Файл: Методические рекомендации для обучающихся среднего профессионального образования по написанию и оформлению дипломной работы по специальности.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основными критериями при выборе темы дипломной работы служит ее научная и практическая значимость, личная заинтересованность обучающегося. При этом немаловажно учесть место прохождения преддипломной практики, так как в учреждении, в котором будет проходить практика, имеется возможность наиболее полно собрать необходимый материал для выпускной квалификационной работы.
Задание на дипломную работу
Индивидуальное задание на дипломную работу заполняется на стандартном бланке по форме, приведенной в приложении 3.
В задании указывается тема дипломной работы, исходные данные к ее выполнению, перечень подлежащих разработке вопросов (обычно в виде перечня разделов работы), сроки выполнения. Объемы разделов указываются в процентах. Здесь же приводится перечень основных расчетов, таблиц, графиков, необходимых для выполнения дипломной работы. Задание подписывают руководитель дипломной работы и обучающийся. Индивидуальное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы обучающегося по теме дипломной работы. На основе задания обучающийся по согласованию с руководителем составляет календарный график выполнения выпускной квалификационной работы.
Преддипломная практика
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и организуется после прохождения теоретического курса и сдачи обучающимися всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных учебным планом по специальности. Целью проведения преддипломной практики является систематизация знаний и совершенствование умений обучающихся по специальности, оценка готовности к самостоятельной работе и возможностей адаптации на будущем рабочем месте, а также сбор материалов для выполнения выпускной квалификационной работы.
Программа преддипломной практики утверждается Ректором вуза. В ходе преддипломной практики обучающийся ведет дневник практики, в котором фиксирует краткое содержание выполненных им работ и операций в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом (графиком) практики. В дневник также заносится оценка работы обучающегося непосредственными руководителями практики. Кроме того, обучающийся во время практики собирает материалы к дипломной работе и выполняет черновой вариант работы. Редактирование и оформление работы осуществляется после окончания практики. По окончании преддипломной практики обучающийся составляет отчет о практике, который должен содержать характеристику подразделения
, где проходила практика (структура, задачи, виды выполняемых сотрудниками операций, оснащение рабочих мест и т.д.), и приложение, состоящее из дневника и материалов для выполнения дипломной работы.
По результатам преддипломной практики руководитель составляет заключения-характеристики на обучающихся, в которых отмечаются:
-
приобретенные навыки и умения, степень освоения обучающимся работ и операций (качество и быстрота профессиональных действий при выполнении работы, степень самостоятельности); -
деловая активность, инициативность, исполнительность, коммуникабельность и другие личные качества обучающегося; -
рекомендации о возможной работе обучающегося на конкретных должностях.
Заключения-характеристики подписываются руководителем организации и руководителем практики от образовательной организации. Итогом преддипломной практики является зачет и (или) оценка, которые выставляются руководителем практики на основе представленных обучающимся отчета и заключения-характеристики. Обучающиеся, не выполнившие программу преддипломной практики или получившие отрицательную оценку, к защите выпускной квалификационной работы не допускаются и отчисляются из образовательного учреждения как имеющие академическую задолженность. При наличии уважительной причины обучающиеся направляются на практику вторично.
Работа с литературными источниками
Успешное выполнение дипломной работы предполагает обстоятельное и творческое изучение литературных источников, в том числе нормативных документов, по теме исследования. За время преддипломной практики обучающийся должен собрать необходимую информацию и одновременно изучить научную и специальную литературу, зарубежный опыт в определенной профессиональной области. При подборе литературных источников следует обращаться к алфавитным и предметным каталогам библиотек, специальным библиографическим справочникам, тематическим сборникам литературы, указателям журнальных статей, подборкам газет, использовать ссылки на опубликованные работы, имеющиеся в монографиях, брошюрах, статьях. Желательно обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно освещена теория и практика исследуемой темы. Список литературы должен быть согласован с руководителем выпускной квалификационной работы. Работу над литературными источниками следует начинать с изучения правовых актов и нормативных документов, учебников, учебных пособий, монографий, справочников. Затем изучаются статьи в журналах и газетах, материалы статистических сборников и бюллетеней. В связи с постоянным обновлением нормативно-правовой базы следует использовать справочно-информационные системы «Консультант Плюс», «Гарант».
Изучение литературных источников сопровождается выписками и конспектированием.
Конспектировать следует те источники, которые по содержанию дипломной работы могут быть широко использованы, в остальных случаях достаточно ограничиться выписками. При этом целесообразно фиксировать, из какого источника взят материал и в какой части дипломной работы его следует использовать. Дословные тексты оформляются как цитаты (в кавычках) с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия книги или статьи, издательства, места и года издания, номера журнала, страницы и т.д. Это в последующем облегчит обработку материала и составление библиографического списка. Конспектируемый материал и выписки рекомендуется группировать по разделам и подразделам работы и систематизировать по существу излагаемой информации. Это необходимо для того, чтобы в процессе последующей работы над темой исследования было легко анализировать и сопоставлять различные точки зрения авторов по дискуссионным вопросам и формировать свое отношение к ним.
