Файл: Лабораторная работа 1 Функциональное моделирование в стандарте idef0 и анализ получившихся моделей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа № 1

Функциональное моделирование в стандарте IDEF0 и анализ получившихся моделей

1. Цель работы

Изучить принципы построения моделей IDEF0, получить общее представление о работах, стрелках, диаграммах и т.п., а также приобрести общие навыки работы с диаграммами IDEF0. Познакомиться с основами функционально-стоимостного анализа (ABC), а также анализа по свойствам, определяемым пользователем (UDP).

Выполнение работы

Вариант организации - детская музыкальная школа (ДМШ).

На рисунке 1 отобразим IDEF0 диаграмму образовательной деятельности ДМШ.



Рисунок 1 - IDEF0 контекстная диаграмма учебной деятельности ДМШ

На рисунке 2 покажем диаграмму декомпозиции образовательной деятельности ДМШ.



Рисунок 2 - Декомпозиция первого уровня модели образовательной деятельности ДМШ

На рисунке 3 покажем Декомпозицию второго уровня для процесса «Набор учеников».



Рисунок 3 - Декомпозиция второго уровня для процесса «Набор учеников»

На рисунке 4 покажем Декомпозицию второго уровня для процесса «Комплектация классов».



Рисунок 4 - Декомпозиция второго уровня для процесса «Комплектация классов».

На рисунке 5 покажем Декомпозицию второго уровня для процесса «Проведение занятий».



Рисунок 5 - Декомпозицию второго уровня для процесса «Проведение занятий»

На рисунке 6 покажем Декомпозицию второго уровня для процесса «Проведение экзаменов».



Рисунок 6 - Декомпозиция второго уровня для процесса «Проведение экзаменов»

Функционально-стоимостной анализ (ABC) промоделированной системы
.

Опишем центры затрат (cost centers).



Рисунок 7 - Центры затрат (cost centers)

Зададим стоимости каждой работы на диаграмме декомпозиции.



Рисунок 8 - Стоимости каждой работы

Общие затраты по работе рассчитываются как сумма по всем центрам затрат. При вычислении затрат вышестоящей (родительской) работы сначала вычисляется произведение затрат дочерней работы на частоту работы (число раз, которое работа выполняется в рамках проведения родительской работы), затем результаты складываются.

В нашем случае образовательная деятельность строится на системе окладов и сотрудники не разделяются на бизнес-подразделения в процессе образовательной деятельности, поэтому на рисунке 9 покажем общее дерево затрат, на котором видим, что все этапы оцениваются поровну.



Рисунок 9 - Вычисление затрат родительской работы

Анализ, основанный на свойствах, заданных пользователем (UDP)

Если стоимостных показателей недостаточно, имеется возможность внесения собственных метрик - свойств, определенных пользователем (User Defined Properties - UDP). UDP позволяют провести дополнительный анализ, хотя и без суммирующих подсчетов.

Откроем диалог User-Defined Property Name Editor (меню Model/UDP Definition Editor) (Рисунок 10).



Рисунок 10 - Диалог описания UDP

Каждой работе можно поставить в соответствие набор UDP. Для этого следует щелкнуть правой кнопкой мыши по работе и выбрать пункт меню UDP (Рисунок 11).



Рисунок 11 – Вызов диалогового меню UDP

Свойства типа List отображаются списком выбора

, который заполнен предварительно определенными значениями. Свойства типа Command могут иметь в качестве значения командную строку, которая выполняется при нажатии на кнопку >> (Рисунок 12).



ВЫВОДЫ

В данной работе мы провели моделирование в виде контекстной диаграммы и диаграмм декомпозиции процессов первого и второго уровней, в стандарте IDEF0 для образовательного процесса детской музыкальной школы, а также изучили функционально-стоимостной анализ (ABC) промоделированной системы и возможности моделирования с использованием свойств, определенных пользователем (UDP).