Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 ПОНЯТИЕ ПРИЕМЛЕМОГО РИСКА
Приемлемый риск – это такой риск, который в данной ситуации (при данных обстоятельствах, при данном уровне развития науки и технологий) допустим при существующих общественных ценностях. Социально приемлемый риск оценивает не только и не столько абсолютные значения риска с учетом многих аспектов жизнедеятельности, сколько существующие тенденции роста или снижения рисков различных консервативных и новых видов деятельности принимаемых обществом. Приемлемый риск уместно определять на различных уровнях – от организации отрасли экономики до государства.
Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимого) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты. На практике это всегда компромисс между достигнутым в обществе уровнем безопасности (исходя из показателей смертности, заболеваемости, травматизма, инвалидности) и возможностями его повышения экономическими, технологическими, организационными и другими методами. Экономические возможности повышения безопасности технических и социотехнических систем не безграничны. Так, на производстве, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно ослабить финансирование социальных программ производства (сокращение затрат на приобретение спецодежды, медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и др.).
При увеличении затрат на совершенствование оборудования технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферу. Это обстоятельство надо учитывать при выборе приемлемого риска. Подход к оценке приемлемого риска очень широк. Главным остается в первом случае выбор приемлемого риска для общества, во втором – для коллектива организации.
В настоящее время с учетом международной практики принято считать, что действие техногенных опасностей (технический риск) должно находиться в пределах от 10-7 - 10-6 (смертельных случаев чел-1 · год-1), а величина 10-6 является максимально приемлемым уровнем индивидуального риска. В Российском законодательстве в области безопасности эта величина используется для оценки пожарной безопасности и радиационной безопасности.
Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск. В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей, пострадавших от аварий и пожаров, человеку приходится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется общественной необходимостью оказания помощи пострадавшим людям, служебной обязанностью, личным желанием спасти от разрушения дорогостоящее оборудование или сооружения предприятия.
В то же время, пренебрежение человеком выявленных опасностей приводит к ситуациям, связанным с индивидуально и общественно неоправданным рискам. Так, нежелание работников на производстве руководствоваться действующими требованиями безопасности технологических процессов, неиспользование средств индивидуальной защиты и т.п. может сформировать необоснованный риск, как правило, приводящий к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.
Обыденные представления о риске возможных неблагоприятных последствий, связанных с жизнью или здоровьем человека, включают в себя самые разнообразные аспекты и существенно зависят от принятых во внимание признаков – длительности воздействия, оправданности, тяжести последствий и т.д.
5 УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ
Основным вопросом теории и практики безопасности жизнедеятельности является вопрос повышения уровня безопасности. Порядок приоритетов при разработке любого проекта необходимо уже на первых стадиях разработки продукта или системы в соответствующий проект, насколько это возможно, были включены элементы, исключающие опасность. К сожалению, это не всегда возможно. Если выявленную опасность невозможно исключить полностью, необходимо снизить вероятность риска до допустимого уровня путем выбора соответствующего решения. Достичь этой цели, как правило, в любой системе или ситуации можно несколькими путями.
Такими путями являются:
полный или частичный отказ от работ, операций и систем, имеют высокую степень опасности;
замена опасных операций другими – менее опасными;
совершенствование технических систем и объектов;
разработка и использование специальных средств защиты;
меры организационно-управленческого характера, в том числе контроль за уровнем безопасности, обучение людей по вопросам безопасности, стимулирования безопасной работы и поведения.
Каждый из указанных направлений имеет свои преимущества и недостатки, и поэтому часто заранее трудно сказать, какой из них лучше.
Как правило, для повышения уровня безопасности всегда используется комплекс этих мер и средств.
Для того чтобы отдать предпочтение конкретным мерам и средствам или определенному их комплексу, сравнивают расходы на эти цели и средства и уровень снижения вреда, который ожидается в результате их введения.
Такой подход к уменьшению риска опасности называется управления риском. В вопросах управления риском последнее место занимает стоимость этого управления.
В качестве примера можно привести действия по запуску космического челнока.
С точки зрения эксплуатации целой системы уровень риска, связанный с запуском и посадкой челнока, на несколько порядков превышает риск полета на авиалинии, а риски, которые включает в себя полет на авиалинии, риск пилотирования легкого одномоторного самолета. Но в данном случае такой риск принимается потому, что, во-первых, его практически невозможно устранить на данном уровне развития космонавтики, а во-вторых, каждый полет космического челнока открывает новые перспективы для развития многих областей науки, техники, обороны, народного хозяйства.
