Файл: Урок истории Положение рабов в Риме. Восстание Спартака.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок истории
«Положение рабов в Риме.
Восстание Спартака»
5 класс
Цели: создать условия, при которых учащиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом многочисленном и организованном восстании рабов в Древнем Риме, подведение учащихся к осознанию причин начала восстания и причин его поражения.
Задачи:
Образовательная:
-
способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию. -
продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, анализировать изучаемые события; -
закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.
Развивающая:
-
развивать интерес к истории, мотивацию к учению; -
устанавливать причинно-следственные связи; -
формировать навыки работы с источниками знаний - историческими документами; -
подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;
Воспитательная:
-
акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости; -
способствовать развитию интереса к истории, любознательности, -
формированию собственной позиции к рассматриваемым событиям -
способствовать формированию собственных морально-волевых качеств через изучение личности Спартака
Оборудование:
-
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015 г., -
компьютер, -
экран, -
презентация,
Цели урока направлены на достижение обучающимися:
1. Личностных результатов:
- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.
- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
2. Метапредметных результатов:
В области регулятивных УУД:
- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)
- осуществлять целеполагание
- планировать пути достижения цели
- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале
- самостоятельно контролировать своё время
- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)
В области познавательных УУД:
Общеучебные:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- владеть смысловым чтением
- реализовывать исследовательскую деятельность
- искать информацию
- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Логические:
- установливать причинно-следственные связи.
- анализировать
В области коммуникативных УУД:
- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В области личностных УУД:
- осуществлять нравственно-этическое оценивание
3. Предметных результатов:
- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
Тип урока – изучение нового материала
Педагогическая деятельность была построена на методах:
по источнику знаний:
- словесные (объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация презентации);
- практические (работа с картой, работа с историческими документами)
по характеру познавательной деятельности:
- объяснительно – иллюстративный
по принципу распределения знаний:
- восприятие нового материала;
по характеру движения мысли:
- дедуктивный (от общего к частному).
методы мотивации:
- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).
- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
- социальные (работа в группах).
На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,
С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.
Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки, работа на уроке осуществляется в группах.
Домашнее задание носит творческий характер.
Ход урока
-
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами побываем на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. А начнем мы наш урок с пожелания хорошего настроения. Ребята повернитесь к друг другу, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего рабочего настроения. А теперь посмотрите на меня, я тоже желаю вам дружно работать и открыть для себя новые знания.
Спасибо, присаживаемся.
-
Актуализация знаний
Учитель: Ребята, мы с вами знаем, что Рим вел многочисленные войны с разными государствами. А для чего Рим вел войны? (ответы детей)
Молодцы! А скажите, какие государства смог подчинить себе Рим? (Македония, Сирию, Египет, Грецию, Карфаген).
Молодцы, правильно, и во II веке до нашей эры Рим стал господствовать во всем Средиземноморье.
(предварительное задание)
А сейчас Валя прочтет нам отрывок из стихотворения, а вы подумайте и постарайтесь ответить, о чем это стихотворение Михаила Лермонтова.
Ликует буйный Рим… торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена…
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор…
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт… освистанный актер.
Учитель: Итак, о ком это стихотворение? (О гладиаторе)
Значит, сегодня речь у нас пойдет на уроке о чем? (о гладиаторах, как становились гладиаторами, чем они занимались)
Ребята, тема нашего урока «Положение рабов в Риме. Восстание Спартака».
Работать мы будем по плану:
-
Источники рабства в Древнем Риме -
Использование труда рабов -
Восстание Спартака
А главной задачей нашего урока будет ответить на вопрос: Почему восставшие потерпели поражение?
-
Изучение нового материала
Учитель: Ребята, перед вами развешены утверждения, вы должны будете подумать над вопросом: Как люди попадали в рабство? и выбрать одно из этих утверждений.
Утверждения:
- Захват пленников
- Захват пиратами людей и продажа их в рабство
- Дети рабов становились рабами
- Долговое рабство
Учитель: А теперь встаньте, задвиньте стульчики и подойдите к тому утверждению, какое вы считаете наиболее правильным.
А теперь образуйте пары и обсудите, почему вы выбрали это утверждение. Начинает тот, кто выше ростом, на это вам дается 30 секунд (таймер)
(время второго партнера – 30 секунд, учитель по окончании времени, спрашивает несколько учащихся, почему он выбрал то или иное утверждение)
Учитель: все вы правы ребята. Все утверждения верные.
Присаживаемся.
А теперь подумайте и ответьте на вопрос: Какие права нарушались у человека, попавшего в рабство?
(Ответы: человек, попавший в рабство, лишался прав на имущество. Он становился собственностью хозяина. По усмотрению рабовладельца раба могли продать, наказать, разлучить с семьёй, лишить жизни).
Ребята, как вы думаете где использовался труд рабов?
(ответы: в с/х-ве, в домах богатых римлян, в строительстве).
Молодцы, они трудились в больших имениях богатых римлян имение – это земельное владение богатого человека (запись в тетрадь). А также рабы использовались на рудниках и каменоломнях.
Ребята, а как вы думаете что делали с самыми сильными рабами?
(Ответы: сильных и ловких рабов отбирали, чтобы сделать из них гладиаторов).
Молодцы, посмотрите на экран, опишите пожалуйста, как выглядел гладиатор, какие на нем доспехи (ответы детей). В каких представлениях для римлян участвовали гладиаторы? (ответы).
Ребята, в Древнем Риме было несколько разновидностей гладиаторов. Посмотрите на экран, вы видите изображение амфитеатра в Вероне. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы а иногда вольнонаемные войны, сражавшиеся для развлечения зрителей. Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Первоначально они как и гонки на колесницах, происходили в цирках, но затем для них стали возводить каменные здания – так называемые амфитеатры. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в
честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так/,/ император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней! В них приняли участие около 10 тысяч гладиаторов.
Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщицы, акробаты, жрецы и музыканты.
Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий, например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. А какой именно жест показывал распорядитель боев вы найдете прочитав пункт ____ в параграфе ____.
Итак, какой жест решал судьбу гладиатора?
(ответ? Если большой палец поднимался в верх, бойцу сохраняли жизнь, а если опускали в низ, боец погибал)
Учитель: молодцы, действительно так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающие это.
А сейчас давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Физкультминутка (повторяют движения за учителем)
Мы немножко отдохнем.
Встанем глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Молодцы присаживаемся.
Учитель: ребята, перед вами лежат карточки, в них прописаны утверждения, вы должны внимательно прочитать эти утверждения и в колонке ДО написать, согласны вы с утверждением или нет. На это вам дается 30 секунд (таймер) (Приложение 1)
Учитель: У вас на столе имеется текст внимательно прочтите его. (Приложение 2).
Показ на экране.
После прочтения и просмотра, я прошу вас ребята заполнить колонку ПОСЛЕ (30 секунд, таймер)