Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В конце XVII века Российское государство в развитии экономики еще сильно отставало от западноевропейских стран. Выход к морю был просто необходим. Выбор пал на Черное и Балтийское моря. Первым было решено освоить южное направление.
В феврале 1695 года Петр I приказал отвоевать у турок Азов и начали собирать войско. Под псевдонимом Петра Михайлова царь сам отправился вместе с Преображенским, Семеновским и Лефортовым полками, выстроенным на западный манер. После продолжительной осады было решено взять штурмом крепость Азов. Погибло много солдат и офицеров, но захватить город не получилось. Турки оказались хитрее: подвозили по морю войска и еду. Первый азовский поход 1695 года был провален. Петр I был очень расстроен, но не отступил. Чтобы взять Азов необходим был военный флот. Со всей страны в Воронеж начали сгонять «работных людей» для строительства верфи, заготовки и перевозки лесов, также было необходимо крутить канаты, шить паруса и отливать пушки. К весне все было готово: выстроили верфи, амбары и бараки, заложили два 36-пушечных корабля, 22 галеры и 4 брандера. Пришло время второго азовского похода. На новой 34-весельной галере под названием «Принцимпиум» Петр Iво главе целой флотилии появился под Азовом в мае 1696 года. А отдохнувшие сухопутные войска под командованием А.С. Шейным снова осадили крепость с суши и выстроили в устье Дона батареи. В этот раз русской войско одержало победу над турками, хотя последние отчаянно боролись за крепость до конца. Русский флот перекрыл возможность подвоза новых войск и продовольствия и туркам пришлось сдаться. Это была первая победа, одержанная при помощи флота. С 18 июля 1696 года открылся свободный выход в Азовское море для России. Необходимо было и заполучить выход к Черному морю. Для этого следовало продолжать создание флота и постройку гавань. «Гавань – это начало и конец флота, без нее есть ли флот или его нет – его все равно нет» - говорил Петр I.По легенде объезжая побережье царь увидел, как на одном из мысов или как их там называли рогов вечером горели костры, на которых пастухи на таганах готовили себе пищу. Тут на таганьем роге (будущем Таганроге) и было решено основать гавань для первого в России регулярного военно-морского флота.
В дальнейшем в предисловии к Морскому уставу царь Петр напишет: «…государи морского флота не имущие токмо одну руку имеют, а имеющие флот – обе!» 20 октября 1696 года Боярская Дума приняла постановление, предложенное царем, «Морским судам быть!» Эту дату до сих пор считают днем рождения Военно-морского флота в России.
Для проведения дальнейшего преобразования флота Петр I отправился за необходимыми знаниями в Голландию под видом волонтера при Великом посольстве. Там он работал на частной верфи в Саардаме, затем в Амстердаме, где на верфи Ост-Индской компании он принял участие в закладке корабля от начала до самого конца, получив при этом от мастера Класса Поля аттестат о знании корабельной архитектуры. В 1698 году Петр Iотметил, что голландцам не хватает теоретических знаний, они больше руководствуются опытом и практикой. Для получения теоретической базы царь отправился в Англию, где в Дептфорде изучал теорию кораблестроения. Во время поездки за границу были наняты для несения службы в России моряки и другие специалисты. Среди них стоит отметить были и вице-адмирал КорнелиусКрюйс и шаутбенахт (контр-адмирал) Рез. Именно они занялись приведением администрации флота в порядок.
Политика Европы не сулила надежду о поддержке России в борьбе с Турцией за выход к южным морям. Но Петр I все равно продолжал создание Азовского флота. После возвращения из-за границы царь под именем Петра Михайлова стал корабельным мастером и даже начал получать жалование в 366 рублей в год. 19 ноября 1698 года он создал в Воронеже 58-пушечный корабль. Но путь к мировым морским просторам для России был все-таки затруднен тем, что Керченский пролив, Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря, находились под контролем Турции.
В период с 1695 по 1710 года Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но существовал он непродолжительное время. После неудачной войны с Турцией в 1711 году был подписан Прутский мирный договор, по которому Россия обязалась уничтожить азовский флот и вернуть туркам побережье Азовского моря.
