Файл: Контрольная работа по дисциплине Методы принятия управленческих решений Вариант 2 Студент Группа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»
Вариант 2
Студент:
Группа:
Руководитель:
Екатеринбург
2022 г.
Содержание:
-
Типология решений__________________________________________3 -
Организационные структуры обеспечения управленческой деятельности и принятия решений в компаниях___________________5 -
Особенности выработки стратегических и тактических управленческих решений___________________________________________________14 -
Практическая часть__________________________________________16 -
Список литературы__________________________________________19
1. Типология решений.
Все многообразие управленческих решений в зависимости от характера проблем и методов их решения можно условно разделить на типы.
Так, с учетом стереотипности ситуаций и используемым методом, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относятся стандартные и повторяющиеся решения. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. К таким ситуациям относятся те, что связаны с закупкой товаров, формированием ассортимента, подбором кадров и др. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. Это делается потому, что абсолютного повторения всех нюансов ситуации практически не бывает.
К непрограммированным относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (например, разработка новых технологий, изделий, формирование новой структуры).
Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень - рутинные отношения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень - селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень - адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень - инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:
хорошо структуризованные;
слабо структуризованные;
неструктуризованные.
Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Саймоном и А. Ньюэллом.
Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как “исследование операций”.
Слабо структуризованными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей
, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллективного органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.
В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер. Решаемая проблема, независимо от ее типа, должна увязываться с целями управления предприятием, и на этой основе целесообразно формировать процедуру разрешения ситуации.
2. Организационные структуры обеспечения управленческой деятельности и принятия решений в компаниях.
Организационная структура формируется в зависимости от целей деятельности предприятия и необходимых для этого подразделений. Именно подразделения осуществляют функции, которые составляют бизнес-процессы предприятия.
Говоря об организационной структуре, мы имеем в виду концептуальную схему, вокруг которой организуется группа людей, основу, на которой держатся все функции. Организационная структура предприятия — это, по сути, руководство для пользования, которое объясняет, как организация выстроена и как она работает. Если говорить конкретнее, то организационная структура описывает, как в компании принимаются решения и кто является ее лидером.
Почему необходимо разрабатывать организационную структуру предприятия?
-
Организационная структура дает четкое понимание того, в каком направлении движется компания. Ясная структура — это инструмент, с помощью которого можно придерживаться порядка в принятии решений и преодолевать различные разногласия. -
Организационная структура связывает участников. Благодаря ей люди, присоединяющиеся к группе, имеют отличительные черты. В то же время и сама группа обладает определенными особенностями. -
Организационная структура формируется неизбежно. Любая организация по определению подразумевает какую-то структуру.
Элементы организационной структуры.
Организационная структура любой организации будет зависеть от того, кто является ее участниками, какие задачи она решает и как далеко организация зашла в своем развитии.
Независимо от того, какую организационную структуру вы выбираете, три элемента всегда будут присутствовать в ней.
-
Управление -
Конкретный человек или группа людей, которые принимают решения в организации -
Правила, по которым работает организация
Многие из этих правил могут быть заявлены явно, в то время как другие могут быть скрытыми, но при этом не менее обязательными для исполнения.
-
Распределение труда
Распределение труда может быть формальным или неформальным, временным или постоянным, но в каждой организации непременно будет определенный тип распределения труда.
Линейно-штабная организация.
Такая структура характеризуется наличием линейных руководителей и подразделений, которые по факту не имеют права принятия решений. Главная их задача — оказывать помощь линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления. Процесс принятия решений в такой структуре медленнее.
Преимущества:
-
Позволяет сотрудникам быстро выполнять задачи. -
Помогает сотрудникам брать на себя ответственные функции и специализироваться на конкретных функциях. -
Помогает линейным руководителям сконцентрироваться на определенных задачах. -
При организационных изменениях минимален риск возникновения сопротивления. -
Сотрудники чувствуют, что их вклад оценен.
Недостатки:
-
Среди сотрудников может возникать путаница. -
У сотрудников недостаточно знаний, чтобы ориентироваться на результат. -
Слишком много уровней иерархии. -
Сотрудники могут расходиться во мнениях, что замедляет работу. -
Более дорогостоящая структура, чем простая линейная организация, из-за наличия начальников подразделений. -
Решения могут приниматься слишком долго.
Функциональная структура.
Этот вид организационной структуры классифицирует людей согласно функции, которую они выполняют в профессиональной жизни.
Преимущества:
-
Высокая степень специализации. -
Ясный порядок подчиненности. -
Четкое понимание ответственности. -
Высокая эффективность и скорость. -
Отсутствие необходимости в дублировании работы. -
Все функции одинаково важны.
Недостатки:
-
Коммуникация сталкивается с несколькими барьерами. -
В центре внимания находятся люди, а не организация. -
Решения, принятые единственным человеком, могут не всегда идти на пользу организации. -
По мере роста компании становится труднее осуществлять контроль над действиями внутри нее. -
Отсутствие командной работы между различными отделами или единицами. -
Поскольку все функции отделены, сотрудники могут не знать о том, что творится у коллег.
Дивизиональная структура.
Сюда относятся виды структур, которые основаны на различных подразделениях в организации. Они группируют сотрудников на основе продуктов, рынков и географического положения.
-
Продуктовая (товарная) структура
Такая структура основана на организации сотрудников и работы вокруг различных продуктов. Если компания производит три различных продукта, то у нее будут три различных подразделения для этих продуктов. Этот тип структуры лучше всего подходит для розничных магазинов с множеством продуктов.
Преимущества:
-
Структурные единицы, которые не работают, можно легко закрыть. -
Каждая единица может управляться как отдельное структурное подразделение. -
Быстрое и легкое принятие решений. -
Большая независимость у лиц, принимающих решения. -
Отдельные продукты привлекают отдельное внимание в зависимости от проблем, которые возникают. -
Организация характеризуется высокой производительностью и эффективностью.
Недостатки:
-
Поскольку каждая структурная единица работает самостоятельно, организационные цели не могут быть достигнуты. -
Нездоровая конкуренция среди внутренних подразделений. -
Большое количество организационных уровней препятствует развитию бизнеса. -
Все единицы не могут быть равнозначными. -
Маркетинг отдельных продуктов может сильно отличаться по стоимости.