ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие всех этих направлений представляется сегодня весьма актуальным и содержательно значимым в современных условиях реформирования образования. Развитие науки и техники не стоит на месте, поэтому научно – техническое направление будет актуальным и сегодня и завтра. Что касается военно – патриотического направления развития ДО, то последние события в нашей стране и мире, показали, что актуально и это направление и нравственное, и гуманитарное, и идеологическое. Опять же, связанное с санкциями развитие внутреннего туризма, делает актуальным развитие туристско – краеведческого направления и природоведческого.
Задания по теме 2.3 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века
Цель: закрепление знаний о становлении системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века; формирование умений применять эти знания в практической деятельности педагога дополнительного образования.
Задание 10. Выполните анализ фактологической информации и научных исследований о становлении системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века.Письменно обоснуйте необходимость становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века. Чем отличается система внешкольного образования от системы дополнительного образования? Какие новообразования системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века актуальны в настоящее время?
Ответ:
Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом внимания и поддержки со стороны общества и государства. В наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Создаваемое на основе внешкольных учреждений (чья деятельность на протяжении трех десятков лет относилась к категории «воспитательная деятельность») дополнительное образование детей отличается меньшей формализованностью в отличие от школы, открытостью и большей социальной мобильностью, ориентацией на поддержку и развитие мотивации, творчества, самовыражения детей. Данные особенности формируют уникальную среду личностного развития и свободного самовыражения ребенка. В этой связи следует говорить о философии современного дополнительного образования, в основе которой заложено понимание его как сферы становления личности, неотъемлемой части духовного, интеллектуального и физического развития детей.
Сегодня в Российской Федерации система дополнительного образования детей все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы дополнительного образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
В конце ХХ века в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.) целый раздел (ст. 26) был посвящен дополнительному образованию. Таким образом, не только был введен новый термин, но и дано правовое обоснование для реформирования системы дополнительного образования детей. И хотя в этом документе были обозначены лишь самые общие контуры и задачи дополнительного образования, был дан мощный толчок для серьезных преобразований. В 1996 году в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования взрослых и учреждений дополнительного образования детей. Сложилась система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования становится творческое развитие личности ребенка.
Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования в конце ХХ – начале XXI вв., исследователи обращают внимание на изменения в функциях учреждений дополнительного образования: отпала функция идеологического воспитания, направленная на формирование заранее заданной мировоззренческой позиции; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей стала образовательная функция; функции самоопределения, формирования духовного образа жизни, реализации коммуникативных потребностей детей сохранились, но изменился подход к определению путей их осуществления.
История становления и анализ современного состояния дополнительного образования в нашей стране на протяжении многих лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов: образовательных программ различного уровня и направленности; учреждений дополнительного образования детей; органов управления образованием; детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы. Специфика системы дополнительного образования заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй
направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка. Анализируя процесс становления и развития дополнительного образования в России, мы обратили внимание на следующие его особенности: становление дополнительного образования в России явилось результатом естественной потребности в образовании народных масс и активной позиции передовой российской интеллигенции. Учреждения, создаваемые в России для детей на протяжении своего существования, претерпевали существенные изменения по целям, задачам, принципам, функциям, формам работы, направлениям деятельности; современное дополнительное образование детей в качестве системы характеризуется созданием условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и времени ее освоения; система дополнительного образования сегодня характеризуется поисковой деятельностью учреждений дополнительного образования, в них активно идут инновационные процессы, обновляющие их цели, содержание, формы и методы работы. Таким образом, дополнительное образование выполняет особую роль в создании новой образовательной парадигмы развивающего образования и не должно рассматриваться как придаток к базовому образованию, поскольку оно является самостоятельным и самоценным видом образования.
Внешкольное образование – это совокупность знаний, умений и навыков, которые получают воспитанники, ученики и слушатели во внешкольных учебных заведениях в свободное от учебы время в общеобразовательных и других учебных заведениях. А дополнительное образование включает то содержание, которое предстоит осваивать детям за пределами общеобразовательного государственного стандарта.
Его обновления происходят по нескольким линиям:
Вводятся актуальные и сегодня направления: экономические, экологические, компьютерное, правовое и т.п.;
УДО откликаются на проблемы родного города, области, что выражается в развитии такого направления, как краеведение;
Новыми в содержании образования стали предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика;
Ведётся поиск новых форм сотрудничества основного и ДО, появляются учебно-воспитательные комплексы.
Задание 11. Охарактеризуйте проблемы становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века. Свой ответ оформите в таблице:
«Проблемы становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века». Назовите и охарактеризуйте не менее трех проблем.
Проблемы становления системы дополнительного образования детей в конце 20-го - начале 21 века | ||
| Название проблемы | Характеристика проблемы (причины, пути решения) |
Первая группа проблем | Определение требований к отбору содержания доп. образования | Качественное изменение содержание и форм деятельности, как учреждений, так и педагогов ДО детей. Министерство образования РФ разработало пакет документов, определяющих развитие ДО в России, дающих теоретические и практические ориентиры для работы административных и педагогических работников системы дополнительного образования. |
Вторая группа проблем | Определение принципов содержания доп. Образования | Исходя из чего отбирать содержание по конкретному профилю? Почему именно это должны осваивать дети, в какой логике и в каком темпе? Зачем именно так выстраивать содержание предмета, можно ли иначе, и что эффективнее? Для решения возникших проблем стал необходимым экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса. |
Третья группа проблем и т.д. | Определение содержания доп. Образования | Содержание дополнительного образования включает: систему знаний, умений и навыков (материал, подлежащий усвоению обучающимися в процессе творческой деятельности и реализующийся посредством образовательных программ и учебных планов), общее развитие обучающихся и социальный опыт, накопленный человечеством. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. |
Задание 12. Разработайте план-конспект учебного занятия на любую тему с указанием применяемых подходов к построению дополнительного образования (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения). Отразите каким образом будете оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на этом занятии.
Конспект занятия :
«Дети - герои Великой Отечественной войны»
2 класс
Цели: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
Задачи:
Обучающие:
на примерах подвигов героев - школьников рассказать детям о войне с фашизмом;
расширить знания детей о русской народной литературе, используя пословицу.
Развивающие:
развитие произвольного зрительного внимания и памяти;
развитие активности и инициативности;
развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Воспитательные:
воспитывать уважения и благодарность к людям, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной Войны;
воспитывать чувство патриотизма у старших дошкольников, стремление быть похожими на героев.
Материалы: презентация «Дети – герои Великой отечественной войны», разрезные картинки, картинки с пионерами героями.
Оборудование: ноутбук, магнитная доска, мультимедийный проектор, бубен.
-
Ход занятия:
Организационный момент
- Дети, какой праздник готовится отмечать наша страна? Кто нам объяснит, что это за праздник – День победы? (ответы детей)
Основная часть
- Сегодня я вам расскажу о подвигах детей ВОВ. За их подвиги им было присвоено звание героев.
- Утром 22июня 1941 года, когда люди спешили на работу, по радио прозвучало страшное известие: Гитлер без объявления войны напал на нашу страну. 5 миллионов человек, 4 тысячи танков и 5 тысяч самолетов пересекли границу нашей страны 22 июня. Началась Великая Отечественная война.
-Со всех концов нашей большой страны потянулись эшелоны с солдатами, с военной техникой. Все люди, от мала до велика, встали на защиту Родины.
Вслед за взрослыми с мальчишеской отвагой вышли на битву с врагом совсем юные герои. Ещё недавно были школьниками, а теперь солдаты своей страны. Они сражались рядом со старшими братьями и отцами. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.