Файл: Игры на уроках музыки Тихонова Марина Васильевна учитель музыки мбоу сош 117.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 117»

«Игры на уроках музыки»

Тихонова Марина Васильевна

учитель музыки МБОУ «СОШ №117»

Барнаул 2013

Игра – дело серьезное.
Игра всегда составляла неотъемлемую часть жизни человека. Она сопровождала его от рождения и до последних дней. Слово «игра» в русском языке чрезвычайно многозначно. Игра с мячом и игра с огнем. С древних пор игра – важная часть жизни человека. Многие русские народные игры содержат элементы языческих обрядов, ритуалов. А в древних пластах земли рядом с орудиями труда находят игрушки: каменный волчок, костяная погремушка. У славян существовала целая система упражнений и игр для подготовки юношей к труду и семейной жизни, а для девочек традиционной стала игра «дочки – матери».

О детской игре Л. С. Высоцкий говорил как о воображении в действии: «Это творческая переработка пережитых впечатлений и событий, комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».

Сейчас при обучении на первый план выдвигается круг проблем, направленных на активацию внутренних ресурсов ребенка, и, в первую очередь, развитие творческих способностей, воображения, фантазии.

Поэтому, планируя свою работу, я не забываю об играх. Как часто на уроках возникает ситуация, когда надо ответить на вопросы «почемучек», закрепить усвоенный материал, а иногда и снять напряжение, возникшее на предыдущих уроках. Дома и в школе на ребенка действует ряд неблагоприятных внешних раздражителей (шум в классе, недостаток кислорода, отсутствие внимания со стороны учителя). У ребенка возникает состояние эмоционального дискомфорта. В этом случае игра помогает снять напряжение, оптимизировать собственные фантазии.
Игры №21 и №22 побуждают субъективно проживать свое настроение, анализировать и искать оптимальный выход.

Игра №23 проверяет смекалку, активизирует внимание, помогает познать мир через звук.

Поднять настроение в классе, настроить на рабочий лад помогает игра
№28 «Прогулка». Немаловажно и то, что в эти игры можно играть не только всем классом, но и на индивидуальных занятиях.

На начальном этапе обучения в первом классе музыкальная грамота почти полностью исключена, но, следуя методу «забегания», мы можем познакомить детей в процессе игры с формами музыкальных произведений (игра №18), дать понятие форте, пиано (игра №25). Очень нравится ребятам игра в «Магазин игрушек» №19. Она близка и понятна, дает возможность развития слуховой наблюдательности, активизирует творческую деятельность ребенка, развивает музыкальный слух.

Игру №29 «Колокольчики» я использую в качестве распевки, а так же преследую следующие цели: выработку интонационного и ладового слуха, и создаю благоприятные условия для импровизации. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств – фантазия.

В зависимости от ситуации игра из вспомогательной становится главным средством, побуждающим к художественно- творческой деятельности. В начальной школе игра является самым доступным отражением действительности.
1 класс
На первом уроке в первом классе происходит знакомство с ребятами. Они впервые приходят в новый кабинет. Многие чувствуют себя скованно. И если их встретят знакомые и многими любимые музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен – это придает уверенности справиться с незнакомыми знаниями. Поэтому я рекомендую поиграть в игру №2 «Подходит ли музыка движениям». Она поможет сблизить интересы учителя и детей, подружиться, создать непринужденную атмосферу. Элементы этой игры можно вводить на всех уроках первой четверти, разучивая ее постепенно, можно использовать вместо физкультминутки. А на заключительном уроке первой четверти провести игру целиком. Это даст детям первый слуховой и исполнительный опыт.

Во второй четверти на первом уроке, начиная решать проблему «О чем говорит музыка?» советую включить игру №7 «Представь и услышь». Эта игра развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений. На закрепление этой темы полезны этюды №№11 и 12. Драматургию заключительного урока второй четверти можно построить на игре №17 «Поющий лес», где музыка будет не только изображать, но и выражать чувства радости, печали. Эта игра побуждает к импровизации, учит сольному, а затем и ансамблевому исполнению. Кроме этого игра знакомит с нотной записью, ритмическим рисунком.



