Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная (экзаменационная) работа
3 семестр
Дисциплина: Конституционное право
Реферат
Тема: Система законодательства в Российской Федерации
Выполнил (а):
Семьянова Яна
(Ф.И.О. студента)
Гражданско-правовое
(направление, группа)
Проверил (а):
_____________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
_____________________________
(дата)
Омск 2021
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
-
Понятие и сущность система законодательства………………………..4-
Широкое и узкое понимание законодательства……………………..5
-
-
Источники Российского законодательства………………………………7 -
Систематизация законодательства………………………………………11 -
Современное состояние российского законодательства……………….15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, и их разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых, нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, Федеральные Законы и т. д), которые регламентируют различные вопросы, связанные с правовой системой и законодательством. Во-вторых, правовая система является относительно молодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития, поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи в журналах и газетах). Среди таких авторов можно выделить: Скурко Е.В., Лукашева Е.А., Поленина С.В., и т.п. Кроме того, существует ряд монографических работ по этой теме, посвященных и правовым системам мира (Рене Давид), и правовой системе сначала СССР, а теперь правовой системе России (Синюков В.Н., Шафеев, Д. Р). Большую помощь в написании работы оказал и учебные пособия по праву для ВУЗов. Среди них можно назвать учебники по курсу теории государства и права следующих авторов: Курицына В.М. и Ивановой З.Д., Пиголкина А.С., Бабаев В.К и Перевалова В.Д., Лившиц Р.З., Стрекозова В.Г., Г.Н. Манова., Мешкова О.Е и Малько А.В., и т.д.
Цель работы изучение и системы законодательства в Российской Федерации.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач исследования: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность и строение, рассмотреть особенности развития системы в современном мире.
-
Понятие и сущность система законодательства
Система законодательства — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны. Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации); совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве.
Система законодательства может быть построена по различным основаниям. В основном она строится с учетом отраслевого принципа (гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительно к конкретной сфере правового регулирования).1
Однако могут быть и нормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положен и такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В таком случае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первом месте находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае — это нормы конституционного права.
Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.
1.1 Широкое и узкое понимание законодательства
Широкое понимание законодательства принижает роль закона, объединяет в единое целое законы и подзаконные акты. Но такое понимание очень удобно для органов управления, для общества, которое не хочет или не может связывать себя рамками закона. Широкое понимание законодательства — это
путь размывания закона, подмены его управленческими решениями. Превалирование управленческих решений, их большой объем по сравнению с законами характерны для императивного правового регулирования. Дело в том, что закон по своей природе – всеобщая правовая норма и потому открывает большой простор для правоприменения, а это как раз характеризует диспозитивное регулирование. Управленческие решения более конкретны и оперативны по сравнению с законом, здесь остается мало места для свободы правоприменителей, а это характеризует императивное регулирование.2
Долгие годы при функционировании командно-административной системы руководствовались (и в теории, и на практике) широким пониманием законодательства. Вот теоретическая формула того периода: «Законодательство ... – это совокупность законов и подзаконных нормативных актов».
Вместе с тем понятие законодательства не может быть определено по принципу: узкое понимание – хорошо и правильно, а широкое – плохо и неверно. Все зависит от того, для каких целей используется понятие законодательства. Когда мы говорим о той или иной отрасли законодательства (гражданское, трудовое, земельное и др.), мы имеем в виду не только законодательные акты, но и связанные с ними и основанные на них подзаконные акты. Когда мы изучаем какую-либо отрасль законодательства, то включаем в сферу изучения как законодательные, так и подзаконные акты. При составлении сборников нормативных актов в них включают и законодательные, и подзаконные акты. Широкое понимание законодательства настолько распространено, что быстро избавиться от него практически невозможно.
Сказанное отнюдь не означает, что широкое и узкое понимание законодательства могут применяться в равной степени. Понимание законодательства, повторяем, вопрос не только теоретический, но и сугубо практический. От правильной постановки этого вопроса зависит, как мы видим, положение закона в механизме правового регулирования. Поэтому в процессе нормотворчества, правоприменения может и должно применяться только узкое понимание законодательства, опирающееся на разную природу и юридическую силу законодательных и подзаконных актов. Для других целей (кодификация, изучение права) может использоваться и широкое понимание законодательства, предполагающее (при всех условиях) четкое разделение законодательных и подзаконных актов.
С 1996 года в России существует несколько вариантов к рассмотрению ФЗ «О нормативных правовых актах РФ», который можно назвать «закон о законах». В одном из вариантов отлично рассмотрена структура законодательства. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексную системы законодательства.
Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же, свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах - документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают своей спецификой, имеют собственные тенденции развития.3
-
Источники Российского законодательства
Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований можно выделить горизонтальную, вертикальную системы законодательства.
Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования - фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское процессуальное право - гражданское процессуальное законодательство).
В вертикальной классификации системы законодательства отражается принцип действия и юридическая сила норм права. Исходя из иерархической системы, можно выделить следующие нормативно правовые акты, имеющие юридическую силу в порядке убывания:
- Международные договоры Российской Федерации
- Конституция Российской Федерации
- Федеральные конституционные законы Российской Федерации
- Федеральные законы Российской федерации
- Законы субъектов Российской Федерации
подзаконные акты:
- Указы Президента Российской Федерации
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Инструкции, приказы министерств и ведомств РФ
- Акты местных органов государственной власти
- Акты местных органов государственного у правления
- Акты муниципальных органов
- Локальные нормативные акты
Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).
- Гражданский кодекс Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Бюджетное законодательство Российской Федерации
- Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации
- Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации
Закон - нормативно-правовой акт, в котором перечислены установленные государством общеобязательные правила. Законодательство - совокупность законодательных актов, и х взаимодействие между собой или деятельность высших органов государственной власти по изданию законов. Любое законодательство совершенствуется и изменяется в результате принятия п оправок и новых актов. Из-за этого в законах возникают противоречия, которые можно трактовать (толковать) по-разному. Эти противоречия разрешают суды.
Законодательная власть в России представлена Федеральным собранием – парламентом, состоящим и з двух палат. Нижней палатой парламента является Государственная Дума из 450 депутатов, а верхней - Совет Федерации, который включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого). Без утверждения Федеральным Собранием (и ли его молчаливого одобрения) ни один основной закон в государстве не может быть принят. Законы также могут приниматься органами местного самоуправления, но они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.
Законодательства Р Ф состоит из следующих актов:
1. Кодексы
2. Федеральные законы
3. Законы
4. Классификаторы и номенклатуры
5. Договоры
6. Уставы
Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую с илу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:
- законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),
- федеральные и принимаемые субъектами Р Ф (по вертикальным связям иерархии).
Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической с илы):
- федеральные конституционные законы,
- федеральные законы (включая кодексы),
- законы субъектов Р Ф.
Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.