ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской Области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №16»
Женщина в политике; история и современность
Итоговый индивидуальный исследовательский проект
Работа ученицы 10А класса
Тонких Полины Викторовны
Руководитель проекта:
Терентьева Татьяна Петровна
Работа допущена к защите «____» __________________2023 г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
Усолье-Сибирское
2023 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
-
Теоретическая часть-
История политической жизни женщин в России………………….5 -
Мужчина и женщина в политике………………………………...…7 -
Женщина в политике России……………...………………………...8 -
Женщины – политики в литературе……………………………….. -
Женщины – политики в Иркутской области……………………….
-
-
Практическая часть-
Анкетирование………………………………………………………
-
Введение
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения – немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Первым российским деятелем, который интуитивно почувствовал взаимосвязь темы женского равноправия, привлечение женщины в свет, женской эмансипации и модернизации, был Петр Великий, приказавший женщинам покинуть терема, являться на придворные «ассамблеи», и не абы как, а одевшись и причесавшись по-европейски, да еще, желательно, разбираясь в том, что происходит в жизни двора и мира.
Что касается постсоветской России, то, несмотря на все разговоры и заклинания о ее демократизации, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально- экономического уклада и фактической ликвидации социальных гарантий для семьи, детей, женщин.
Тема исследования актуальна тем, что извечный спор, кто умнее - мужчины или женщины, до сих пор не решен и ведется с переменным успехом.
Изученность проблемы не достаточна. Литературы по данной тематике не много, хотя имен женщин, державших на своих хрупких плечах историю и двигавших ее вперед, встречается не мало. На протяжении всей нашей истории представительницы прекрасного пола не раз доказывали то, что они состоятельны во всех сферах жизни нашего общества. Это и правительницы, и деятели науки, и космонавты, и представители культуры.
Цель проекта – доказать, что женщины могут быть политиками наравне с мужчинами
Проблема: Гендерное неравенство в политике
Задачи:
-Установить характеристики женского правления и особенности
-Понять, по каким причинам в странах правят в основном мужчины, а не женщины
-Углубиться в изучение проблемы гендерного неравенства
-Изучить и привести примеры женщин, управляющих страной
Продукт:
Практическая значимость продукта:
Объектом данного исследования является роль женщины в истории нашей страны, предметом – представленность женщин России в политической сфере. В ходе работы над данным исследованием было проведено анкетирование. По результатам которого, выяснилось отношение опрошенных к роли женщины в российской политике.
В ходе написания работы был использован метод анкетирования.
Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании материалов в ходе изучения таких предметов, как история и обществознание. Изложенная информация может быть использована на элективных курсах, семинарских занятиях. На мой взгляд, эта тема должна вызвать интерес общественности и реально повлиять на современную ситуацию.
-
Теоретическая часть
-
История политической жизни женщин в России
О женщинах любят говорить все, а вот об их правах и особенностях существования на фоне мужского населения – немногие. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне. Однако стоит заметить, что роль женщин в современном обществе постоянно возрастает. Во всех странах мира неуклонно увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни
В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реформ Александра I, мятежом 1825 года и позором Крымской войны, втянула женщин в общественное производство. На первых порах речь зашла о «дворянском» и «разночинном» женском пролетариате, т.е. о девушках из стремительно разорявшихся дворянских семей и представительницах разраставшегося разночинного слоя, вынужденных зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти «благородные девицы» вошли в число новых русских людей, образованных, мыслящих, с повышенной чуткостью к общественным проблемам, готовых служить России, но не прислуживать власть имущим. Они-то и стали провозвестницами женского движения в стране.
Так, с начала XIX века появилось освободительное движение, в которое женщины шли потоком и потому, что оно обещало им их личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России. Уже в 70-е годы XIX века женщины, по самым приблизительным подсчетам, составляли пятую часть активистов революционного крыла демократического движения. Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто. Революция 1905 года совершенно изменила эту ситуацию. Мужская часть населения страны после публикации Манифеста 17 октября 1905 г. получила определенные гражданские и политические права и свободы. Женщины гражданского признания не получили. И сразу же начали требовать, добиваться его. В начале ХХ века весь мир узнал о великой женщине молодой Советской России, Александре Михайловне Коллонтай. Она была политическим деятелем, феминисткой, первой в мире женщиной – министром и послом. Коллонтай получила разностороннее домашнее образование, владела несколькими иностранными языками, интересовалась литературой. Ее перу принадлежат работы по женскому движению.
