Файл: Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема: Почему Солнце светит днём, А звёзды - ночью?

Тип урока: УОНЗ

Цели: Познакомить и дать представление о звёздах, Солнце и созвездиях

Планируемые результаты:

Личностные: развивать интелектуальны  и ппрактические умения детей; развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деятельности, развивать речь, внимание, память, логическое мышление;

Предметные: Дать понимание, что звёзды огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от земли, что Солнце – ближайшая к земле звезда.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 часть стр. 32-33, Рабочая тетрадь стр.21-22, презентация, раздаточный материал



Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Словесный: Приветствуют учителя

2 мин.



На уроке наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Приветствовать учителя.

Проверить готовность к уроку.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация знаний и мотивация
Словесный: Ответы на вопросы, фронтальный опрос
Наглядный: Работа с презентацией

5 мин.

- Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь на них ответить:

- Человек, который изучает звезды и другие небесные тела? (астроном)

- Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать? (страус)

- часть велосипеда, на р начинается, 4 буквы? (рама)

- Животные, которые вымерли очень-очень давно? (динозавры)

- Время года, которое наступает после осени? (зима)

- Основная работа этого человека-печь хлеб? (пекарь)

- В нее одевались первобытные люди? (шкура)

- Вот мы с вами и повторили то, что изучали ранее.

- А мы переходим к следующему разделу.

- Прочитайте на странице 31 название следующего раздела (Почему и зачем?).

Отвечать на вопросы, анализировать, вспомнить изученное.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи

Поисковый: определить тему

Словесный: Обоснование

Подводящий диалог

2 мин.


- Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.

- Ребята, Муравьишка приготовил для вас новый вопрос.

- Давайте прочитаем его(тема).

- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

(о солнце и звездах)

- Прочитайте, на странице 32, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Формулировать свои мысли, высказывать свое мнение.

Отвечать на вопросы.

Отгадать тему и цели урока

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности на уроке.

4. Решение учебной задачи или открытие нового знания

Словесный: диалог

10 мин

- Прочитайте: «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Что такое Солнце?

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце)

(Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

Отвечать на вопросы.


Работать по учебнику
Слушать.

Анализировать, обобщать.


Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

5. Первичное закрепление

Словесный:

Отвечать на вопросы

Практический:

проект

10 мин

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись  Солнцу  как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.

- На стр. 21 в тетради даны две рамочки. В них нарисуйте весёлое и грустное солнышко. Расскажите, зависит ли ваше настроение от того, солнечный день или пасмурный.

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

- В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

-Днем  не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только  ночью  когда  Солнца  нет,  они видны.

 - На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

-Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).

Созвездие Льва

-Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).

- Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.

Миф о созвездии Льва:

Возле древнего греческого города Немен свирепствовал лев. Герой Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. В честь этого льва и названо одно из созвездий.)

Самая большая звезда этого созвездия Регул, что значит «Царь».

Отвечать на вопросы.

Слушать
Обобщить, вспомнить.

Познавательные: владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Физ. минутка.

1 мин.

Видеоролик

Повторять движения.




6. Самостоятельная работа с самоконтролем

Практический:

самостоятельное выполнение

5 мин.

- выполните задание №3 на с.22 тетради.


Выполнить задание


Познавательные: проводить сравнение, классификацию.

7. Включение в систему знаний, повторение

Практический:

вспоминание изученного

5 мин.

Игра «Подскажи словечко»

- Солнце – огромный пылающий … (шар).

- Солнце – это ближайшая к Земле … (звезда).

- Оно создает нам … (день).

- По размерам Солнце … (больше) Земли.

- Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится … (далеко от Земли).

- Звезды – огромные пылающие … (шары).

- Звезды отличаются друг от друга по … (цвету) и по … (размеру).

- Звезд на небе очень много, и люди объединили их в … (созвездия).

- На небе можно увидеть большой ковш – это созвездие … (Большая Медведица).

Ответить на вопросы. Обосновать.

Познавательные: строят речевое высказывание

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

8. Рефлексия деятельности

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

2 мин.

- Скоро прозвенит звонок,

Подведем скорей итог. Закончи предложение: Я узнал …Я понял …Мне было интересно …Мне было трудно …Спасибо всем за работу!

Подводить итоги. Оценивать свою работу на уроке.

Личностные: устанавливать связь между целью уч. деят. и ее мотивом.