Файл: Тема 13. Культура профессиональной речи Рассматриваемые вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 13. Культура профессиональной речи

Рассматриваемые вопросы. Культура профессиональной речи. Вступать в коммуникацию в профессиональной сфере общения, сообщать о факте, времени и месте действия, выражать свое отношение в соответствии с требованиями профессиональной культуры речи: использовать терминологию, обсуждать профессиональные темы с коллегой и неспециалистом, определять цель, быть корректным. Поддерживать изменять тему беседы. Выражать свое отношение: давать оценку факту, предмету, событию. Научная терминология, книжные слова, прямой порядок слов, повествовательные предложения.

Практические задания

Задание 1. Прочитайте текст. Какую роль играет культура речи в профессиональной деятельности? Что такое культура речи? На чём строится культура речи? Что такое литературный язык? Какая речь сложнее устная или письменная? Почему? В соответствии с чем формируется культура поведения личности? В чём проявляется основа эмоциональной культуры? Почему, по вашему мнению, в профессиональной культуре высока роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям? Какие умения играют большое значение в профессиональной деятельности? Назовите основную компетенцию, которой должен обладать специалист? В чём она состоит?

Культура речи в профессиональной деятельности играет важную роль, так как представляет собой речевое взаимодействие партнёров, коллег. Важную часть профессиональной культуры составляет культура общения, а для многих профессий играет ведущую роль, так как, например, для преподавателя, журналиста, юриста речь является основным орудием труда.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения обеспечивают наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Культура речи должна строиться на основе норм литературного языка. Литературный язык – это язык книг, журналов, радио и телевидения, который реализуется в устной и письменной речи. Устная речь требует правильно произносить звуки, слова, соблюдать правила постановки ударения, интонационного оформления предложения, словоупотребление. Письменная речь – это обязательны правила орфографии и пунктуации. Речевая культура имеет очень большое значение в жизни человека, в его профессиональной деятельности.


В процессе профессиональной подготовки приобретаются специальные навыки. Культура поведения личности формируется в соответствии с этическими нормами общества. Устанавливать эмоциональный контакт, понимать эмоциональное состояние партнёра, уметь регулировать своё психическое состояние – это основа эмоциональной культуры. В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям.

В профессиональной деятельности большое значение играет умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать специальные термины и понятия в производственных ситуациях. Большое значение играет коммуникативная компетенция – это не только умение общаться, обмениваться информацией, но и уметь налаживать целесообразные отношения с партнёрами производственного процесса, организовывать совместную творческую деятельность.
Задание 2. Какие правила речевого поведения мы находим в следующих афоризмах? Приведите другие примеры афоризмов, пословиц и поговорок о правилах речевого поведения.

1. Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей и служит вражде и ненависти (Л.Н. Толстой). 2. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело мы, можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности (Д.С. Лихачёв).
Задание 3. Как вы считаете, каких этических норм в деловом общении должен придерживаться руководитель по отношению к подчинённому?
Задание 4. Отработайте подготовку к ведению деловой беседы по одной из следующих тем:

1. Собеседование при приёме на работу по специальности после окончания вуза.

2. Разговор с организатором курсов по вождению автомобиля

, на которых вы хотели бы заниматься, несмотря на то что прошло две недели после начала занятий.

3. Разговор с ректором университета с просьбой разрешить вам перейти на другой факультет.
Задание 5. Прочитайте текст. На какие группы слов делят профессиональную лексику? Что такое профессионализмы? Что такое профессиональный жаргон? Назовите особенности профессионального жаргона. В чём проявляется взаимосвязь понятий «профессиональная лексика» и «профессиональный жаргон»?

В составе профессиональной лексики можно выделить группы слов, различные по сфере употребления: профессионализмы (используемые в речи спортсменов, шахтеров, охотников, рыбаков и др.), техницизмы (слова, представляющие собой узкоспециальные наименования, применяемые в области техники), профессиональные жаргоны.

Профессионализмы – слова, являющиеся принадлежностью речи определенного коллектива, объединенного какой-либо производственной деятельностью, специальностью или профессией и употребляемые профессиональной группой лиц. Профессионализмы могут обозначать специальные понятия труда, орудия или продукты труда, производственные процессы. Их также называют специальными словами или специальными терминами. Например, в профессиональной речи актеров используют сложносокращенное наименование главреж; в разговорной речи строителей и ремонтников употребляется профессиональное наименование капитального ремонта капиталка; обслуживающий персонал вычислительных центров называют машинниками и эвээмщиками и т.д.

