Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» 5
Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе 14
Формы патриотического воспитания 15
Заключение 22
Список информационных источников 24
Приложение 25
ВведениеТеоретические аспекты воспитания патриотических чувств у дошкольников
Специфика понятия «патриотизм»
Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возрастаДетская литература как средство патриотического воспитания дошкольниковПрактические методические аспекты патриотического воспитания детей-дошкольниковАнализ творчества Пушкина как одного из поэтов-творцов детской патриотической литературыПрактические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством литературыЗаключениеСписок использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» 5
Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста 9
Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольника на современном этапе 14
Формы патриотического воспитания 15
Заключение 22
Список информационных источников 24
Приложение 25
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторической судьбе страны; верность Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества.
В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей.
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и др.).
В содержательном аспекте патриотизм включает чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; уважительное отношение к истории страны и традициям.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Результаты исследований российских ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова,) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования. Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
-
формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц). -
воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни, что предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам. -
включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), на втором месте - ценности социализационного процесса. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи. Тем не менее, она призвана выполнять функции воспитания духовно-нравственного воспитания.
Сотрудничество с родителями - одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ - в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий:
-
готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края. -
воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса. -
ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т.д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем. -
подаваемые знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии - защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.
Таким образом, от того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать, ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.
Использованная литература
Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны//Ребенок в детском саду. – 2009. - №3
2. Особенности развития патриотизма детей старшего дошкольного возраста в системе ДОУ.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - всё лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека. Когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает: переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
РЕКЛАМА
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций.
Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
В этот период деятельность анализаторов, развития представлений, воображения памяти, мышления и речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Все это входит в структуру чувственного познания как дополнительные и вспомогательные элементы. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расценивать как реальность. Дошкольник умственно более развит, если его научили обобщать и систематизировать чувственные образы предметов окружающего мира. Он легко и свободно запоминает созвездия, виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирование личности. Программы дошкольных учреждений в нашей стране предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей.
Физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развитие двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомляемость. Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интеллектуальный интерес и способности. Наблюдение за природными явлениями, слушание сказок, рассказов, стихов, знакомство с элементами счета, геометрическими фигурами, игровая деятельность, детское творчество – основные способы развития интеллекта дошкольника. Главное в том, что он действовал сам, изготовлял, мастерил, наблюдал, играл.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям, к родителям, воспитателям, к самому себе. Групповые формы общения и деятельности приобретают коллективный характер. Интенсивно формируются нравственные чувства. На этой основе складывается поведение ребенка, такие качества личности как доброта, отзывчивость, скромность и др.