Взяв в 1917 г. власть, большевики провозгласили освобождение женщин и подвели под этот лозунг соответствующую юридическую базу. Был оформлен законодательно комплекс прав, которые женщины многих развитых стран мира получили лишь в середине XX века. В государственных, партийных и общественных организациях той поры существовал специальный механизм по работе среди женщин: женские советы, работа которых велась под руководством женотделов. С 1930 г. «женский вопрос» стал считаться решенным, и он исчез из политики партии, ее организационных структур и из научных дискуссий. Забота о «политической роли женщины в обществе» проявлялась в системе квот участия женщин в представительных органах власти. В 1980-1985 гг. доля женщин в Верховном совете РФ составляла 35%; в Верховном Совете СССР – 32,8%; в Верховных советах союзных республик – 36,2%; автономных республик – 40,3%. Некоторые западные политические аналитики даже полагают, что женщины имеют стремление считать местный уровень участия более приемлемым для себя идеологически и политически, чем центральную власть. Очевидно, это объясняется тем, что на местном уровне решаются конкретные практические задачи, связанные с жизненными интересами женщин.
Первые выборы без квот в стране в 1989 г. и в 1990 г. разрушили миф о решении «женского вопроса» в СССР и о политической роли женщины в обществе. Женщины полностью проиграли выборы. Это произошло, прежде всего, по причине их низкой политической активности и организованности, но и показало отношение общества к женщине-политику.
В 1990 г. среди народных депутатов России женщин было всего 3%, а среди членов Верховного Совета – 8,9%.
Итоги выборов в Федеральное собрание в декабре 1993 г. несколько улучшили картину: в Федеральном собрании 11,4% депутатов – женщины (в Совете Федерации – 5,6%, в Государственной Думе – 13,6%). Значительно меньше женщин в правительственных структурах. В аппарате органов управления доля женщин в общей численности работающих составляла 67%, но в Федеральном правительстве была лишь одна женщина-министр, возглавлявшая Министерство социальной защиты населения, две женщины руководили комитетами при правительстве. На региональном уровне среди руководителей исполнительной власти женщины представлены лишь в 24 регионах из 89. На международной арене только 2 женщины (1,4%) представляют Россию в качестве послов. Чем выше пирамида власти, тем меньше в ней женщин.
-
Мужчина и женщина в политике.
Нужны ли женщины в политике?
Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.
Женщина в политике – явление редкое. Общество с трудом расстается с ущемленным представлением о том, что политика – удел сильных, что особо женских интересов в политике не существует. На рубеже XX-XXI веков все более яркую роль в политической жизни мира, отдельных стран и народов стали играть женщины. Это свидетельство их дальнейшей эмансипации.
Еще в 1979 году принят документ на уровне международной организации – ООН, где четко показана невозможность различия, исключения или ограничения по признаку пола (Статьи 1,7). В нем говорится о равноправии мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической
, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Не смотря на имеющийся текст существующего документа, факты противоречат его содержанию.
Цифры показывают то, что представленность женщин недостаточна. Министров и начальников женского пола в Правительстве РФ всего 10 % от общего количества.
Реальная жизнь на протяжении ХХ – начала ХХI века неоднократно показывала способность женщины брать ответственность, стоять во главе серьезных дел и приносить необходимую пользу своему государству во всех его сферах. Представительницы прекрасного пола показали себя не только на Земле, но и в космосе. Валентина Владимировна Терешкова первой в мире представительницей оказалась в космическом пространстве, затем и другая женщина нашей Отчизны - Светлана Евгеньевна Савицкая последовала за ней. Они продемонстрировали всему миру большие возможности женщин нашей страны.
В отличие от некоторых зарубежных стран, где женщины низведены до унизительного и зависимого положения, роль женщин в нашем обществе продолжает с каждым годом возрастать и наши женщины - свободные, гордые, талантливые и красивые не только с успехом справляются со своими прямыми обязанностями, но и пытаются конкурировать с сильным полом в традиционно мужских сферах деятельности.
Представленность женщин в политике обязательна. Голоса женщин при принятии политических решений играют важное значение для предотвращения конфликтов, поддержания мира, согласия и процветания общества. Женские голоса учитывают проблемы и потребности женщин и детей, а также уязвимых слоев населения, способствуют принятию гендерно-чувствительных законов, бюджетов, политик и программ.
Отличается ли и чем женщина-политик от мужчины-политика?
Женщины чаще всего выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются забвению в «мужском» парламенте.
Женщина-политик осознанно отождествляет себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать специфическими «женскими интересами» или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для женщин. Например, проблемы продвижения женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, детских учреждений, и т.д..
И здесь можно наблюдать такой парадокс: если женщина-политик (женщина - законодатель) заявляет, что в политике она - не женщина, то это означает, что она не отождествляет себя (осознанно, а скорее не понимая всего этого) с интересами, объединяющими все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости,