ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Биология

Класс 5

Тема урока: «Позвоночные».

Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.

Задачи:

  • изучить существенные признаки представителей царства животных;

  • характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания;

  • раскрыть роль животных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты. Формирование УУД:

Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Метапредметные.

  • Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  • Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в  соответствии с целью учебного задания;  умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.

  • Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

Предметные: умение выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.

Оборудование и организация образовательного пространства:учебники, электронное приложение, презентация , компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Пока учитель проводит индивидуальный и фронтальный опрос, другим учащимся раздаются карточки с заданиями (см. ресурсный материал к уроку).

– На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (Наличие или отсутствие осевого скелета.)

– Какие группы животных относятся к беспозвоночным? (Черви, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, иглокожие.)

– Какая среда обитания характерна для ракообразных? Назовите их представителей. (В основном водная; омары, крабы, креветки.)

– Какими признаками характеризуются черви? (Имеют удлиненное, вытянутое тело. Обитают в почве, соленых и пресных водоемах; существуют паразиты, обитающие в теле животных и человека.)

– Какое значение представители беспозвоночных имеют в жизни человека?(Ракообразных употребляют в пищу; черви помогают создавать почву – плодородный слой земли; пчел используют для получения меда; насекомые в основном являются вредителями.)

– Каких насекомых человек сделал «домашними»?
(Пчел.)

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя

3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.

– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)? 
– Каких животных сюда относят? 
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.

Загадки.

1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)

2. Подрастала – хвост растила,
Подросла – светлее стала,
Хвост на «весла» поменяла. (лягушка)

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … . (Черепаха)

4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.


Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … . (дятел)

5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. (Еж)

– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).

- Итак, тема урока - «Позвоночные».

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…». Запишите себе в тетрадь.

Обучающиеся записывают фразу. Формулируют цели урока.

Цели урока (слайд)

  • Ознакомиться с классификацией позвоночных

  • Изучить основных представителей разных групп позвоночных и черты их строения

Знать, какое значение имеют изученные представители позвоночных в природе и в жизни человека

4. Учебно-познавательная деятельность

Работа учащихся с текстом учебника (п.21, с. 97-99)
Заполнение таблицы «Позвоночные животные» слайд
Форма работы – в группах.

Название группы позвоночных животных

Особенности строения

Представители

Позвоночные животные

Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы

 

 

 

 

Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде.

 

 

 

 

Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы.

Птицы

 

 

 

 

Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные.

 

5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Сравнение с информацией учащихся вносятся дополнения, корректировки учащихся.


6. Оценочно-рефлексивная деятельность

Самоанализ и самооценка.

– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .

Составление «Синквейна»

Существительное «Позвоночные»
Два прилагательных ..., …
Три глагола …, …, … .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.

7. Домашнее задание.

А) Подготовить вопросы п. .
Б) Составить кроссворд или сообщение о любой из групп позвоночных.
В) Создать ребусы по теме урока.