Файл: 1. Основы организации связи 1 Связь как основное средство управления войсками.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Основы организации связи
1.1 Связь как основное средство управления войсками
Управление войсками может осуществляться путем личного общения командиров, через офицеров штаба, высылаемых в войска, и с помощью различных технических средств, в первую очередь средств связи.
Личное общение позволяет командиру более детально выяснить обстановку, лично довести до подчиненных (или уточнить) свое решение, оказать им практическую помощь и проконтролировать их действия. Личное общение, кроме того, обеспечивает возможность психологического и эмоционального воздействия на подчиненных при постановке боевых задач, что может иметь немаловажное значение в сложных условиях современного боя.
Личное общение может осуществляться вызовом командиров подчиненных подразделений к старшему начальнику, выездом старшего командира к подчиненным, совместным размещением ПУ старшего и подчиненного командиров, а также командиров взаимодействующих подразделений. Однако личное общение как метод управления войсками применяется лишь в отдельных случаях в зависимости от обстановки.
Кроме личного общения практикуется высылка офицеров штаба в подчиненные и взаимодействующие войска. Офицеры штаба могут высылаться с целью передач приказов, осуществления контроля за выполнением ранее отданных распоряжений, уточнения обстановки в подчиненных и взаимодействующих подразделениях и оказания им помощи. Офицеры штаба должны поддерживать связь с выславшим их начальником, для чего они могут использовать существующую связь между командирами (штабами) или обеспечиваться средствами связи. При этом необходимо учитывать, что ни один штаб не в состоянии одновременно выслать большое число офицеров, т. к. это создало бы значительные трудности в его работе. Кроме того, в условиях применения оружия массового поражения (ОМП), высокоточного оружия (ВТО) и обычных средств поражения при резких и частых изменениях обстановки личное общение и высылка офицеров штаба часто будут невозможны или затруднены. При том нужная срочность доведения распоряжений и передачи донесений практически не могут быть обеспечены.
В современном общевойсковом бою управление войсками и оружием может осуществляться только с помощью технических средств. Это управление самолетами (вертолетами) в воздухе, движущимися объектами на поле боя, средствами ПВО, воздушными (морскими) десантами, частями (подразделениями) и органами разведки, действующими на значительном удалении от ПУ старшего командира (начальника). Поэтому в современном бою потребностям и условиям управления в большей степени отвечают технические средства связи, а эффективность боевого применения частей и подразделений непосредственно зависит от состояния связи.
Связь военная является основным средством управления войсками и оружием. Она предназначена для обмена информацией в системах управления войсками и оружием.
Опыт прошлых воин, и особенно Великой Отечественной войны, локальных войн современности показал, что успехи и неудачи боевых действий во многих случаях зависели от состояния связи.
При потере связи командиры и штабы не могли своевременно получать информацию о боевой обстановке, реагировать на ее изменение и своевременно ставить новые задачи подчиненным войскам. В результате этого войска действовали нецелеустремленно, нарушалось взаимодействие, что часто приводило к тяжелым последствиям.
Наоборот, в тех случаях, когда связь работала достаточно хорошо, управление войсками не нарушалось, войска действовали слаженно и добивались успеха. Чем эффективнее, совершеннее применяемое на поле боя оружие и боевая техника и чем сложнее боевые действия войск, тем выше роль связи.
В одной из директив периода Великой Отечественной войны Ставка Главнокомандования Красной Армии так определило значение связи: «Потеря связи есть потеря управления войсками, а потеря управления войсками неизбежно ведет к поражению».
При ведении маневренных боевых действий пункты управления могут часто перемещаться, что вызывает необходимость обеспечения устойчивой связи при нахождении командиров и штабов в движении, требует более быстрого развертывания узлов связи, обеспечение связи в движении и с коротких остановок.
В условиях современного общевойскового боя роль связи еще более возрастает, она становится основным, иногда единственным средством управления войсками. Это обусловлено:
* насыщением войск коллективным быстродействующим оружием, ракетно-ядерными и зенитно-ракетными комплексами, армейской авиацией, боевыми машинами пехоты и т.д., боевая эффективность которых находится в прямой зависимости от непрерывности управления ими;
* увеличением размаха динамичности боевых действий, затрудняющих личное общение командиров и требующих обмена информацией независимо от того, находится ПУ на месте или в движении;
* увеличением количества объектов, которыми необходимо управлять в современном бою;
* возрастанием количества сообщений, передаваемых между ПУ, при значительных удалениях их друг от друга;
* значительным сокращением сроков на передачу, прием и обработку сообщений;
* внедрением в процесс управления войсками и оружием комплекса средств автоматизации, требующих для работы каналов связи высокого качества.
В конечном счете все это приводит к значительному усложнению задач связи по обеспечению непрерывного управления войсками в бою.
1.2 Основные задачи связи. Требования, предъявляемые к связи
В соответствии с оперативно-тактическими условиями ведения боевых действий, предназначением системы управления, решаемыми войсками задачами и требованиями, предъявляемыми управлением войсками, перед связью ставятся следующие основные задачи:
1. Обеспечение устойчивой связи с вышестоящим штабом и своевременного приема сигналов боевого управления.
2. Обеспечение управления подчиненными частями (подразделениями) и оружием в любых условиях обстановки.