Следовательно, стоимость не является единственным и главным критерием установления приемлемого риска.
Важную роль, как показано выше, играет оценка процесса, связанная с определением и контролем риска.
Для того, чтобы яснее представить себе, как на практике используется методика управления риском, рассмотрим пример, связанный с риском опасности лишь одной технологической операции – операции покрытия мебели несколькими слоями лака в процессе их изготовления.
Этот пример покажет не только, как нужно использовать методику управления риском, но и то, когда и как используются ради отдельных направлений безопасности жизнедеятельности, а именно охраны труда, защиты окружающей среды и гражданской обороны.
Все вышеприведенные вопросы безопасности относятся к компетенции охраны труда, но загрязненный воздух, который будет извлекаться из красильной камеры, может представлять опасность для людей, которые живут или по тем или иным причинам находится недалеко производства. Это уже сфера действия другого законодательства, а именно законодательства о защите окружающей среды.
Для того, чтобы получить разрешение на внедрение нового технологического процесса, предпринимателю необходимо согласовать возможность и количество выбросов с органами санитарного надзора и защиты окружающей среды.
В данном случае речь идет о возможности загрязнения воздуха, и, возможно, этот пример не совсем показателен, потому что в других производствах могут использоваться значительно агрессивнее вещества или в гораздо больших количествах, чем те, о которых говорится здесь, но все же этот пример наглядно демонстрирует риски, с которыми связано любое производство, и необходимость применения методики управления ими.
Чтобы исключить или уменьшить возможность влияния вредных веществ на людей и окружающую среду в случае аварии, стихийного бедствия или катастрофы, на предприятии в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов по вопросам гражданской обороны и охраны труда владельцем должны быть разработаны и утверждены план предупреждения чрезвычайных ситуаций и план (инструкция) ликвидации аварий (чрезвычайных ситуаций).
В плане предупреждения чрезвычайных ситуаций рассматриваются возможные аварии и другие чрезвычайные ситуации техногенного и природного происхождения, прогнозируются последствия, определяются меры по их предупреждению, сроки выполнения, а также силы и средства, привлекаемые к этим мероприятиям.
В плане (инструкции) ликвидации аварий (чрезвычайных ситуаций) должны быть перечислены все возможные аварии и другие чрезвычайные ситуации, определенные действия должностных лиц и работников предприятия при их возникновения, обязанности профессиональных аварийно-спасательных формирований или работников других предприятий, учреждений и организаций, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Разработав все необходимые организационные, санитарно-гигиенические и технические меры обеспечения безопасности работников и согласовав их с местной инспекцией Комитета по надзору за охраной труда, выполнив расчеты ПДВ вредных веществ и согласовав их с соответствующими органами здравоохранения и защиты окружающей среды, разработав и согласовав с органами гражданской обороны план предупреждения чрезвычайных ситуаций и план (инструкцию) ликвидации аварий (чрезвычайных ситуаций), предприниматель, если нет других препятствий, может начинать производство продукции. Но ему не следует забывать также о возможности несанкционированного доступа к вредным веществам, например, с целью кражи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный опыт свидетельствует, что безопасность – это приемлемый риск, который существует, но не является фатальным с точки зрения его превращения в реальную опасность.
Опасности, как правило, не возникают неожиданно. Им предшествует накопление факторов риска.
Обнаружение, анализ этих факторов, прогнозирование с их помощью степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. – важнейшие задачи диагностики опасности и угроз. Она включает определение показателей и индикаторов измерения риска, выявление критериев опасностей и угроз, а также их пороговых значений с точки зрения приемлемого для социальной системы риска.
Накопленный мировой опыт решения задач управления рисками ЧС, анализ реального состояния и прогноз показывают, что эта проблема вполне обоснованно стала важной составной частью государственной политики в области устойчивого развития национальной безопасности и безопасности международного сообщества в целом. Диагностика опасностей, знание факторов риска, умение их прогнозировать являются важными компонентами подготовки специалиста в сфере безопасности, в том числе учителя безопасности жизнедеятельности.