По способу образования можно выделить:

1) собственно лексические профессионализмы, которые возникают как новые, особые наименования. Например, в речи рыболовов шкерщик от глагола шкерить – «потрошить рыбу»; в речи плотников и столяров калевка, зензубель, шпунтубель – различные виды рубанка и др.;

2) лексико-семантические профессионализмы, возникающие в процессе развития нового значения слова и его переосмысления. Например, профессиональные значения слов в речи полиграфистов: елочки или лапки – разновидность кавычек; шапка – общий заголовок для нескольких публикаций, загон – запасной, дополнительный набор, не вошедший в очередной номер;

3) лексико-словообразовательные профессионализмы, к которым относятся слова типа запаска – запасной механизм, часть к чему-либо и пр., в которых используются или суффикс, или способ сложения слов и т.д.

В словарях профессионализмы содержатся с пометой «профессиональное». В специальных словарях и справочниках
профессионализмы часто заключаются в кавычки, чтобы их можно было отличить от терминов («забитый»шрифт – «шрифт, находящийся долгое время в набранных гранках или полосах»; «чужой» шрифт – «буквы шрифта иного начертания или размера, ошибочно попавшие в набранный текст или заголовок»). В текстах газетно-журнальных, в художественных произведениях они выполняют номинативную функцию, а также служат изобразительно-выразительным средством.

Профессиональный жаргон – разновидность жаргона, которой пользуется группа людей, объединенных по профессиональному признаку.

Характерные особенности профессионального жаргона:

1) экспрессивность (крупняк– крупный план);

2) стилистическая сниженность (грустный филин– журналист, который во время интервью, слушая ответ собеседника и выражая свое согласие, постоянно произносит вслух слова «ага, ыгы, угу»: На пленке слышно как грустный филин поддакивает);

4) использование различных словообразовательных моделей (наехать– прием при видеосъемке, приблизить объект в кадре с помощью специального устройства – трансфокатора: Сними общий план, потом наедь на главного героя.Расширения значения уже существующего слова наехать; лексико-семантический способ словообразования);

5) профессиональная лексика и фразеология, дублирующая единицы терминологии и специального языка (глаз вместо монитор, мышь (в профессиональном жаргоне компьютерщиков), шмотяк (в речи таможенников) – это прессованная одежда и обувь, нелегально перевозимая через границу.

Профессиональные жаргоны – это специальная языковая среда, ограниченная рамками какой-нибудь профессии и расположенная между терминологической лексикой и общелитературным просторечием. Если часть профессионализмов может иметь нормативный характер (существует большое число профессионализмов, стандартизованных в качестве обязательных терминов), то профессиональные жаргонизмы не способны приобретать нормативный характер, их условность ясно ощущается говорящими.
Задание 6. Приведите по 2 примера профессионализмов и профессиональных жаргонов, относящихся к вашей специальности.
Задание 7.
Определите значение выделенных слов, подберите к ним общеупотребительные синонимы (за справками обратиться к толковым словарям). Укажите сферу их профессионального употребления.

1. Одна из самых лучших брючниц ателье – Анна Серова. 2. Лесничий клеймил на порубку деревья. 3. Вчера прислали на кордон рабочих просветлять культуры. 4. Спортсмен всю осень готовил новую произвольную программу и сейчас впервые обкатал её перед зрителями. 5. В таком положении переключателя стрелка прибора должна выйти из желтого сектора и отклониться вправо, причем возможен зашкал.6. Тренеры считают, что Олегу всерьез нужно обратить внимание на пятикилометровку, а не держаться только за свою коронную полуторку.
Задание 8.

1. Найдите и прочитайте текст об этикете деловой речи.

2. Что нового вы узнали?

3. Согласны ли вы с утверждениями в тексте?

4. Каковы языковые особенности деловой речи?

СРС 13.

Задание 1. Подготовьте сообщение на тему: «Какой должна быть речь специалиста в ситуации профессионального общения». Выступите с сообщением на следующем уроке.

Задание 2. Выпишите 10 слов – профессионализмов (5 слов) и профессиональных жаргонов (5 слов) по специальности, составьте с ними 3 сложных предложения.