Файл: Тесты интеллекта Название метода Аннотация Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 7. Психодиагностика интеллекта




Достоинства и недостатки методов психодиагностики



Тесты интеллекта

Название метода

Аннотация

Шкалы измерения интеллекта Д.Векслера

Существующие формы:

тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет. В России адаптированы первые два варианта теста, которые мы будем рассматривать в дальнейшем.

Теоретическое обоснование: является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером в 1939 году. Тест основан на иерархической модели интеллекта Д. Векслера и диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный интеллекты.

Тест Векслера состоит из 11 отдельных субтестов, разделенных на 2 группы, - б вербальных и 5 невербальных. Каждый тест включает от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и заданий.

Шкалы: вербальная и невербальная

Процедура обработки:

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уровнях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) качественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением данных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответствующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профиля. Сырые оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммируют и определяют по таблицам показатели общего, вербального и невербального IQ.

Классификация IQ-показателей по Векслеру:

130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения

120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения

110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%

90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения

80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%

70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения

69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%



Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST)

Таким образом, по результатам «Теста умственных способностей – адаптация теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра» можно сделать следующее заключение об испытуемом:

Общий уровень интеллекта – IQ=106, выше среднего.

По результатам групп субтестов, превалируют математические и вербальные субтесты, что говорит о наличии вербального интеллекта, ориентирование на общенаучные науки, неплохом развитии «конкретного мышления», а также способность оперировать математическими символами и числами. Результаты пространственного субтеста показали, что у испытуемого неплохо развита способность оперировать пространственными образами и отношениями.

Результаты отдельных субтестов показали, что у данного испытуемого низкие показатели по субтесту 6 – «определение закономерностей», что свидетельствует о слабом умении оперировать сравнениями, о низком уровне развития аналитико-синкретической деятельности, (низкие теоретические математические способности).

Показатели по всем остальным субтестам (ИЛ, З,АР,ГС,ПВ) находятся на среднем уровне либо выше среднего (ОС) из чего можно сделать соответствующие выводы: запас относительно простых сведений и знаний у испытуемой достаточно высок, испытуемая обладает хорошими аналитико-синтетическими способностями. У испытуемой присутствует высокая способность к обобщению, абстрагированию. Уровень развития вербальной кратковременной памяти средний.

Высокие показатели были выявлены в субтесте 4 «определение общего» - данный респондент обладает высоким уровнем развития операции абстрагирования, достаточно богатом уровне словарного запаса и превалировании абстрактного мышления.
Анкетирование по рассматриваемой теме
1. Современная психологическая диагностика определяется как:

А) область психологической практики

Б) дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологичеких особенностей человека

В) дисциплина, разрабатывающая методы выявления отклонений и нарушений психического развития


2. Результаты психодиагностической работы в сфере образования используются, для:

А) оптимизации процессов обучения и воспитания

Б) выявления доминирующих причин неуспеваемости

В) селективного отбора детей

Г) реализации индивидуального подхода в процессе обучения

3. Источниками психодиагностики являются:

А) экспериментальная психология

Б) клиническая практика

В) дифференциальная психология

Г) педагогическая психология
4. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий, создавшим инструмент для их измерения – тест – является:

А) А.Бине

Б) Д. Векслер

В) Ф.Гальтон

Г) Г.Эббингауз
5. Классификация (операциональная) диагностических методик предполагает разделение на следующие группы:

А) методики высокого уровня формализации

Б) методики, направленные на изучение когнитивных процессов

В) малоформализованные методики

6. Отличительной особенностью тестов от опросников и проективных методик является:

А) краткость и ограниченность во времени испытания

Б) правильный ответ испытуемого

В) стандартизация
7. Характерными чертами проективных методик являются:

А) неопределенность стимулов

Б) широкий диапазон разнообразных решений испытуемого

В) разнообразие интерпретаций психодиагноста

8. Стандартизация методик это:

А) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста

Б) постоянство, устойчивость результатов при первичном и повторном применении теста

В) действенность, эффективность конкретной методики

9. Прогностическая валидность предполагает:

А) сравнение результатов тестирования и успешности по внешнему критерию в момент исследования


Б) сравнение результатов тестирования и успешности в какой-либо деятельности через определенный промежуток времени после испытания

В) сравнение экспертных заключений в прошлом с диагностическими показателями на данный момент

10. К группе культурно-независимых интеллектуальных тестов относятся:

А) тест Амтхауэра

Б) прогрессивные матрицы Дж.Равена

В) батарея тестов Д.Векслера

Г) интеллектуальный тест Кеттелла