Файл: Урок истории Положение рабов в Риме. Восстание Спартака.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок истории

«Положение рабов в Риме.

Восстание Спартака»

5 класс


Цели: создать условия, при которых учащиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом многочисленном и организованном восстании рабов в Древнем Риме, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения.

Задачи:

Образовательная:

  1. способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

  2. продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы,  анализировать изучаемые события;

  3. закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Развивающая:

  1. развивать интерес к истории, мотивацию к учению;

  2. устанавливать причинно-следственные связи;

  3. формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами;

  4. подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;


Воспитательная:

  1. акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;

  2. способствовать развитию интереса к истории, любознательности,

  3. формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям

  4. способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака

Оборудование:

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015 г.,

  • компьютер,

  • экран,

  • презентация,

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)

- осуществлять целеполагание

- планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- владеть смысловым чтением

- реализовывать исследовательскую деятельность

- искать информацию

- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- установливать причинно-следственные связи.

- анализировать

В области коммуникативных УУД:

- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

- осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая деятельность была построена на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).



- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,
С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки, работа на уроке осуществляется в группах.

Домашнее задание носит творческий характер.
Ход урока


  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами побываем на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. А начнем мы наш урок с пожелания хорошего настроения. Ребята повернитесь к друг другу, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего рабочего настроения. А теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам дружно работать и открыть для себя новые знания.

Спасибо, присаживаемся.


  1. Актуализация знаний


Учитель: Ребята, мы с вами знаем, что Рим вел многочисленные войны с разными государствами. А для чего Рим вел войны? (ответы детей)

Молодцы! А скажите, какие государства смог подчинить себе Рим? (Македония, Сирию, Египет, Грецию, Карфаген).

Молодцы, правильно, и во II веке до нашей эры Рим стал господствовать во всем Средиземноморье.

(предварительное задание)

А сейчас Валя прочтет нам отрывок из стихотворения, а вы подумайте и постарайтесь ответить, о чем это стихотворение Михаила Лермонтова.

Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.
Учитель: Итак, о ком это стихотворение? (О гладиаторе)

Значит, сегодня речь у нас пойдет на уроке о чем? (о гладиаторах, как становились гладиаторами, чем они занимались)
Ребята, тема нашего урока «Положение рабов в Риме. Восстание Спартака».

Работать мы будем по плану:

  1. Источники рабства в Древнем Риме

  2. Использование труда рабов

  3. Восстание Спартака



А главной задачей нашего урока будет ответить на вопрос: Почему восставшие потерпели поражение?



  1. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, перед вами развешены утверждения, вы должны будете подумать над вопросом: Как люди попадали в рабство? и выбрать одно из этих утверждений.

Утверждения:

- Захват пленников

- Захват пиратами людей и продажа их в рабство

- Дети рабов становились рабами

- Долговое рабство
Учитель: А теперь встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к тому утверждению, какое вы считаете наиболее правильным.

А теперь образуйте пары и обсудите, почему вы выбрали это утверждение. Начинает тот, кто выше ростом, на это вам дается 30 секунд (таймер)
(время второго партнера – 30 секунд, учитель по окончании времени, спрашивает несколько учащихся, почему он выбрал то или иное утверждение)
Учитель: все вы правы ребята. Все утверждения верные.

Присаживаемся.

А теперь подумайте и ответьте на вопрос: Какие права нарушались у человека, попавшего в рабство?

(Ответы: человек, попавший в рабство, лишался прав на имущество. Он становился собственностью хозяина. По усмотрению рабовладельца раба могли продать, наказать, разлучить с семьёй, лишить жизни).

Ребята, как вы думаете где использовался труд рабов?

(ответы: в с/х-ве, в домах богатых римлян, в строительстве).

Молодцы, они трудились в больших имениях богатых римлян имение – это земельное владение богатого человека (запись в тетрадь). А также рабы использовались на рудниках и каменоломнях.

Ребята, а как вы думаете что делали с самыми сильными рабами?

(Ответы: сильных и ловких рабов отбирали, чтобы сделать из них гладиаторов).

Молодцы, посмотрите на экран, опишите пожалуйста, как выглядел гладиатор, какие на нем доспехи (ответы детей). В каких представлениях для римлян участвовали гладиаторы? (ответы).

Ребята, в Древнем Риме было несколько разновидностей гладиаторов. Посмотрите на экран, вы видите изображение амфитеатра в Вероне. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы а иногда вольнонаемные войны, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они как и гонки на колесницах, происходили в цирках, но затем для них стали возводить каменные здания – так называемые амфитеатры. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в
честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так/,/ император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней! В них приняли участие около 10 тысяч гладиаторов.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщицы, акробаты, жрецы и музыканты.

Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий, например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. А какой именно жест показывал распорядитель боев вы найдете прочитав пункт ____ в параграфе ____.

Итак, какой жест решал судьбу гладиатора?

(ответ? Если большой палец поднимался в верх, бойцу сохраняли жизнь, а если опускали в низ, боец погибал)

Учитель: молодцы, действительно так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающие это.

А сейчас давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.


Физкультминутка (повторяют движения за учителем)

Мы немножко отдохнем.

Встанем глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.
Молодцы присаживаемся.
Учитель: ребята, перед вами лежат карточки, в них прописаны утверждения, вы должны внимательно прочитать эти утверждения и в колонке ДО написать, согласны вы с утверждением или нет. На это вам дается 30 секунд (таймер) (Приложение 1)

Учитель: У вас на столе имеется текст внимательно прочтите его. (Приложение 2).

Показ на экране.

После прочтения и просмотра, я прошу вас ребята заполнить колонку ПОСЛЕ (30 секунд, таймер)