Управляя подчиненными войсками в бою, командир в любое время должен знать, где находятся, что делают и в чем нуждаются подчиненные ему войска, своевременно получать разведывательные данные о противнике и влиять на ход боевых действий путем отдачи войскам дополнительных распоряжений и указаний, нанесения ядерных ударов по противнику, ввода в бой вторых эшелонов и резервов и другими имеющимися у него средствами. Поэтому связь должна обеспечивать командиру и штабу, начальникам родов войск, специальных войск и служб своевременное поступление данных о складывающейся обстановке, передачу подчиненным войскам приказов, распоряжений и команд, донесений в старший штаб и т.п.
3. Обеспечение своевременной передачи сигналов оповещения и предупреждения войск о непосредственной угрозе применения противником ОМП и ВТО, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении.
В современных условиях эта задача связи имеет особо важное значение. При получении от разведки данных об угрозе применения противником ОМП и ВТО, о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, а также в результате прогнозирования радиационной и химической обстановки вследствие применения противником ОМП и ВТО необходимо обеспечить быструю передачу установленных сигналов оповещения, с тем, чтобы войска, для которых создается угроза поражения, имели возможность своевременно принять меры защиты.
4. Обеспечение обмена информацией между взаимодействующими частями и подразделениями.
В современном бою важнейшим условием достижения успеха является четкое взаимодействие всех родов войск и соседей по цели, месту и времени. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, войска должны действовать согласованно, а это возможно только при наличии связи между ними.
5. Обеспечение управления органами боевого, технического и тылового обеспечения боевых действий частей (подразделений).
Для ведения современного общевойскового боя требуется большой расход различных материальных средств – боеприпасов, горючего, специального снаряжения, продуктов питания и т.д. Особо важное значение имеет своевременная доставка боеприпасов, топлива и других средств обеспечения. Для того, чтобы своевременно пополнить войска всеми материальными средствами, эвакуировать больных и раненых, организовать эвакуацию и ремонт вышедшей из строя боевой техники и оружия, контролировать доставку боеприпасов, топлива, связь должна обеспечивать постоянное руководство со стороны командира и его заместителей по тылу и по вооружению, а также начальников родов войск и служб подчиненными тыловыми частями и подразделениями. Кроме того, связь должна обеспечивать руководство начальниками тыла подчиненных частей и заместителями и командиров по вооружению.
Перечисленные задачи связи конкретизируются, расширяются и дополняются в зависимости от вида боевых действий и складывающихся условий боевой обстановки.
Поскольку понятие «связь» по своему физическому смыслу характеризует процесс обмена информацией между органами и объектами управления в бою, то этот процесс должен удовлетворять выполнению определенных требований, предъявляемых к нему управлением войсками и оружием.
Выполнять качественно стоящие перед связью задачи она может только в том случае, если будет своевременной, достоверной и безопасной при передачи всех видов сообщений. Своевременность связи
Своевременность связи – способность связи обеспечивать передачу (доставку) документальных сообщений или ведение переговоров в заданные сроки.
Требования по своевременности передачи сообщений определяются допустимым временем их пребывания в системе связи в зависимости от степени важности (ценности) информации и времени, необходимого для принятия решения и выполнения необходимых действий по данной информации.
В соответствии с этим все сообщения подразделяются на ряд категорий срочности:
«Монолит», «Воздух», «Ракета», «Самолет», «Обыкновенная».
К категории срочности «Монолит» относятся распоряжения Генерального штаба по централизованному боевому управлению ВС РФ.
Категорию срочности «Воздух» составляют другие распоряжения Генерального штаба: сигналы и распоряжения видов Вооруженных Сил, военных округов, групп войск, флотов, оперативных объединении и соединении о приведении их в высшие степени боевой готовности, отмобилизовании и другие особо важные распоряжения по управлению войсками; сигналы и распоряжения по оповещению при ракетной и авиационной опасности, радиационном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении; донесения и запросы о начале боевых действии или нарушении государственной границы РФ вооруженными силами иностранных государств.
К категории срочности «Ракета» относятся оперативные директивы, боевые приказы и боевые распоряжения; донесения о приведении войск в установленные степени боевой готовности, боевые донесения, оперативные и разведывательные сводки.
Категорию срочности «Самолет» составляют распоряжения и донесения по вопросам мобилизации; об обнаружении и уничтожении средств ядерного нападения и ядерно-минных заграждений противника; донесений о действиях средств воздушного нападения, воздушных, морских десантов противника и распоряжения по борьбе с ними; распоряжения и донесения об опасных явлениях природы и других стихийных бедствиях; заявки, распоряжения и донесения о полетах особо важных летательных аппаратов, о внеплановых вылетах, об обеспечении безопасности полетов; метеоданные; донесения и сводки по применению родов войск (сил) и по всем видам обеспечения.
К категории «Обыкновенная» относятся все другие сообщения.
В тактическом звене управления время передачи и доведения сообщений (приказов) боевого управления должно быть не более 30 с при вероятности своевременной передачи 0.9, а время передачи подтверждений донесений о получении и выполнении их не должно превышать 1.5 мин с вероятностью 0.8.
Своевременность связи достигается: готовностью связи к действию; высокой квалификации личного состава и четкой организации дежурства на узлах и линиях связи;
правильным выбором средств и способов организации связи для передачи информации с учетом ее прочности, формы представления и объема; контролем на узлах связи времени прохождения сообщений и предоставлением переговоров в установленные (нормативные) сроки; применением средств быстродействия; созданием на пунктах управления удобств в пользовании связью; четкой организации оперативно-технической