Файл: Вопросы 1 Какие формы общения преобладают в данных ситуациях.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Головина Юлия Александровна

Преподаватель:

Савченко Виктория Андреевна


Задание 1. Познакомьтесь с примерами беседы воспитателя с детьми и ответьте на вопросы.

Перед прогулкой с детьми 4 лет воспитательница беседует с ними о том, что можно будет увидеть во время прогулки, во что и как можно играть. Перед занятием по рисованию она спрашивает: «Как лучше нарисовать цветы в вазе?», «Какие для этого нужны краски, карандаши?», «Кому можно подарить рисунок?» и т. д.

Вопросы:

1)     Какие формы общения преобладают в данных ситуациях?

Внеситуативно-познавательное общение.

2)     Какую цель преследует воспитательница, ведя такие разговоры с детьми?

Воспитатель побуждает детей к познавательной деятельности, к расширению кругозора, осмысливать, задавать вопросы, вступать в общение, способствует развитию планирующей функции речи. 

Задание 2. Как должно строиться личностное общение воспитателя и ребенка, после того как ребенок, выполняя задание, нарисовал птицу (голубя)?

Воспитатель просить рассказать о голубе, которого он нарисовал, затем просит оценить и сравнить свою работу с работой сверстников.

Затем воспитателю необходимо рассказать о достоинствах каждого рисунка и дать рекомендации. 

Задание 3. Детям 4-6 лет нравится, когда с ними разговаривают на следующие темы: «Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего малыша?», «Как бы ты поступил, если бы кто-то разбросал игрушки?» и т.п.

Какие виды общения реализуются в данной ситуации?

Внеситуативное личностно-познавательное общение

Задание 4. Решите педагогическую задачу:

Две воспитательницы занимались развитием речи и навыков общения дошкольников, но делали это по-разному. Одна просила детей рассказать известную им сказку, описать предмет, который они видят или составить рассказ на тему коллективного опыта. При этом постоянно требовала от детей полного ответа.

Другая предлагала детям поиграть в сказку, устроить театрализованное представление, просила отгадать, о каком предмете идет речь, предварительно описав его, или поделиться своими впечатлениями о случаях, которые с ними произошли. Воспитательница приглашала всех детей принимать посильное участие в диалоге.


Вопрос: У кого из воспитателей дети будут более активно работать на занятиях и почему?

Я считаю, что у второй воспитательницы, так как основной вид деятельности дошкольников – это общение при помощи игры.

Задание по теме 2.1. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Цель: закрепление знаний о психологических закономерностях общения дошкольников со сверстниками, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Задание 5. Прочитайте протоколы ситуаций взаимодействия детей дошкольного возраста. Сопоставьте их по следующим показателям:

1)       По какому поводу общаются дети разного возраста?

2)       Какие средства общения используют и как?

3)       Что служит причиной конфликтов и как они разрешаются?

4)       Насколько у детей сформированы навыки культуры общения?

 

Протокол №1. Наблюдение за взаимоотношениями детей 5-6 лет

Лена В. (5 лет 7 мес.) (подходит к группе детей). Я дам конфетку и печенюшку тому, кто со мной играть будет. (Обращаясь к Гале Н.) Ты со мной не играла!

Галя Н. (5 лет 6 мес.). Ну, дай, пожалуйста!

Лена. Я тебе конфетку не дам, потому что ты со своей Мариночкой дружишь. А она со мной не хочет играть.

Света Р. (5 лет 4 мес.) (подходит к девочкам, обращается к Лене). А Юля со мной не хочет играть!

Лена (кричит). Где эта Юля? Если ты не будешь со Светой играть, то я заберу у тебя свою конфету!

Протокол №2. Наблюдение за взаимоотношениями детей 6-7 лет

Юля Ш. (6 лет 1 мес.) входит в группу, подходит к Кате (6 лет 6 мес.), выкладывает перед ней бумажных кукол.

Катя. Юля, это твои?

Юля. Да. Что, ты не видишь?

Катя. А кто это?

Юля. Это фрейлины. Я их из книги вырезала. Вот эти две трудно было, и мама мне резала.

Катя. Ух ты, какие красивые!

Юля. Я еще не все принесла. У меня столько платьев для них!

Катя. Принеси завтра.

Юля. Хорошо. Если мама разрешит, то принесу. Тебе какая больше нравится?

Катя (показывает). Вот эта. У нее волосы золотистые.

Юля. И мне тоже. Она самая красивая.

Катя хватает куклу.

Юля (громко, предостерегающе). Осторожней! Они же бумажные!

Катя. Я не буду больше дергать.

Воспитатель. Убирайте игрушки и стройтесь на зарядку!

Юля (обращается к Кате). Я отнесу их в свой шкаф.

Протокол 1

Протокол 2

  1. По какому поводу общаются дети разного возраста?

Кому достанется конфетка, и кто с кем дружит.

  1. Какие средства общения используют и как?

Спор, который аргументируется фактами.

  1. Что служит причиной конфликтов и как они разрешаются?

Причина конфликта в том, кто получит конфетку.

