Файл: Бюджетный федерализм в России декларации и реальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение

Федерализм – неоднозначное понятие и может рассматриваться с разных точек зрения. В самом широком смысле под федерализмом понимается организационная структура чего-либо, основанная на принципах федерации, т.е. объединения каких-либо субъектов, сохраняющих определенную самостоятельность.

Существует множество определений термина бюджетный федерализм. Согласно одному из определений бюджетным федерализмом называют систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Другое определение данного понятия называет бюджетным федерализмом принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления2.

Мировой опыт демонстрирует отсутствие идеальной модели бюджетного федерализма. Причины этого кроются в сильнейшем влиянии политики и исторических событий на бюджетно- налоговое устройство разных стран. В настоящее время различается несколько моделей – модель фискального, бюджетно-налогового и конкурентного федерализма. Наиболее распространенной является модель фискального федерализма. Она напрямую зависит от типа налоговой системы и порядка распределения налогов по уровням бюджетной системы страны. В ряде европейских стран с федеративным устройством (Германия, Швейцария, Австрия), делается ставка на совместное использование федерально-территориальных налогов.

В доходах их региональных бюджетов преобладают совместные налоги, при этом около 64% - подоходные налоги, и около 16% - косвенные налоги на потребление. Подобная система существует и в России. Доля совместных, или регулирующих (в российской терминологии) налогов также высока, в 2009 году она составила свыше 60% налоговых доходов региональных бюджетов. В числе положительных характеристик модели фискального федерализма называют экономичность централизованного сбора доходов, широкие возможности централизации части средств для целей горизонтального выравнивания территориальных бюджетов и, как следствие, активную политику бюджетного выравнивания. Вместе с тем у этой модели много недостатков – стремление к излишней централизации налоговых функций, унитарному типу государственного управления, т. е. ограничению финансовой децентрализации и финансовой самостоятельности субфедеральных и местных органов власти.


Расходы бюджета – это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному различию. Права и обязанности соответствующих органов власти, связанные с реализацией этих экономических отношений, называются «расходными полномочиями». Расходные полномочия включают в себя:

1) нормативное правовое регулирование деятельности органов власти - заключается в установлении законодательными и иными нормативными правовыми актами целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти; 2)обеспечение исполнения установленных нормативных правовых норм финансовыми средствами – заключается в направлении собственных доходов бюджета (не включающих целевой финансовой помощи из бюджетов других уровней) на финансирование собственной деятельности этих органов власти, а также в передаче средств другим органам власти в виде целевой финансовой помощи; 3)непосредственное исполнение (финансирование) расходов по видам деятельности органов власти – состоит в предоставлении бюджетных средств ведомственным подразделениям органов власти и бюджетным учреждениям, осуществляющим соответствующий вид деятельности, или в заключении и оплате государственных или муниципальных контрактов за счет использования всех доходов бюджета (в том числе полученных в виде целевой финансовой помощи из бюджетов других уровней). Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям: 1) расходы федерального бюджета; 2) расходы бюджетов субъектов Федерации; 3) расходы местных бюджетов. По взаимному согласию органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления отдельные виды расходов могут передаваться из одного уровня бюджетной системы в другой с соответствующей передачей доходных источников или иных финансовых средств.

В Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2010 г. указаны следующие критерии, которые следует учитывать при разграничении налоговых полномочий:



- стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым закрепляется этот налоговый источник и полномочия по его регулированию;

- экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги, объект (база) которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня власти;

- территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами, тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог;

- равномерность размещения налоговой базы: чем выше территориальная неравномерность размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводится соответствующий налог, социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть закреплены за федеральным уровнем власти.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветрова Е. А., Кабанова Е. Е. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 209 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=597817

2. Вовченко Н. Г., Иванова О. Б., Рукина С. Н., Костоглодова Е. Д., Неровня Ю. В., Сопченко А. А., Вовченко Н. Г., Иванова О. Б., Рукина С. Н. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2018. - 268 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567438

3. Баранова И. В. Бюджетная система [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018. - 107 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574609

4. Курченко Л. Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Москва: Дашков и К°, 2018. - 252 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495782

5. Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс]:учебное пособие. - Москва: Прометей, 2018. - 108 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494882

6. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс]:учебник. - Москва: Дашков и К°, 2018. - 310 с. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496082