Файл: Вопросы 1 Какие формы общения преобладают в данных ситуациях.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития общения оценивается как средний, если большинство показателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разных показателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь и про социальные действия.
Задание по теме 2.2. Дифференциация детей в детском коллективе
Цель: закрепление знаний об особенностях дифференциации детей в коллективе сверстников, формирование умения решать практические задачи по повышению социометрического статуса дошкольников.
Задание 7. Часто отмечается, что если ребенку, имеющему в группе очень низкий статус, предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он ссорится с другими, обижается, плачет.
Ответьте на вопросы:
1) Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры?
Да, в той игре, где бы он занимал лидерскую позицию.
2) Каковы при этом действия взрослого?
Взрослый должен направлять воспитанников, помогать, советовать, как поступить в той или иной ситуации.
Задание по теме 2.3. Методические рекомендации по проведению игр с детьми дошкольного возраста
Цель: закрепление знаний об особенностях организации и проведения игр с детьми дошкольного возраста, формирование умения организовывать общение дошкольников в игровой деятельности.
Задание 8. Составьте картотеку игр, направленных на развитие детского коллектива (не менее 10 игр). Укажите:
1) название игры;
2) автора и /или источник;
3) цель игры4
4) возрастной диапазон участников;
5) стимульный материал, оборудование;
6) процедуру проведения.
1. Коммуникативные игры
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Ход игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
КЛУБОЧЕК
Цель игры: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.
Ход игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:
Покатись клубочек по дорожке.
Расскажи клубочек нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу.
Про детишек всех красивых наших.
Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение.
Темы для рассказа могут быть разными.
ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО…
Цель игры: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми.
Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т. д.»
Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.
Ход игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.
Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.
«ДРУЖНАЯ ПАРА»
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку нужно провести партнера от одного стула к другому, так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра «САПОЖКИ»
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не порвите.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. По команде, дети должны пройти по дорожке. Главная задача – не разорвать единую цепь, не наступить на осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.
Игра «ДРОЗД»
Дети парами поворачиваются лицом друг к другу и говорят:
«Я- дрозд, ты – дрозд
(Показывают сначала на себя, потом на товарища)
У меня нос, у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища)
У меня гладкие, у тебя гладкие
(Круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
(Указательным пальцем прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера)
Я – друг, ты – друг
(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища)
Вместе нам хорошо!
(Обнимаются).
«КОМПАС»
Дети выстраиваются паровозиком. Кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза у всех закрыты, кроме первого. Ведущий ведет паровоз, меняя направление, так, чтобы парвоз находился в безопасности, дети учились доверять друг другу.
«ЗВЕРИ НА БОЛОТЕ»
Играют все дети группы. Они «звери», которые попали в болото. Есть мостик из трех листов. Выбраться из болота можно только по листам и в паре. Можно выбрать одного спасителя (по очереди каждый, который всех проведет, либо сразу делятся на пары и в паре проходят через мостик.
«РЫБКИ»
Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в ладушки, то хлопая в ладоши, то ударяя в ладоши товарища.
Рыбки плавают, резвятся
Рыбки любят поиграть
Рыбки быстро уплывают
Ты попробуй их поймать
Рыбка, плыви! (дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо – влево)
Скорее лови
На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. Затем ловить рыбку второй играющий.
«СОРОКОНОЖКА»
Бежали сороконожки
Бежали они по дорожке
Слишком много ножек у этих сороконожек.
Несколько детей встают друг за другом, держась за талию. По команде ведущего, сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку.
«ДОБРЫЕ СЛОВА»
Дети встают в круг. В центре круга – педагог с розой в руке. Все произносят слова:
В круг ребята встали
Розу увидали
Цветок надо передать
Добрые слова сказать.
Педагог передает розу одному из детей и говорит ему комплимент. Ребенок, получивший цветок, становится водящим. Он благодарит и отдает розу следующему участнику, произнося добрые слова в его адрес.
Каждый должен побывать в роли водящего.
Ритуал прощания «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Ни кого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Коммуникативные игры для детей от 3 до 5 лет
ОХОТА НА ТИГРОВ (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
ПЕРЕДАЙ МЯЧ
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
ЗЕВАКА
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
Задание по теме 2.4. Формирование доброжелательных отношений между старшими дошкольниками в игре
Цель: закрепление знаний об особенностях формирования доброжелательного отношения между старшими дошкольниками в игровой деятельности; формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 9. Заполните таблицу «Методы формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками» (укажите не менее 5-ти методов).
Методы формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками
Смоделируйте и запишите две проблемные ситуации, способствующие формированию доброжелательных отношений между старшими дошкольниками.
Пермь - 2023
Задание по теме 2.2. Дифференциация детей в детском коллективе
Цель: закрепление знаний об особенностях дифференциации детей в коллективе сверстников, формирование умения решать практические задачи по повышению социометрического статуса дошкольников.
Задание 7. Часто отмечается, что если ребенку, имеющему в группе очень низкий статус, предложить участвовать в какой-либо инсценировке, то он ссорится с другими, обижается, плачет.
Ответьте на вопросы:
1) Можно ли такому ребенку в подобной ситуации помочь средствами игры?
Да, в той игре, где бы он занимал лидерскую позицию.