Создание Азовского флота – это чрезвычайно важные времена для Российского государства. Во-первых, оно показало роль флота в борьбе за приморские земли. Во-вторых, был получен необходимый опыт массового строительства военных судов, что в дальнейшем помогло создать в кратчайшие сроки более сильный Балтийский флот. В-третьих, Россия показала себя Европе, продемонстрировав потенциальные возможности стать мощной морской державой.На рисунке 6 представлена картина К. Портера «Азов. Взятие крепости».
Рисунок 6. Азов. Взятие крепости
4.3. Создание Балтийского флота и выход к Балтийскому морю
После поражения Турции интерес Петра Iизменился. Теперь царь обратил внимание на Балтику. Выход к Балтийскому морю был необходим, чтобы иметь мощную военно-морскую силу. И Петр, понимая это, приступил к созданию Балтийского флота. На Балтике в те времена господствовал мощный флот молодого шведского короля Карла XII. При поддержке двух других морских держав Англии и Голландии он нес угрозу не только Дании и Польше, но и был намерен заполучить русские города: Новгород, Псков и Архангельск. Уверенность в этом ему предавал флот, состоявший из 50 кораблей и 150-тысячная армия, набранная из шведских крестьян, которые в мирное время проживали на этих землях. Такая армия превосходила по боевым качествам большинство западноевропейских наемных войск.
В 1699 году был создан антишведский военный Северный союз, в который входили Дания, Польша и Россия. У правителя каждой страны были свои интересы: датский король Фридрих IV хотел вернуть потерянные в 1660 и 1689 годах земли, в частности Шлезвиг (область, находящаяся на границе Дании и Германии); саксонский курфюрст Август II, являвшийся одновременно и королем Польши хотел заполучить земли Лифляндии и Эстляндии; Петр I хотел не только заполучить выход к морю, но и вернуть территории с городами Корела, Копорье, Орешек, Ям и Ивангород, которые по Столбовскому миру 1617 года были отданы Швеции.
Для возможности уверенного выхода к Финскому заливу Петр I основные усилия сосредоточил на захвате земель, прилегающих к Ладоге и Неве. После осады, длившейся 10 дней, и ожесточенного штурма при помощи гребной флотилии, в состав которой входило 50 лодок, первой пала крепость Нотебург (Орешек), вскоре переименованная в Шлиссельбург. По словам Петра, этой крепостью «отворялись ворота к морю».
Чтобы окончательно запереть для шведов выход в Неву, 16 (27 по новому стилю) мая 1703 года по приказу Петра I на острове Янни-Саари (Заячьем острове) была воздвигнута крепость в шесть бастионов. Назвали ее Петропавловской. Тысячи мужиков, привезенных со всей России, стояли по пояс в воде, забивая в топкие берега дубовыми «бабами» сваи. По приказу царя сюда были пригнаны и все воры-колодники. Сотни людей не выдерживали этот адский труд, не хватало и еды. Петр писал в Москву требуя прислать еще людей. Так началось строительство Санкт-Петербурга – будущей столицы России. Город было необходимо защитить от шведов. На острове Котлин в 30 верстах от устья Невы царь приказал начать строительство нового русского форта Кроншлот, часть будущей морской крепости Кронштадт.
Через год Швеция начала нападать на новую крепость и на побережье в целом. Все атаки были успешно отбиты, но без возведения новых кораблей защита Санкт-Петербурга была невозможна. На верфях рек Сязь, Свирь и Волхов начали сооружать речные и морские военные суда. Первый корабль Балтийского флота был построен в 1703 году. Им стал 30-пушечный фрегат «Штандарт». В мае 1703 года, возглавляя отряд лодок с десантом гвардии Петр I взял на абордаж находившиеся в устье Невы два шведских суда «Гедан» и «Астрильд». Гарнизон крепости Ниеншанц оставшись без поддержки капитулировал. Все течение Невы оказалось в распоряжении Петра. В 1704 году на левом берегу Невы началось строительство Адмиралтейской верфи, которой впоследствии суждено было стать главной отечественной верфью, а Санкт-Петербургу – кораблестроительным центром России. В августе этого же года русские войска, продолжая завоевывать Балтику штурмом захватили Нарву.