  1. Насколько у детей сформированы навыки культуры общения?

Соответствует возрасту.

1)       По какому поводу общаются дети разного возраста?

По поводу кукол и их одежды.

2)       Какие средства общения используют и как?

Диалог.

3)       Что служит причиной конфликтов и как они разрешаются?

Порча игрушки.

Девочка перестала дергать волосы кукле.

4)       Насколько у детей сформированы навыки культуры общения?

Соответствует возрасту.


Задание 6. Составьте картотеку диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста. Укажите:

1)     название методики;

2)     автора и /или источник;

3)     цель методики;

4)     возрастной диапазон испытуемых;

5)     стимульный материал;

6)     процедуру проведения и обработки методики.

.1 Название методикиавторМетодика «Неоконченные ситуации» (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс)

Цельизучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Диагностические показатели : осведомленность норм и ценностей принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: ребенок

Форма и условия проведения: индивидуальная.

ИнструкцияРебенку говорят«Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи». В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

Ситуации:

1. Дети строили город. Оля не хотела играть. Она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать игрушки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила. Что ответила Оля? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала«Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила. Что ответила Катя? Почему?

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ей ответила. Что ответила Саша? Почему?

4. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила. Что ответила Маша? Почему?

5. Петя принес в детский сад игрушечный самосвал. Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя. Что сделал Петя? Почему?

6. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера. Что сделала Вера? Почему?

7. Таня и Оля играли в «дочки-матери»К ним подошел маленький мальчик и попросил
«Я тоже хочу играть. Мы тебя не возьмем, ты еще маленький» - ответила Оля. А Таня сказала. Что сказала Таня? Почему?

8. Коля играл в «лошадки»Он бегал и кричал«Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала«Не шуми, пожалуйста, Света никак не может заснуть» Коля ей ответил. Что ответил Коля? Почему?

9. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша. Что сделал Саша? Почему?

Обработка результатов: В процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

1.2 Название методикиавторМетодика «Изучение осознания нравственных норм» (Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина)

Цель: определение уровня нравственных норм у дошкольников.

Диагностические показатели : Осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Возрастной диапазон: 3-7 лет

Источник информации: дети

Форма и условия проведения: индивидуальная

Инструкция: Воспитатель предлагает ребё нку с перерывом в несколько дней выполнить два задания: сначала ответить на вопросы по стихотворениям и затем закончить рассказы. Малыша просят отвечать полно, развёрнуто, подробно.

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

только с мишкой убежала и сказала«Не отдам».

После чтения стихотворения детям можно задать вопросы: «Почему поссорились девочки? Кто из них был виноват? Почему? Почему героиня решила помириться с подругой? Как она хочет это сделать? Есть ли у тебя друзья? Назови их. Ссоришься ты с ними или нет? Почему? Если ты вдруг поссорился с другом (подругой, то, как можно с ними помириться?»


Полезно попросить ребёнка придумать окончание к незаконченному рассказу-ситуации, описывающему нравственную проблемную ситуацию. Например:

Дети играли в песочнице. У Маши было две лопатки. Одной она копала, а другая валялась рядом. Подошла Оля и попросила«Маша, дай мне, пожалуйста, твою лопатку поиграть, а то моя сломалась». Тогда Маша ответила… Что ответила Маша и почему?

Мама стирала. Витя играл: он строил мост из кубиков. «Витя, помоги мне развесить бельё. Я очень устала», - сказала мама. Тогда Витя ответил… Что ответил Витя и почему?

Вова строил из кубиков башню, высокую-превысокую. Наташа подошла, чтобы посмотреть, как он играет, и нечаянно толкнула башню. Кубики рассыпались. И тут Вова… Что сделал Вова и почему?

Обработка результатов:

Какой способ поведения предлагает ребёнок, соответствует ли он социально одобряемому образцу, описанной ситуации?

Мотивирует ли малышам и как предполагаемый поступок? При правильном ответе ссылается на:

• требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама всегда говорит, что надо делиться»);

• предполагаемые нежелательные последствия, стремясь избежать общественных санкций, мер воздействия («Надо правду говорить, а то накажут»«Я с ним поделюсь, а то он не будет со мной играть»);

• свои утилитарные потребности, желания, не понимая смысл общественной нормы, выполняя её в целях личной выгоды («Я ей дам куклу, а потом она мне что-нибудь даст»);

• описанную в рассказе ситуацию, но не понимает общественного содержания нормы («Дала лопатку, потому что она валялась рядом»);

• эмоциональное состояние, желание другого, умея вставать на его позицию, понять, но оставаясь в плену конкретной ситуации («Нужно помочь, потому что больно»«Дать куклу, потому что девочка хочет поиграть»);

• нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться»«Даст куклу, потому что она не жадная»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребёнок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, т. е. исходит из своей внутренней потребности.

При неправильном ответе ссылается на:

- авторитет взрослого («Не дала куклу, мне мама не разрешает»);

- свои интересы и желания («Не даст игрушку, она же одна»«Я тоже хочу играть»);

1.3. Название