Файл: "Вопрос о процессе восприятия информации в ходе слушания".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ”
Институт
Кафедра
ЭССЕ
По дисциплине Основы самоорганизации и саморазвития личности
На тему: "Вопрос о процессе восприятия информации в ходе слушания"
Выполнил студент: 2 курса, ВэМПб-Э06-21-1,Фурманский Егор Олегович
Руководитель: Ермакова О.М.
24.04.2023
Введение
1.Когнитивные и эмоциональные процессы, участвующие в ходе слушания
2.Фильтры слушания, препятствующие получению информации
3.Искажения в ходе слушания
4.Закономерности процесса забывания
5.Приемы эффективного слушания
Введение
В современном мире человек находится под влиянием большого объема информации, которая поступает извне. Каждый день нашему мозгу необходимо справляться с огромным потоком информации. Восприятие, запоминание, применение информации, это, пожалуй, сейчас главная проблема всего человечества.
Когнитивные и эмоциональные процессы, участвующие в ходе слушания
Когнитивные процессы - это процессы, с помощью которых мы приобретаем новые знания и принимаем в ответ решения.
Слушание ‒ процесс сконцентрированного восприятия зрительных и слуховых стимулов, приписывания им смысла.
Ощущение. Оно возникает в результате действий различных стимулов и сигналов из окружающего нас мира. Ощущение мы принимаем с помощью органов чувств, познавая, таким образом, окружающий мир и самого себя, от нашего собственного тела.
Восприятие. Восприятие же предполагает определенную интерпретацию полученной информации, формируется в процессе активной практической деятельности на основе ощущений.
Внимание. Нас окружает большое количество информации
, однако мы способны направить наше внимание на то, что нам интересно.
Память. Память позволяет шифровать получаемые из окружающей среды данные, хранить их и в дальнейшем восстанавливать.
Ум или интеллект. Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи.
Мышление. Отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений.
Речь. От неё напрямую зависит само понимание информации в процессе слушания.
Эмоциональный процесс - психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность (поведение, восприятие, мышление).
-Аффекты
-Эмоции
-Чувства
-Настроения
Все они похожи, поэтому можно сделать общий вывод, что эмоциональные процессы могут повлиять на речь, от которой зависит качество слушания.
Фильтры слушания, препятствующие получению информации
-высота тона, тембр голоса
-громкость речи
-длительность, частота пауз
-скорость говорения
-наличие и характер жестов
-интонация
-наличие повторений
Искажения в ходе слушания
Многозначность языка, на котором передают управленческую информацию. Какими бы строгими или точными ни были используемые в языке понятия всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения.
Различия в образовании, интеллектуальном развитии, профессионализме субъектов и объектов управления.
Неполнота информации. Если информация — неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчинённых в получении оперативных сведений удовлетворяют не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки.
Недостаточный уровень квалификации сотрудника, представляющего информацию.
Эмоциональное напряжение (боязнь наказания, гнев, зависть).
Предубеждение в отношении лиц или явлений, о которых дают информацию.
Закономерности процесса забывания
1. Сначала забывается то, что усвоено недавно, потом забывание распространяется на то, что усваивалось раньше:
-если материал не интересен
-при утомлении
-при старении
2. Лучше запоминаются начало и конец информации, а середина выпадает
3. Забывание протекает неравномерно. Наибольшая потеря происходит сразу же после запоминания, а в дальнейшем происходит медленнее. Через час после заучивания забывается примерно 56% информации.
Приемы эффективного слушания
Активное слушание. Оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга, препятствуя отвлечению от слушания.
Активная поза. корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Эта поза не только способствует слушанию, но и демонстрирует заинтересованность, что так важно для говорящего.
Уточняющие вопросы. Они оживляют слушание, а сам процесс их формулирования – дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.