Четвертая четверть. Тему «Музыкальная речь» можно начать с игры №16 «Диалоги». На пятом уроке четвертой четверти, подойдя к важному выразительному средству музыки – тембру, можно использовать игры №5 «Найди свой инструмент» и №6 «Как я это делаю».
2 класс

В первой четверти, закрепляя тему, можно обратиться к игре

9 «Прогулка по сказочному лесу». На этом уроке звучит «Утро» Э. Грига. В игре №10 «Любование цветком» дети слушают прелюдию №7 Ф.Шопена. Музыка помогает наблюдать, вслушиваться в окружающий мир, размышлять о нем. Важно то, что каждый ребенок хочет рассказать, что он почувствовал, а на уроке нет возможности выслушать всех. Игра же позволяет выразить себя индивидуально.

Во второй четверти на первом уроке полезно провести игру №8 «Разговор инструментов». Музыкальный диалог учителя и ученика поможет увидеть сходство музыкальной речи с обычной: знаки препинания, фразы. Игра поможет осмысленному и выразительному исполнению музыкальных произведений.

Закрепляя тему «Интонация» я провожу игру №14 «Рыбалка» с использованием музыки М. Мусоргского «Рассвет на Москва - реке». Игра учит внимательно и осмысленно слушать музыку. Эту же игру я провожу на заключительном, обобщающем уроке четвертой четверти, но, желательно, чтобы прозвучало произведение Римского – Корсакова «Три чуда».

3 - 4 классы
Обращаясь к теме народного творчества, хочется обратить внимание на игру №27 «Орнамент». Неспешный ритм древнего орнамента вьется бесконечной чередой времени, как тихие, плавные русские песни, в который раз доказывая нам, что существует полная гармония, как на планете, так и в космосе - Вселенной, заселенной многими формами жизни. У каждого народа в рисунках зашифрована некая информация, мысль, музыка. Как увлекательно попробовать расшифровать эти знаки.
Очень важно обратить внимание на то, какая музыка используется в играх. Занятия импровизации таят в себе большую опасность воспитания в детях дилетантизма, невольного подражания банальной музыке, которая сейчас звучит очень часто. И задача учителя при подготовке и проведения игр опираться на высокохудожественные музыкальные произведения, развивать эстетический вкус, добиваться того, чтобы дети приняли игру не как простое развлечение, а важную часть самой жизни.

Приложение:
1. «Угадай личный темп».


2-3 ребенка ходят каждый в своем темпе. Учитель играет на барабане или мелодию на металлофоне, соответствующую движению только одного ученика. Остальные дети определяют, чей «шаг» сопровождал учитель.
2. «Подходит ли музыка движениям?»

Дети меняют движения соответственно чередованию трех типов музыки – песни, танца, марша. Каждое движение сопровождает соответствующий инструмент: барабан – марш, металлофон – песня, бубен – танец. На последующих занятиях задание усложняется. Если учитель играет соответствующую музыку, он продолжает движение, если учитель намеренно меняет темп, ритм, ребенок останавливается, и говорит, в чем ошибка.

На заключительном этапе эта игра проводится так: один ученик приглашается делать какие-то движения (абстрактные или образные) – движения клоуна, кружение ветра, походку робота, куклы, пламя свечи, маленькой резвой кошки и т.д. Учитель импровизирует, то, соответствуя движениям, то намеренно контрастирует (например, под плавные движения – резкие аккорды). В заключении дети сами аккомпанируют на музыкальных инструментах.
3. «Угадай движение по музыке».

Играем в игру №2 (правильно аккомпанируя), а водящий выходит, и не видит движения. Затем водящему проигрывается только музыка, он должен угадать, какое движение выполняли дети.
4. «Вперед – назад».

Учитель играет на двух разных инструментах: группа детей соответственно условиям должна двигаться, например, бубен – вперед, барабан – назад. В дальнейшем, когда эти условия усвоены, добавляют движения в сторону, прыжки на месте, доводя звучание инструментов до 4.
5. «Найди свой инструмент».

На стульях разложены 5 различных инструментов, например, металлофон, погремушка, колокольчик, ложки, барабан. У учителя тот же набор инструментов. Дети бегают вокруг стульев с инструментами, затем по знаку учителя дети садятся рядом с инструментами, к которому был ближе, но спиной к учителю. Учитель играет на одном инструменте, а ребенок, сидящий рядом с инструментом, тембр которого он слышит, должен ответить на эхо или придумать свое (в зависимости от задания). Можно задействовать два инструмента одновременно, начать играть на двух, а закончить одним.

