ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
На тему: развитие культуры 1943-1953г.
Многие послевоенные достижения отечественной литературы связаны с темой Великой Отечественной войны.
Помимо признанных литераторов М. Шолохова, К. Паустовского, М. Пришвина и других. Появляются такие писатели как Б. Полевой, Э. Казакевич, Дудин, В. Панова. Перу Б. Полевого принадлежит произведение «Повесть о настоящем человеке», пользующееся популярностью не только в Советском Союзе, но и за границей. По его мотивам поставлен фильм, ставший одним из любимых у советских зрителей. В романе А. Фадеева «Молодая Гвардия» показана мужественная борьба советских людей с фашистами. В 1946 году поэт А. Твардовский написал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее вершиной послевоенной поэзии. О событиях войны писали Л. Соболев («Зеленый луч»), Э. Казакевич («Звезда», «Весна На Одере»), П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), О. Гончар («Знаменосцы»), Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др.
Литература признавалась наиболее значимой частью культурной жизни, а потому власти обращали на нее особо пристальное внимание. В 1946-1948 годах были приняты партийные и правительственные постановления относительно литературы. Эти постановления содержали отрицательные оценки таких деятелей, как М Зощенко, А. Ахматова и др. Их творчество считалось безыдейным, аполитичным, буржуазным. На произведения распространялась цензура, авторы были вынуждены постоянно переделывать произведения.
В годы войны кинофабрики в оккупированных районах были разрушены. Тем не менее производство фильмов не прекращалось. Фильмы создавались на студиях разных городов. Советская кинематография в послевоенные годы в значительной мере восстановилась, однако производство художественных фильмов было сокращено. Тем не менее, в эти годы снимались такие художественные ленты («Подвиг разведчика», «Сельская учительница», «Молодая Гвардия», «Весна», «Повесть О настоящем человеке», «Кубанские казаки», «Встреча на Эльбе), Которые до сих пор пользуются популярностью.
Во время войны очагам культуры был нанесен значительный урон. Немецкими оккупантами было уничтожено и разграблено 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средних специальных учебных заведений, 605 научно-исследовательских институтов, 44 тыс. зданий клубов, дворцов культуры, изб-читален, 427 музеев и т.д. В послевоенное время предстояла огромная задача не только по восстановлению разрушенных объектов культуры, но необходимо было вести новое культурное строительство.
В то же время развитие послевоенной советской культуры проходило в тяжелых условиях начавшейся холодной войны. В обстановке идеологического противостояния капиталистической и социалистической систем ЦК ВКП (б) стал придавать огромное значение укреплению и развитию советской идеологии. Культурные и научные контакты советской интеллигенции с Западом стали сокращаться, руководство проводило политику культурного изоляционизма нашей страны. Западные достижения, в том числе культурные и научные, стали замалчиваться. Значительные средства были направлены на пропаганду успехов советской экономики и культуры, на создание в глазах трудящихся образа СССР как процветающей державы. На освещение трудностей социалистического строительства, военных лет, действительности был наложен запрет. Был ужесточен государственный контроль над деятельностью интеллигенции, ученых, прежде всего, гуманитарного направления. Партия и правительство стали активно и открыто вмешиваться в работу деятелей науки и культуры. С 1948 г. Стала проводиться борьба с «низкопоклонством» перед Западом. В духе борьбы с «низкопоклонством» в искусстве была сделана установка на шедевры. Художественные музеи должны были экспонировать лишь высочайшие образцы отечественного искусства. Установка на шедевры привела к повышенному вниманию соответствующих органов к авторам, были установлены жесткая регламентация и контроль за всеми стадиями создания фильмов и спектаклей, что, впрочем, играло не всегда отрицательную роль. Те деятели науки и культуры, которые пытались показывать западные достижения в различных областях, подвергались репрессиям, были уволены со своих должностей или помещены в тюрьмы и ссылки. Идеологическая пропаганда принимала все более антисемитский характер. В январе 1948 г. Был убит С.М. Михоэлс, народный артист СССР, художественный руководитель Государственного еврейского Камерного театра, председатель Антифашистского еврейского комитета. В декабре 1948 г. Еврейский антифашистский комитет был распущен, а его активные деятели арестованы. В январе 1949 г. Началась кампания против «безродных космополитов», большинство обвиненных были евреями. Закрывались еврейские культурные учреждения – театры, школы, газеты. Апогеем этой кампании стало «Дело врачей» (1952-1953 гг.), когда группа видных врачей-евреев,
работавших в Кремлевской больнице, была обвинена в преднамеренном убийстве ряда высокопоставленных партийных деятелей.
В обстановке острого идеологического противостояния со странами Западной Европы, в обстановке усилившегося государственного контроля и проходило развитие советской культуры в конце 40-х – 50-е годы.
Михаил Александрович Шолохов (1905–1984 гг.) – советский писатель, обладатель Нобелевской премии в области литературы, автор таких известных произведений, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Был награжден Нобелевской премией в области литературы, его произведения печатались не только в СССР, но и в зарубежье.
Родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилинский (ныне Ростовская область). Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1926). Мать — Анастасия Даниловна (1871—1942). В 1919 году окончил Вёшенскую гимназию. В 1922 был приговорён к расстрелу за превышение власти, позже приговор заменён на 1 год исправительных работ. В 1924 году женился на Марии Громославской. Имел от неё 4 детей – 2 мальчиков и 2 девочек. В 1928 году написал первые два тома романа «Тихий Дон», а последний, четвёртый том, был опубликован только в 1940 году. В 1965 году получил Нобелевскую премию. Умер 21 февраля 1984 года в станице Вёшенская, Ростовской области, в возрасте 78 лет. Похоронен во дворе своего дома в станице Вёшенская. Основные произведения: «Тихий Дон», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Поднятая целина», «Нахалёнок» и другие
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968 гг.) – советский писатель, классик русской литературы ХХ века. Член Союза писателей СССР, но перед советской властью никогда не заискивал. В своем творчестве воспевал красоту природы, писал поучительные сказки и рассказы для детей.
Родился Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве в православной мещанской семье. Однако в первые годы своей жизни Паустовский много переезжал вместе с родителями. Образование получил в классической гимназии Киева. Во времена учебы в гимназии Паустовский пишет свой первый рассказ “На воде” и публикует в киевском журнале «Огни». Затем же, в 1912 году, поступает в Киевский университет, но вскоре продолжает обучение в университете Москвы. Там Паустовский учится на юридическом факультете. Однако завершить образование ему не удалось: из-за войны он покинул университет.
Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954 гг.) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Серьезно изучал фотографирование и проиллюстрировал свои книги собственными снимками.
Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что, она смогла дать им хорошее образование.