Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 1699

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине

«Основы охраны труда»

Нужно включить в билеты по ОКУ «Бакалавр»


  1. Факторы, определяющие санитарно-гигиенические условия труда.

Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние организма работающих, их здоровье и работоспособность, на процесс восстановления рабочей силы.

Они определяются применяемым оборудованием, технологией, предметами и продуктами тру­да, системой защиты рабочих, обслуживанием рабочих мест и внешними факторами, зависящими от состояния производственных помещений, создающими определенный микроклимат.

Условия труда специфичны как для каждого производства, цеха и участка, так и для каждого рабочего места.

Факторы, формирующие условия труда:

санитарно-гигиенические;

психофизиологические;

эстетические.

1) Санитарно-гигиенические условия формируются под влиянием на человека окружающей среды (вредные химические вещества, запыленность воздуха, вибрация, освещение, уровень шума, инфразвук, ультразвук, электромагнитное поле, лазерное, ионизирующее, ультрафиолетовое излучение, микроклимат, микроорганизмы, биологические факторы). Приведение этих факторов в соответствие с современными нормами, нормативами и стандартами является предпосылкой нормальной работоспособности человека.

Микроклимат производственного помещения характеризуется температурой воздуха, его влажностью, атмосферным давлением. Температура воздуха в помещении зависит от требований технологии производства, установленного оборудования, наружной температуры.

В условиях повышенной влажности неблагоприятное влияние на организм человека высоких или, наоборот, низких температур усиливается.

В сельском хозяйстве, где большая часть трудовых процессов протекает под открытым небом, температурный фактор играет существенную роль. Влияние температурного фактора может быть значительно ослаблено устройством герметичных кабин на тракторах и автомобилях, использованием системы отопления зимой и усилением вентиляции летом. В цехах с повышенным выделением тепла применяются технические средства для снижения температуры воздуха: завесы, вентиляторы, установки для кондиционирования воздуха.

Рабочих снабжают специальной производственной одеждой. Наличие специальной одежды, в максимальной мере приспособленной к условиям того или иного периода года, — очень важное средство для поддержания высокой рабо­тоспособности при различных температурах.

Освещенность характеризует степень освещения рабочих мест и производственных помещений. Уровень освещенности устанавливается в зависимости от характера и точности работы, размеров объекта, сложности его различения и контраста рассматриваемого объекта с фоном. В производственных помещениях применяют три системы освещения:


общее – для освещения всего помещения;

местное – для освещения непосредственно на рабочем месте;

комбинированное – сочетание общего и местного.

Применяют естественное, искусственное и смешанное освещение.

Состояние воздушной среды в рабочей зоне характеризуется количеством в нем примесей (пыли, газов, паров).

Шум как фактор производственной среды представляет собой совокупность звуков, неблагоприятно воздействующих на организм человека, мешающих его работе и отдыху. Уровень шума характеризуется силой звука, определяемой в децибелах (дБ), его частотой в герцах (Гц) и октавой – интервалом частот.

Вибрация - механические колебания, сообщающие телу человека (или его органам) колебательную скорость. Вибрация относится к числу вредных факторов, измеряется механическими вибрографами (ВР-1 или виброграф Гейгера).

  1. Законодательство ЛНР в сфере охраны труда.

Документом регламинтирующим охрану труда является Трудовой кодекс Луганской Народной Республики зарегистрированный 4 марта 2015 Проект разработан: Рабочая группа по разработке нормативных правовых актов в сфере урегулирования трудовых отношений с Указом от 02.12.2014 г. № 59/01/12/14.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Статья 232.Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

  • принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Луганской Народной Республики в области охраны труда, а также республиканских целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

  • государственное управление охраной труда;

  • республиканский государственный надзор за соблюдением законодательства об охране труда, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

  • государственная экспертиза условий труда;

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

  • подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

  • международное сотрудничество в области охраны труда;


Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Луганской Народной Республики и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 234. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

  • безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

  • создание и функционирование системы управления охраной труда;

  • применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Луганской Народной Республики о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Луганской Народной Республики о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;

Статья 236. Обязанности работника в области охраны труда

Работник обязан:

  • соблюдать требования охраны труда;

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

  • немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

  • проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами;



  1. Ответственность должностных лиц и работников за нарушение норм охраны труда.

1. Дисциплинарная ответственность наступает в случаях нарушения трудового распорядка, правил и норм по охране труда. В соответствии с действующим трудовым законодательством за нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Независимо от мер дисциплинарного взыскания к работнику могут быть применены и другие меры административной ответственности: лишение премии, штрафы и т.д.

2. Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. К административной ответственности привлекаются должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда.

Налагать штраф могут Главный государственный инспектор труда, начальники управлений, межрайонных инспекций и их заместители, начальники отделов, государственные инспекторы труда. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда. Сумма штрафа может составлять от 1 до 10 базовых величин для граждан и от 1 до 50 — для должностных лиц и устанавливается законодательством.

3. Материальная ответственность. Работник может быть привлечен к материальной ответственности, если по его вине предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб. При определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы не учитываются. Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. С согласия нанимателя он имеет право передавать для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

4. Уголовная ответственность. Законодательство предусматривает за нарушение трудового законодательства, требований техники безопасности и производственной санитарии повышенную ответственность работников, вплоть до привлечения их к уголовной ответственности. К уголовной ответственности привлекаются лица, допустившие злостные нарушения, при условии, что такие нарушения повлекли за собой либо могли повлечь несчастные случаи, профзаболевание или другие тяжелые последствия.

Руководители работ привлекаются к уголовной ответственности, если непосредственно руководили работами, при которых произошел несчастный случай, а именно:

допустили к производству работ некомпетентных лиц, что привело к несчастному случаю;

не создали необходимых условий для выполнения обязанностей по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;

не приняли необходимых мер к устранению нарушений правил охраны труда;

не приняли мер к выполнению соглашений по охране труда, коллективных договоров, а также предписаний государственных и профсоюзных инспекций, что привело или могло привести к несчастным случаям или иным тяжелым последствиям.


Степень уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда при производстве работ, эксплуатации машин и механизмов определяется УК, который предусматривает, в зависимости от тяжести проступка, следующие меры наказания: исправительные работы, штраф, общественное порицание, освобождение от должности, лишение свободы от 1 года до 8 лет.

  1. Органы республиканского надзора за охраной труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Советом Министров Луганской Народной Республики непосредственно, а также другими исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий.

Исполнительные органы государственной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность с Советом Министров Луганской Народной Республики.

В целях государственного управления охраной труда Совет Министров Луганской Народной Республики, уполномоченный орган исполнительной власти:

  • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

  • разрабатывают государственные программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

  • устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – физических лиц – предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

  • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

  • разрабатывают государственную систему управления охраной труда;

  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти Луганской Народной Республики в области охраны труда:

  • обеспечивают реализацию на соответствующей территории Луганской Народной Республики государственной политики в области охраны труда и республиканских программ улучшения условий и охраны труда;

  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

  • осуществляют на соответствующей территории Луганской Народной Республики в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на соответствующей территории Луганской Народной Республики;

  • разрабатывают и утверждают территориальные системы управления охраной труда;

  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики.