ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Биология
Класс 5
Тема урока: «Позвоночные».
Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.
Задачи:
-
изучить существенные признаки представителей царства животных; -
характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания; -
раскрыть роль животных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты. Формирование УУД:
Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Метапредметные.
-
Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. -
Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. -
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.
Оборудование и организация образовательного пространства:учебники, электронное приложение, презентация , компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала
Фронтальная беседа
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Пока учитель проводит индивидуальный и фронтальный опрос, другим учащимся раздаются карточки с заданиями (см. ресурсный материал к уроку).
– На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (Наличие или отсутствие осевого скелета.)
– Какие группы животных относятся к беспозвоночным? (Черви, моллюски, кишечнополостные, членистоногие, иглокожие.)
– Какая среда обитания характерна для ракообразных? Назовите их представителей. (В основном водная; омары, крабы, креветки.)
– Какими признаками характеризуются черви? (Имеют удлиненное, вытянутое тело. Обитают в почве, соленых и пресных водоемах; существуют паразиты, обитающие в теле животных и человека.)
– Какое значение представители беспозвоночных имеют в жизни человека?(Ракообразных употребляют в пищу; черви помогают создавать почву – плодородный слой земли; пчел используют для получения меда; насекомые в основном являются вредителями.)
– Каких насекомых человек сделал «домашними»?
(Пчел.)
Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников
Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя
3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.
– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)?
– Каких животных сюда относят?
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.
Загадки.
1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)
2. Подрастала – хвост растила,
Подросла – светлее стала,
Хвост на «весла» поменяла. (лягушка)
3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … . (Черепаха)
4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … . (дятел)
5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. (Еж)
– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).
- Итак, тема урока - «Позвоночные».
- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…». Запишите себе в тетрадь.
Обучающиеся записывают фразу. Формулируют цели урока.
Цели урока (слайд)
-
Ознакомиться с классификацией позвоночных -
Изучить основных представителей разных групп позвоночных и черты их строения
Знать, какое значение имеют изученные представители позвоночных в природе и в жизни человека
4. Учебно-познавательная деятельность
Работа учащихся с текстом учебника (п.21, с. 97-99)
Заполнение таблицы «Позвоночные животные» слайд
Форма работы – в группах.
Название группы позвоночных животных | Особенности строения | Представители |
Позвоночные животные | Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей. | Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. |
Рыбы | | |
| Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде. | |
| | Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы. |
Птицы | | |
| Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные. | |
5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Сравнение с информацией учащихся вносятся дополнения, корректировки учащихся.
6. Оценочно-рефлексивная деятельность
Самоанализ и самооценка.
– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .
Составление «Синквейна»
Существительное «Позвоночные»
Два прилагательных ..., …
Три глагола …, …, … .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.
7. Домашнее задание.
А) Подготовить вопросы п. .
Б) Составить кроссворд или сообщение о любой из групп позвоночных.
В) Создать ребусы по теме урока.