Работа с фактическим материалом
Важным этапом самостоятельной работы по выполнению исследования является сбор, обработка, систематизация и анализ фактического материала. Сбор фактического материала проводится обучающимися во время преддипломной практики. Прежде чем начать сбор фактического материала, необходимо совместно с руководителем дипломной работы заранее продумать и определить, что необходимо подвергнуть изучению, за какой период и в каком объеме собирать и анализировать различного рода информацию и т.д. Собранный фактический материал оценивается с точки зрения его достоверности, надежности и точности, систематизируется и оформляется в виде расчетов, таблиц, графиков, диаграмм, схем и т.п.
Использование Web-ресурсов сети Интернет
При сборе информации для исследования не следует забывать о возможностях сети Интернет. И если главным источником фундаментальной теоретической и аналитической информации служат библиотечные фонды, то в работе с фактической, новостной и статистической информацией большую помощь может оказать компьютер. В отличие от печатной информации данные, опубликованные в Интернете, постоянно обновляются, что позволяет оперативно получать информацию по интересующей тематике. При этом следует учитывать, что ни одна из баз данных Интернета не является всеобъемлющей, и качество предоставляемой информации нуждается в критической оценке. Исключение составляют официальные сайты государственных и крупных корпоративных структур, правовые базы,
содержащие законодательные и нормативные акты. Поиск информации в Интернете предлагается проводить с учетом следующих рекомендаций:
-
желательно избегать прямолинейного поиска по одному слову, лучше задавать поисковой системе группу ключевых слов или фразу; -
для поиска по группе слов или по ключевой фразе рекомендуется использовать не любую поисковую систему, а ту, которая наиболее знакома,
-
так как в разных системах используются разные правила для записи группы слов (правила нужно знать);-
при поиске по одному слову целесообразно применять как можно больше разных поисковых систем.
-
Порталы государственных органов и финансово-банковских
структур
Федеральная налоговая служба (www.nalog.ru)
Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru)
Ассоциация российских банков (www.arb.ru)
Зарубежные поисковые службы
Google (www.google.com)
Yahoo! (www.yahoo.com)
Русскоязычные поисковые системы и каталоги
TELA (www.tela.dux.ru)
Яндекс (www.yandex.ru)
Правовые базы данных
Гарант (www.garant.park.ru)
Консультант Плюс (www.consultant.ru)
НТЦ «Система» (www.systema.ru)
Ресурсы по экономике и банкам
Аналитическая лаборатория «Веди» (www.vedi.ru)
Институт проблем рынка РАН (www.cemi.rssi.ru)
Научная электронная библиотека (www.elibrary.ru)
Финансовая электронная библиотека (www.mirkin.ru)
Ресурсы по правовым вопросам
www.pravo.gov.ru (Официальный интернет-портал правовой информации).
www.consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).
www.constitution.ru (Конституция РФ).
www.law. edu. Ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал).
www.uznay-prezidenta. Ru (Президент России гражданам школьного
возраста).
www.council. gov.ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ). www.duma. gov. Ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ).
www.ksrf. ru (Конституционный суд РФ).
www.vsrf. ru (Верховный суд РФ).
www.pfrf.ru (Пенсионный фонд РФ).
www.cbr. ru (Центральный банк РФ).
www.notariat. ru (Федеральная нотариальная палата).
www.rfdeti. ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).
www.ombudsmanrf. org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации). www.mnr. gov. Ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
www.rostrud. ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).
www.rosregistr. ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра).
www.potrebitel. net (Союз потребителей Российской Федерации).
www.rospotrebnadzor. ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
www.рспп.рф (Российский союз промышленников и предпринимателей).
www.acadprava. ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи).
Подготовка к защите дипломной работы
Вопрос о допуске дипломной работы к защите решается проректором по УМР после ознакомления с отзывом руководителя дипломнойработы и рецензией. К защите обучающемуся необходимо тщательно готовиться, консультируясь с руководителем дипломной работы. Подготовка к защите дипломной работы включает подготовку собственно выступления и оформление графического материала (схемы, таблицы, графики, диаграммы, алгоритмы и др.) для использования его в качестве иллюстраций во время защиты.
Графический материал
Графический материал может быть представлен в виде плакатов либо слайдов (в том числе на дискетах и CD-дисках) для демонстрации с помощью средств презентации. Могут быть подготовлены специальные материалы для раздачи членам итоговой аттестационной комиссии.
Структура выступления
Доклад обучающегося на защите строится в последовательности:
-
обоснование актуальности темы и ее практической значимости; -
краткая характеристика объекта исследования; -
теоретические и методологические положения, на которых базируется дипломная работа; -
результаты практического исследования и анализа по изучаемой проблеме; -
выводы, предложения, рекомендации по решению поставленной в дипломной работе проблемы, оценка возможности их реализации и эффективности. -
Подготовка текста выступления предполагает: -
разработку и написание плана выступления; -
разработку и написание основного текста выступления и краткого конспекта; -
заучивание и пробное оглашение текста выступления.
План выступления
При разработке плана выступления обучающемуся следует учесть ряд существенных моментов:
-
необходимо оценить запас знаний, имеющийся по заданной теме, подобрать цитаты, дополнительную информацию (например, из периодической печати); -
следует продумать, какие могут возникнуть вопросы у членов ГАК по -
ходу изложения; -
при составлении общего плана изложения обязательно включить в него обращение к аудитории, вступление и заключение; -
каждый раздел выступления рекомендуется подытожить одним-тремя выводами; -
следует выделить в плане ключевые моменты речи, на которых предполагается остановиться, проверить наличие логической связи между всеми пунктами плана выступления.