6. «Как я это делаю».

Учитель просит детей закрыть глаза и определить, каким способом он извлекает звук, а затем повторить звучание (шуршание бумаги, постукивание кончиками пальцев по барабану, трение двух тарелок, трель в углу треугольника).

7. «Представь и услышишь».

Вы слышали, как скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром? А можешь ли ты услышать, как поет быстрый ручей, ласково смотрит солнышко, вздыхает или поет облако? Спой или сыграй услышанную песенку и нарисуй ее.

Предлагаю дополнительный материал для этой игры:


Жук

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока.

Жужжит в окне,

Расправив крылья.

И я зову на помощь маму:

«Там жук живой, раскроем раму».

(Предлагаемый музыкальный фрагмент

«Полет шмеля» Н. А. Римского – Корсакова).
Быстрый ручей

Быстрый маленький ручей

Выбегает из ключей

По лесу петляет, хвостиком виляет.

Вот он поле пересек.

Вон нырнул под мостик,

Невозможно ручеек ухватить за хвостик

(Предлагаемый музыкальный фрагмент «Форель» Ф. Шуберта.
Солнышко

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое, доброе, лучистое,

Если б мы его достали,

Мы б его расцеловали.

(Предлагаемый музыкальный фрагмент

«Музыкальный фрагмент» Ф. Шуберта).

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой,

Колокольчики - цветы

Очень вежливы…

А вы?

(предлагаемый музыкальный фрагмент «Вальс» из «Детского альбома» П. И. Чайковског


8. «Разговор инструментов».

Учитель на фортепиано играет фразу, задавая вопрос, ребенок отвечает, используя бубен или погремушку. Затем роли могут меняться.
9. «Прогулка по сказочному лесу».

Звучит музыка «Утро» Грига. Шаги в медленном темпе, представляя красивый пейзаж. Когда всходит солнце, показать это жестом или иным движением. Дети реагируют на смену музыки, - и снова покой и тишина.
10. «Любование цветком».

Звучит музыка «Прелюдия №7» Ф. Шопена. Дети передают воображаемый цветок, любуясь и вдыхая его аромат. Затем можно нарисовать то, что увидели.
11. «Карнавал животных».

Этюды под музыку К. Сен-Санса.

12. «Танцы стихий».

Предлагается передать в танце стихию огня («Половецкие пляски» А. Бородина); ветра («Облака»

К. Дебюсси); земли («Весна Священная» И. Стравинского)
13. «Зеркало».

Зеркальная импровизация движений под музыку.

14. «Рыбалка».

Выбирается музыка, в которой есть какой – либо мотив, который повторяется не регулярно. Самое трудное – услышать его. Ходить или бегать под музыку, замирая во время звучания мотива. Дети – рыбаки. Если они не замерли, не узнав его, они попались на крючок. Предлагаемая музыка «Рассвет на Москве - реке» М. Мусоргского и «Три чуда» Н. Римского – Корсакова.

15. «Кукушка в лесу».

Музыка К. Сен – Санса. Дети – фотографы. Они двигаются неслышно под музыку, делая снимок на заранее прослушанную музыкальную фразу.

16. «Диалоги – перевертыши».

Учитель задает вопрос на инструменте или голосом, ребенок отвечает противоположной фразой по темпу, интонации, плотности звучания и динамики.
17 «Поющий лес».

Дети по очереди изображают птиц голосом, а затем беседа продолжается парами – диалог. В заключение «птицы» звучат все вместе. Рекомендую эту игру проводить после прослушивания произведения «Утро» Э.Грига.
18 «Поссорились, помирились»

Музыка «Весёлая. Грустная» Л.Бетховена.

На первую часть музыки в парах дети подают друг другу руки. Когда начинает звучать вторая часть – отворачиваются друг от друга. На начало первой части – движения повторяются.
19. «Магазин игрушек».

Учитель говорит- «Дин – дин – дин.

Открываем магазин.

Заходите, заходите.

Выбирайте, что хотите».

Класс делится на покупателей и игрушки. Стоя у доски – на витрине, игрушки начинают двигаться, услышав свою музыку.