2) Каковы при этом действия взрослого?
Взрослый должен направлять воспитанников, помогать, советовать, как поступить в той или иной ситуации.
Задание по теме 2.3. Методические рекомендации по проведению игр с детьми дошкольного возраста
Цель: закрепление знаний об особенностях организации и проведения игр с детьми дошкольного возраста, формирование умения организовывать общение дошкольников в игровой деятельности.
Задание 8. Составьте картотеку игр, направленных на развитие детского коллектива (не менее 10 игр). Укажите:
1) название игры;
2) автора и /или источник;
3) цель игры4
4) возрастной диапазон участников;
5) стимульный материал, оборудование;
6) процедуру проведения.
1. Коммуникативные игры
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Ход игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
КЛУБОЧЕК
Цель игры: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.
Ход игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:
Покатись клубочек по дорожке.
Расскажи клубочек нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу.
Про детишек всех красивых наших.
Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение.
Темы для рассказа могут быть разными.
ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО…
Цель игры: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми.
Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т. д.»
Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.
Ход игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.
Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.
«ДРУЖНАЯ ПАРА»
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку нужно провести партнера от одного стула к другому, так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра «САПОЖКИ»
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не порвите.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. По команде, дети должны пройти по дорожке. Главная задача – не разорвать единую цепь, не наступить на осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.
Игра «ДРОЗД»
Дети парами поворачиваются лицом друг к другу и говорят:
«Я- дрозд, ты – дрозд
(Показывают сначала на себя, потом на товарища)
У меня нос, у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища)
У меня гладкие, у тебя гладкие
(Круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
(Указательным пальцем прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера)
Я – друг, ты – друг
(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища)
Вместе нам хорошо!
(Обнимаются).
«КОМПАС»
Дети выстраиваются паровозиком. Кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза у всех закрыты, кроме первого. Ведущий ведет паровоз, меняя направление, так, чтобы парвоз находился в безопасности, дети учились доверять друг другу.
«ЗВЕРИ НА БОЛОТЕ»
Играют все дети группы. Они «звери», которые попали в болото. Есть мостик из трех листов. Выбраться из болота можно только по листам и в паре. Можно выбрать одного спасителя (по очереди каждый, который всех проведет, либо сразу делятся на пары и в паре проходят через мостик.
«РЫБКИ»
Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в ладушки, то хлопая в ладоши, то ударяя в ладоши товарища.
Рыбки плавают, резвятся
Рыбки любят поиграть
Рыбки быстро уплывают
Ты попробуй их поймать
Рыбка, плыви! (дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо – влево)
Скорее лови
На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. Затем ловить рыбку второй играющий.
«СОРОКОНОЖКА»
Бежали сороконожки
Бежали они по дорожке
Слишком много ножек у этих сороконожек.
Несколько детей встают друг за другом, держась за талию. По команде ведущего, сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку.
«ДОБРЫЕ СЛОВА»
Дети встают в круг. В центре круга – педагог с розой в руке. Все произносят слова:
В круг ребята встали
Розу увидали
Цветок надо передать
Добрые слова сказать.
Педагог передает розу одному из детей и говорит ему комплимент. Ребенок, получивший цветок, становится водящим. Он благодарит и отдает розу следующему участнику, произнося добрые слова в его адрес.
Каждый должен побывать в роли водящего.
Ритуал прощания «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Ни кого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Коммуникативные игры для детей от 3 до 5 лет
ОХОТА НА ТИГРОВ (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
ПЕРЕДАЙ МЯЧ
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
ЗЕВАКА
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
Задание по теме 2.4. Формирование доброжелательных отношений между старшими дошкольниками в игре
Цель: закрепление знаний об особенностях формирования доброжелательного отношения между старшими дошкольниками в игровой деятельности; формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 9. Заполните таблицу «Методы формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками» (укажите не менее 5-ти методов).
Методы формирования доброжелательных отношений между старшими дошкольниками
Название метода | Основное содержание |
Воспитание нравственных привычек | Нравственное воспитание детей предлагается проводить в самых разных условиях: в повседневной деятельности, в игре и в специально организованных классах. |
Пример взрослого или других детей | Через пример взрослого и сверстника я формирую у детей практические трудовые навыки. Так, приобрести навыки культуры быта (труд по самообслуживанию) нам помогают примеры родственников и старших ребятишек. |
Целенаправленное наблюдение за работой взрослых или за игрой детей | Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и систематическим, а не стихийным и эпизодическим моментом в работе воспитателя. При этом оно не должно становиться самоцелью. Задачей педагога является наблюдение за каждым ребенком и группой в целом. Составив четкое представление о своих воспитанниках, он может планировать индивидуальную работу с каждым из них, отслеживать эффективность ее в ходе последующих наблюдений. |
Организация совместной деятельности | Совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – интересное и увлекательное времяпровождение. |
Совместная игра | Процесс совместной игры, при котором происходит активное взаимодействие, общение, обмен знаниями, обучение, почти всегда, имеет более высокий коэффициент полезного действия чем одиночное прохождение миссий. |
Смоделируйте и запишите две проблемные ситуации, способствующие формированию доброжелательных отношений между старшими дошкольниками.
Пермь - 2023