К концу 1705 года флот насчитывал более двадцати кораблей, фрегатов и галер. 300 пушек стояло на палубах, а 2200 членов экипажей были готовы, чтобы тронуться в путь. Командующим флотом царь Петр назначил вице-адмирала Корнелия Крюйса.
Борьба за выход к Балтийскому морю шла долго. Были и победы, и поражения. Северная война, длившаяся более 20 лет с 1700 по 1721 год, шла между Швецией и странами Северного союза. Эта война историками делится на два периода: первый – с осени 1700 года (начало осады Нарвы) до лета 1709 года (Полтавская битва) и второй – с середины 1709 года до 1721 года (заключение Ништадского мира). С началом войны стала видна необходимость в Балтийском флоте.В Архангельске построили семь 52-пушечных корабля и три 32-пушечных фрегата. На Урале в это время возводят новые верфи, строят железоделательные и меднолитейные заводы. В Воронеже налаживают отливку корабельных пушек и ядер к ним. В кратчайшие сроки была создана флотилия, которая состояла из линейных кораблей водоизмещением до 700 т, длиной до 50 метров. На их двух-трех палубах могли быть размещены до 80 пушек и 600-800 человек экипажа. К более маневровым и быстроходным судам относились фрегаты, имевшие три мачты и одну-две палубы. Длина таких кораблей не превышала 35 метров, вооружены они были пушками (до 40 единиц). Наиболее массовыми военными кораблями стали галеры, способные более эффективно действовать в шхерных районах. К 1710 году в состав Балтийского флота входило уже 12 линейных кораблей. Это ускорило взятие русскими Выборга, Риги и Ревеля.
Следующим этапом резкой активизации строительства кораблей стал период с 1711 по 1713 года. Именно тогда были построены мощные 52- и 60-пушечные корабли. 27 июля 1714 года была одержана крупная морская победа русским флотом над шведами у полуострова Гангут (Ханко). Это позволило взять контроль над Аландскими шхерами и побережьем. Окончательное утверждение на Балтийском море можно приурочить к победе у Гренгама 27 июля 1720 года. К концу войны Россия имела в Балтийском флоте 29 линейных кораблей, 6 фрегатов, 208 галер и другие суда.
Рисунок 7. Линейный корабль Балтийского флота «Полтава»
С 1705 года начались рекрутские наборы во флот. До 1715 года было произведено 5 наборов по 1-1,5 тысячи человек каждый. Но полностью комплектование флота стало возможным только с 1718 года. Первое мореходное училище появилось еще в 1698 году в Азове, а в 1701 году открылась школа «математических и навигацких» наук в Москве, в которой занимались подготовкой кадров для армии и флота. В 1715 году появилась петербургская Морская академия офицерских кадров.
В Санкт-Петербурге построили 90-пушечный корабль «Лесное» и 15 июля 1718 года его пустили на воду. В 1719 году царь возглавлял Балтийский флот. В это время он ходил до Аланда, где простоял около 2 месяцев. В этот и предшествующий года Петр I тщательно работал над морским уставом, иногда засиживаясь по 14 часов в сутки.
Много побед над шведами одержал молодой Балтийский флот. И в 1721 году Швеция была вынуждена подписать Ништадтский мирный договор. По этому договору Россия заполучила Ингерманландию, на территории которой и возник Санкт-Петербург, Эстляндию с городом Ревель, Лифляндию с Ригой и часть Карелии – с Выборгом и Кексгольмом.
Петр Iв честь мира организовал пышные празднества, прошедшие в начале осенью в Петербурге, а потом зимой 1722 года в Москве. По московским улицам прошла необычная процессия, состоявшая из большого количества макетов кораблей, поставленных на полозья, и направилась в сторону Кремля. На флагманском макете восседал сам Петр, возглавляя шествие. На пьедестале находился «Дедушка русского флота» - тот самый первый ботик царя. Все «корабли» отдавали «Дедушке» честь.
К концу царствования Петра I российский военный флот стал самым мощным в Европе. Он насчитывал 34 линейных корабля, 9 фрегатов, 17 галер и 26 кораблей других типов. Экипаж этих суден насчитывал более 30 тысяч человек. Основными портами и базами пребывания флота являлись Санкт-Петербург, Кронштадт, Ревель и Архангельск.