они воспевали отвагу и стойкость батыров, оплакивали умерших ханов, осмысливали и объясняли различные события, давали советы. Знаменитыми представителями поэзии жырау были - Доспамбет, Маргаска, Жиембет, Актамберды, Шалкииз и Бухаржырау.
№ 178. Творческие традиции казахского народа

Трудовая жизнь, обычаи и обряды, народные игры и праздники все это отражалось в музыке. Самыми распространенными музыкальными инструментами каждого акына и певца были домбра и кобыз. Талантливые народные музыканты создавали свои произведения - кюи-они выражали эпические, героические, сказочные и бытовые темы. Предания и сказки были написаны, как в устной, так и в письменной форме.