ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант 5
Упражнение 1.
Задание. Затранскрибируйте приведенные ниже слова, сравните транскрипцию современного слова со словом, написанным по-древнерусски для эпохи до падения редуцированных. Укажите все произошедшие в этих словах фонетические изменения.
Ответы.
1 – наличие беглого О или Е,
2 – появление между согласными нового беглого О или Е,
3 – появление гласного О или Е в предлоге-приставке,
4 – появление гласного О или Е в суффиксе,
5 – уменьшение количества слогов в слове,
6 – появление закрытого слога,
7 – редукция согласного на конце слова,
8 – ассимиляция согласных по звонкости,
9 – ассимиляция согласных по глухости,
10 – ассимиляция согласных по твердости,
11 – ассимиляция согласных по мягкости,
12 – ассимиляция согласных по способу образования,
13 – ассимиляция согласных по месту и способу образования,
14 – диссимиляция согласных,
15 – упрощение групп согласных,
16 – появление групп согласных, которые не могли существовать до падения редуцированных,
17 – смягчение задненебных,
18 – переход [e] в [o].
Упражнение 2.
Задание. Определите причины отсутствия перехода [e] в [o] в приведенных ниже примерах.
Ответы.
1 – слова с Е на месте ѣ,
2 – слова позднего заимствования,
3 – слова старославянского происхождения,
4 – слова с сочетанием ер < ьр не перед твердыми переднеязычными и сонорными,
5 – слова с Е перед Ц,
6 – слова, имевшие в своем составе суффиксы -ьн-, -ьск-, -ьств-, -ьник-,
7 – в приставках без-, не-,
8 – перед мягкими согласными,
9 – звук [e] в безударном положении.
1. Букет ___. 2. Дворец ___. 3. Детка ___. 4. Любезность ___. 5. Перст ___. 6. Подвергнуть ____. 7. Откровение ___. 8. Сетка ___. 9. Ячменный ___. 10. Твоей ___.
Упражнение 3.
Задание. Объясните исторические чередования согласных в словах.
Ответы.
1 – первая палатализация,
2 – вторая палатализация,
3 – третья палатализация,
4 – сочетание согласных с j.
5 – * gti, * kti.
1. Стожок ____. 2. Вождь ____. 3. Спешат ____. 4. Гуща ____. 5. Облечь ____. 6. Глаже ____.
7. Зима ____. 8. Блаженство ____. 9. Витязь ____. 10. Искажение ____.
Упражнение 4.
Задание. Объясните исторические чередования гласных в словах.
Ответы.
-
1 – *ō – *ŏ (*ā – *ă) II. 1 – *oi, *ai (ой – ѣ, и)
2 – *ī – *ĭ 2 – *ei (ей, ьй – и)
3 – *ū – *ŭ 3 – *ou, *au (ов – у)
4 – *ō – *ē 4 – *eu (ев – ю)
5 – *ŏ – *ĕ 5 – *om, *on... – ǫ (он, ом – у)
6 – *em, *en... – ę (ен – ä > я)
7 – *on - *en (у – ä)
-
Водопой – пить ____. 2. Рассыльный – посол – послать____. 3. Жевать – жую ____.
4. Носить – несу ____.5. Разбрасывать – бросить ____. 6. Читать – чтец - зачесть ____.
7. Мука – мягкий ____. 8. Почин – початок ____.
Контрольные задания по морфологии.
Упражнение 1.
Задание. Выпишите имена существительные из приведенных ниже предложений, укажите их начальную форму, определите тип склонения, вариант (у склонений на * ā, * ŏ), род, число, падеж, синтаксическую роль в предложении.
Перевод предложений
Вариант 5
Упражнение 1.
1. Слава тебе, Господи, царь небесный. 2. Святой Сергий, рождение имея и воспитание в отечестве, в граде Ростове, отца благочестивого, Кирилла именем, мать же была Мария.
Упражнение 2.
1. Тогда я блажен буду. 2. Фараона победил, высокого и гордого. 3. Шла Ольга по деревеской земле. 4.Заложили город новый, деревянный. 5. Когда сядешь со всею братию, лучшее из приготовленной еды не ощущаешь. 6. Слава тебе, Господи, царь небесный. 7. Иоанн же к ней сказал: «Не Бог есть, не сын божий, но я есть человек сына божия».
Упражнение 3.
1. И пошли в дом свой, и после его смерти поведал всем на пользу слышащим. 2. В оно время был некто болящий Лазорь. 3. Я же не хочу тяжкой дани положить, как муж мой, этого прошу у вас мало. 4. Деревляне пришли, и позвала их Ольга к себе. 5. И вошёл в некую худую храмину (дом). 6.А сами пошли против них.
Упражнение 4.
1. Раб божий есть ты. 2. Где упомяну в грубости своей, и вы, господа, исправляя, читайте. 3. Мы же не знаем, кто они есть. 4. Когда тот придёт, возвестит нам всё. 5. Так и мы, братья, этим не поможем, то эти сдадутся им. 6. Если был лих закон (вера) греческий, то не приняла бы баба твоя Ольга.
Упражнение 5.
1. И был мятеж в Новгороде, а Святослава долго не было. 2. Всё дал своей княгине. 3. Ученики же его ушли в град. 4. Татары же возвратились от реки Днепра, и не знаем, откуда пришли. 5. Спрашивал же волхвов кудесник. 6. Там крали жён себе, имели же по 2 и по 3 жены.