Файл: Особенности работы воспитателя, в специальных (коррекционных) школах интернатного типа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему:

«Особенности работы воспитателя,  в специальных (коррекционных) школах интернатного типа».

Зарина Габдуллина

Заместитель директора по воспитательной работе,

учитель дефектолог

КГУ «Чкаловская специальная школа интернат

Северо-Казахстанская область

Таыйншинскийр-он

zarina.gabdullina.81@mail.ru

151043 с Чкалово
Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства.

Задачами воспитательной работы в школе являются:

1.всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;

2.воспитывать добросовестное отношения к учебе;

3. воспитывать сознательную дисциплину;

4. совершенствовать правовое обучение и воспитание;

6. формировать негативное отношение к вредным привычкам;

7. формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;

8. подготавливать к успешной социализации воспитанников.

 

Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Под термином «воспитательная работа» педагогический коллектив нашей школы-интерната понимает целенаправленные действия для развития личности ребенка. Основным элементом воспитания является ученик, который в равной степени является как субъектом, так и объектом воспитания. Живой человек со своим природным багажом, со своим жизненным опытом, со своей судьбой.  Воспитывать – это верить в возможности ребенка и создавать условия для их реализации.

Все годы воспитательная работа школы-интерната была подчинена реализации воспитательной цели школы:

Создание условий для формирования творческой, нравственно и физически здоровой личности школьника, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную деятельность, умеющей ориентироваться в современных условиях.


Основной принцип воспитательной работы – системность, то есть внеклассные мероприятия проводятся не просто по отдельным темам, а в рамках разработанных программ, целью которых является вовлечение ребят в общественную деятельность, формирование всесторонне развитой, творческой личности, воспитание патриотизма и гражданственности. Реализуются программы через классные и воспитательские часы, уроки окружающего мира, беседы, экскурсии, походы, игры-практикумы и т.д.

В своей работе педагоги используют различные активные формы и методы воспитательного воздействия на учащихся. По всем направлениям  деятельности проведено много разнообразных мероприятий. Это и экскурсии по селу, знакомство о тундре («Дороги нашего села», «Это моё село», «Предприятия нашего села» и т.д.), походы с посещением музея («История школы», «История моего села», «Мои односельчане – труженики тыла»). Также проводятся как индивидуальные, так и коллективные беседы. Используется любая возможность для достижения положительных результатов в воспитательной работе, не ущемляя честь и достоинство детей.

Воспитательная работа ведётся по следующим направлениям:    

  • Интеллектуальное;

  • Здоровьесберегающее;

  • Гражданско – патриотическое;

  • Нравственно – эстетическое;

                Для реализации  задач в школе-интернат доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  • игровая деятельность;

  • познавательная деятельность;

  • досугово - развлекательная деятельность ;

  • художественное творчество;

  • спортивно-оздоровительная деятельность;

  • трудовая деятельность;

  • кружковая деятельность .

Результатом внеурочной деятельности являются:

  • укрепление здоровья обучающихся воспитанников;

  • выступления на праздниках, общешкольных мероприятиях;

  • участие в школьных и районных выставках, соревнованиях;

  • занятость детей из группы риска.

    Работая воспитателем в коррекционной школе,  я  прививаю  воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня  воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга; поддерживаю постоянную связь с учителями,

медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья;  чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми; провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.

    Занятия в нашей школе проходят в две смены с 09.00 до 14.00; 14.00 до 18.30 Все оставшееся время также четко спланировано, предусматриваем все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач. Все это проводится:

1) на  самоподготовке;

2) воспитательных часах;

3) в режимных моментах дня.

     В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задание в строго отведенное время.  Перед самоподготовкой я напоминаю дежурному о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок.  Я настраиваю ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

      Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу  воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми  ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль).Как учебное занятие, самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости  воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки  я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

После выполнения домашнего задания  проводитсявоспитательский  час.     Для успешного развития обучающихся необходимо
повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, я отвожу для бесед.Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.  

Провожу воспитательские часы "О здоровье"  приглашаю медсестру Ильясову А.С. ведётся беседа по профилактике различных заболеваний,   употребления ПАВ.  

Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые  сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах. Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т.п. для воспитания у них правил культурного поведения я провожу по понедельникам   "Час культуры". Я учу ребят правильно себя вести. Провожу беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения;  любоваться природой.

Организовываю экскурсии:

  • на природу,

  • в поселковую библиотеку,

  • музей при сельском акимате,

В сельскую библиотеку записаны воспитанники .

     По пятницам   провожу " Творческий час". Мы с ребятами на творческих часах мастерим  всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают (мой класс на выставке творческих работ «Наши таланты» . Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях;  кружки, секции  (на  концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы.  Легче всего  воспитанникам даётся вязка, работы по дереву, рисование .

      Большинство  воспитанников с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями,  по средам воспитательский час я отвожу для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению воспитанники знакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, воспитанники учатся высказывать свое мнение к героям и событиям.


     Интеллектуальное направление.

Воспитание познавательных интересов в школе осуществляется через программу «Интеллект». Работа по реализации данной программы ведётся с учётом особенностей индивидуального развития воспитанников, их интересов и склонностей.

В целях повышения эффективности работы по воспитанию познавательных интересов внедряются новые педагогические технологии оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса: компьютерные технологии, проектное обучение, личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, проблемное обучение.

Здоровьесберегающее направление.

Одной из первоочередных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи. Мы пониманием, что физическое здоровье ребенка – залог гармонично развитой личности.  В рамках программы «Здоровье» каждую четверть проводятся дни здоровья, рейды по проверке чистоты кабинетов и спальных комнат, работают спортивные секции. В школе стали традицией ежегодные походы, под названием «День Школьника». Коллективный выход на природу целенаправлен и эффективен, так как ему предшествует разъяснительная работа, а затем проходит коллективное обсуждение увиденного.

Много мероприятий, связанных с укреплением здоровья воспитанников, было проведено в интернате. Среди них: экскурсии в природу, прогулки, игры на свежем воздухе, праздник детских национальных игр, конкурсная программа «Папа, мама, я – спортивная семья», спортивные соревнования «Надежды спорта», «Веселые старты», соревнования по национальным видам спорта и другие. Отрадно то, что в этих мероприятиях участвовали все дети.  

На решение задач оздоровления воспитанников направлена Программа «Спорт», разработанная и успешно внедряемая педагогами школы-интерната.

Систематически в течение учебного года проводятся соревнования по теннису среди юношей и девушек. Проводятся «Веселые старты» между учащимися младших возрастных групп и т.д.

Гражданско-патриотическое направление.

Гражданско-патриотическое воспитание, неразрывно связанное с духовно-нравственным, реализуется в рамках программы «Патриот».

Проведение ежегодно таких мероприятий, как: военизированная эстафета среди старшеклассников; митинг Памяти с возложением венков к памятнику павшим односельчанам; встречи с ветеранами  войны, участниками современных боевых точек, тружениками тыла; конкурсы рисунков, сочинений, чтецов; проведение уроков мужества способствует воспитанию гражданских качеств личности: патриотизма, ответственности, чувства долга, интереса к истории Отечества, к труженикам тыла, желанию облегчить жизнь старшего поколения.