Куклы – П. И. Чайковский «Новая кукла»

Солдатики - П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков
20. «Радуга»

Сочинение песни по кругу.

Детям раздаются однотонные карточки (цвета радуги). Учитель просит сочинить мелодию (можно со словами), подходящую к каждому цвету. Затем эти мелодии дети поют по очереди, соединяя в песню. В заключении обсудить, красивая ли получилась радуга.

21. « Найди свой звук»

Для игры необходимо подобрать разнообразные предметы: ключи, гвозди, бумага, бубен, барабан, металлофон, дудочка и др. Детям предлагается, манипулируя этими предметами (стуча, скребя, гладя, постукивая, шурша, звеня) найти свой звук.

22. «Чужой»

Игра проводится по аналогии с №21, только дети ищут звук, который не соответствует их настроению и анализирует почему. Теперь учитель предлагает детям передать звук яркого солнца, ласкового ветерка, скрип снега под ногами, сердитого жука и т.д.

23. «Слепой»

Выбирается группа детей, которая будет оркестром. Она будет голосом создавать музыкальное произведение на заданную тему: шум улицы, утро в деревне, приближение грозы, в зоопарке, в весеннем лесу. Всему классу предлагается прослушать это произведение, закрыв глаза, а затем рассказать, что он услышал.
24. «Что лишнее»

Детям раздаются карточки. Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний.





25. «Громко – тихо запоём»

(Подойдёт любая хорошо выученная песня)

Учитель прячет игрушку на глазах всего класса, а водящий этого не видит. Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и ослабевает по мере удаления от неё.
26. «Колокольчики»

Игровой материал – изображения колокольчиков - больших, средних и маленьких. На конец указки прикрепляется бумажный кузнечик.

Дети располагаются тремя группами по регистрам, держа в руках изображения колокольчиков.

Ход игры:

Учитель говорит: «Жил – был весёлый кузнечик. Попал он однажды на цветущий луг и увидел красивые колокольчики. Прыгнул он на большой колокольчик (учитель указкой показывает на группу детей с изображением больших колокольчиков – а дети озвучивают), а он зазвучал: «Дон, дон, дон», прыгнул на средний – «Дан, дан, дан», прыгнул на маленький – «Динь, динь, динь». И так понравилось ему звучание колокольчиков, что он решил сочинить песенку.

Можно расположить колокольчики – «Динь» становится на стул.

«Дан» - стоит, а «Дон» сидит на низком стуле.

Любой ребёнок может сочинить свою песенку, управляя кузнечиком.

27. «Орнамент»

С
очини мелодию используя рисунок орнамента.
28.»Прогулка»

У детей в руках бубны и погремушки.

Учитель говорит: «Сейчас мы пойдём на прогулку. Но она будет необычная. Мы будем гулять сидя, а помогать нам будут музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице — вот так (показывают ритм шага на инструментах). Вышли на улицу — ярко светит солнце. Все обрадовались и побежали — вот так! ( показ ритма). Таня взяла мяч и стала играть - вот так! ( показ ритма). А дети стали прыгать — вот так!( показ ритма). Но вот на небе появилась тучка, она закрыла солнце и стал капать дождик: сначала были редкие капли — вот такие ( показ ритма). Затем дождь пошёл всё сильнее и сильнее — вот так ( показ ритма). Ребята испугались и убежали - вот так( показ ритма)!
29. «Кукушка»

Дети говорят хором : «Петух проснулся на заре -

Кукареку, кукареку.

Поёт кукушка на заре:

Ку — ку, ку — ку, ку — ку.
Последнюю строку проговаривают дети (не более четырёх), выбранных учителем, а водящий старается услышать сколько кукушек поёт в лесу.

Литература


  1. Первушин В.И. Музыкальная психотерапия. 1998.

  2. Коэн В. Пластическое интонирование.

  3. Искусство в школе. Выпуски 1991, 1992, 1997.

  4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.

  5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей.

  6. Михайлова М.А. Горбина Е.В. Танцуем, играем, поём дома и в саду.

  7. Фурсенко О.В. Танцуем, играем, смеёмся. Сборник развлекательно — игровых программ.Методические рекомендации по организации детских игр.

  8. Шурова Н.Д. Черкашин Е.А. «Твой друг — игра».

  9. http://orname.ru/

  10. http://cliparti.jimdo.com