Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 3 Метод беседы и интервью.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общий психологический практикум
_____________________________________________________
Группа ___Вл20П171___
Студент
В.С. Горбачев
МОСКВА 2021
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки
по теме семинарского занятия № 3 «Метод беседы и интервью»
(выполняется после изучения темы № 1)
1. Почему беседа может считаться специфически психологическим методом
исследования?- Беседа специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
2. Какие ошибки может допустить исследователь в процессе беседы? –Подготовке к беседе не уделяется должного внимания. Участники полагают, что на самих переговорах легче будет решить все вопросы. На самом деле подготовка к беседе, переговорам, по данным ряда исследователей, должна занимать до 80% и даже более от общего времени (т. е. времени, отведенного на подготовку и ведение переговоров)
слишком много вопросов. Если начать засыпать рассказчика вопросами, то разговор становится похожим на допрос. Тем более что назойливыми вопросами можно сбить собеседника с мысли и увести разговор в сторону
3. Какие основные особенности и процедурные составляющие беседы? Беседа – диалог субъектов с целью получения информации о респонденте. Беседы могут быть индивидуальные и групповые. Главной особенностью беседы как метода является отсутствие «жесткой» схемы проведения и сравнительно большая, чем в других методах степень влияние исследователя-интервьюера (психолога).
4. Как можно избежать искажения информации на различных этапах беседы? Следует избегать в беседе многозначных, иностранных, профессиональных или узкоспециальных, мало употребляемых терминов. Нецелесообразно задавать длинные вопросы, превращая тем самым беседу в монолог. Необходимо избегать слов, которые могут вызвать сами по себе негативную реакцию со стороны опрашиваемого.
5. Каковы основные особенности метода интервью? Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.
6. Перечислите основные разновидности метода интервью. специалисты располагают на нескольких континуумах. Чаще всего предлагают следующие шкалы: качественные—количественные, жесткие-мягкие, стандартизированные-нестандартизи-рованные, структурированные—неструктурированные, формализованные—неформализованные, направленные—ненаправленные, фокусированные—нефокусированные, директивные—недирективные.
7. В чем состоит отличие интервьюирования и беседы? Интервьюирование - проводимый по определенному плану устный опрос, при котором запись ответов респондента проводится либо исследователем (его ассистентом), либо механически (с помощью записывающих устройств на различные носители информации). В отличие от беседы, в которой респонденты и исследователь выступают активными собеседниками, вопросы, построенные в определенной последовательности.
8. По каким причинам возможно искажение информации на различных этапах
интервьюирования? Влияние собственной позиции интервьюера. Это, пожалуй, основной источник искажений, причем сразу в двух смыслах.
9. Перечислите основные этапы интервью и трудности, возникающие в ходе
исследования. подробное исследование, осуществляемое по заранее разработанному плану; - завершение беседы: снятие возникшего напряжения, выражение благодарности и признательности за участие в работе. Аналитический этап. На аналитическом этапе интервьюирования производится обработка и интерпретация собранной информации, ее анализ, а также сопоставление результатов устного опроса с данными, полученными при помощи других методов психологического исследования.
10.Каковы основные этические принципы деятельности психолога? Уважение достоинства, прав и свободы личности: равное уважение независимо от возраста, пола, сексуальной направленности, национальности, культурной принадлежности, расе, этносу, вероисповедания, языка, социально – экономического статуса, физических возможностей.
Задача 1
Как называются вопросы, которые в процессе беседы предполагают
ответ на такие вопросы: "кто?", "что?", "как?", "чем?", "сколько?",
"почему?" и т.д. Это вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Они
требуют какого-то объяснения.
Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», и которые требуют какого-либо объяснения. Они обычно начинаются с вопросительных слов: «что», «кто», «как», «сколько», «почему», «каково ваше мнение».
С помощью вопросов этого типа вы позволяете своему собеседнику маневрировать: он может по своему усмотрению выбрать ту информацию, которую хочет вам сообщить. Если слушать ответ на открытый вопрос в правильном эмоциональном состоянии и из правильной ролевой позиции, чтобы отвечающий чувствовал себя комфортно — тогда человек может увлечься собственным ответом и рассказать вам даже то, о чем не собирался.
Даже если этого не произойдет, то в любом случае открытый вопрос переведет беседу от монолога к диалогу.
Без открытых вопросов не обойтись, когда вам нужны дополнительные сведения или когда вы хотите выяснить реальные мотивы и позицию собеседника.
Опасность открытых вопросов заключается в том, что можно потерять контроль за ходом беседы и не успеть вернуть себе управление переговорами.
Задача 2
Как называются вопросы, которые в процессе беседы предполагают
ответ "да" или "нет" и ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе,
резко сужая «возможности для маневра» у собеседника?
С какой целью в ходе беседы можно применять такие вопросы?
Закрытые вопросы - это вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Они резко сужают «пространство для маневра» у вашего собеседника.
Если задавать закрытые вопросы подряд, да еще с определенной интонацией, то у собеседника может сложиться впечатление, что его допрашивают. Это может привести к созданию напряженной атмосферы беседы. Поэтому тут важна мягкость интонации — раз, чередование закрытых вопросов с чем-то другим — два...
Сколько закрытых вопросов подряд можно задать без риска показаться «допрашивающим» — это вопрос только вашего переговорного мастерства. :) Можно и много — если они заданы в понятном логическом русле и с правильной интонацией...
Понятно, что закрытые вопросы позволяют вам держать переговоры в своих руках, центр управления беседой смещается в вашу сторону, вследствие чего собеседник лишается возможности высказать свое мнение.
Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда вам нужно получить информацию, а только в тех случаях, когда вы хотите ускорить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности. Или вам необходимо «дожать» какой-то вопрос до точной формулировки.
Задача 3.
Психолога интересовало отношение студента к обучению в 2 университете. Были подготовлены соответствующие целевые вопросы. Но психолог начал беседу со студентом не с целевых вопросов, а сначала спросил у него: «Михаил, ты любишь заниматься спортом? Какой вид спорта самый любимый?» Вопросы заинтересовали студента, он охотно на них отвечал. Почему психолог начал беседу с таких вопросов? Какие вопросы, кроме целевых, должны быть подготовлены психолог и каково их назначение?
При подготовке к беседе кроме целевых вопросов необходимо продумать вопросы, поддерживающие беседу. С их помощью экспериментатор включается в беседу и поддерживает у студента интерес к ней. Вопросы должны быть интересны студенту , эмоционально и мотивационно значимы для него.
Задача 4
Практический психолог в разгар рабочего дня подошел к оперативному сотруднику и сказал ему: «Уделите мне немного внимания, я хочу с вами побеседовать!». Сотрудник остановился и недоуменно посмотрел на него. Психолог начал с ним беседовать... Правильно ли поступил психолог, решив воспользоваться методом беседы? Какие условия должен соблюдать психолог, применяя метод беседы?
Нет, неправильно. Беседа должна быть так организована, чтобы собеседник сохранил свое естественное состояние. По возможности он не должен знать, что с ним проводится целевая беседа, тем более он не должен знать цели беседы.