Файл: Реферат По учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;

  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;

  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;

  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;

  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;

  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;

  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Этапы социальной адаптации

Процесс социальной адаптации характеризуется постоянным течением и высокой динамикой. На протяжении всей жизни человек находится в этом процессе. Исследователями было выделено основные этапы процесса адаптации индивидов детского и подросткового возраста:

  • от рождения до 1 года – полная зависимость ребенка от взрослых, с которыми происходит постоянное взаимодействие;

  • 1-3 года – начинается копирование членов семейства, применение средств манипуляций;

  • 3-6 лет – первый выход за пределы семейного социума, открытие и изучение новых ролей, соотношение себя и других членов семьи, сознательное копирование;

  • 6-10 лет – начало школьной жизни, приспособление к новым условиям и людям, активный интеллектуальный прогресс, проявление индивидуальных личностных качеств;

  • 10-11 – 14-15 лет – активное налаживание коммуникации и взаимодействие с одногодками, формируется самосознание, поиск индивидуальности, проявление чувств к противоположному полу.


Если воспитание будет неправильным, последствия в будущем могут быть негативными. Детский и подростковый возраст – период приобретения индивидом навыков, которые нужны ему, чтобы развивать свою личность, успешно адаптироваться в социуме.

Как проходит социальная адаптация: основные стадии

Польским социологом Я. Щепаньским были определены такие стадии процесса адаптации:

  1. Освоение норм и правил поведения в обществе, но устоявшиеся в обществе ценности и традиции еще не принимаются индивидуум. Это объясняется тем, что он недостаточно знаком с новой средой, ее порядками, а также тем, что индивид сознательно не принимает и отрицает ее ценности.

  2. Этап терпимости. В это время происходит признание равноценности друг друга индивидом и средой.

  3. Вхождение индивида в новую среду. Он начинает приспосабливаться к ней, что выражается во взаимных уступках. Не только индивид признает ценности общества, которое его принимает, но и само общество принимает ценности и установки индивида.

  4. Индивид полностью адаптируется к условиям и требованиям новой среды или происходит ассимиляция. Осознанно меняются паттерны поведения и привычный образ жизни индивида, он принимает новые установки, действующие в обществе.

ГЛАВА 4: Влияние психологических свойств человека на социальную адаптацию

А теперь вернёмся к изначальному вопросу. Как же влияют Психологические свойства человека на социальную адаптацию? Как особенности характера, темперамент и способности помогут в критической ситуации приспособления человека к новому окружению и обстановке? В первую очередь, если человек тяжело сходится с людьми в силу его агрессивности, личных амбиций или нелюдимости, то процесс адаптации пройдёт крайне тяжело или вообще может не состояться. Такое тоже бывает, чаще всего человек не сумевший пройти адаптацию в той или иной социальной среде, он покидает её. Наоборот, если человек спокоен, трудолюбив и доброжелателен, то любой коллектив его принимает с удовольствием. Процесс социальной адаптации в таком случае проходит для человека очень мягко, и он практически не ощущает дискомфорта из-за смены окружения.



Но так бывает не всегда. Если человек амбициозен, у него чётко поставлены цели, и он знает, как их достичь, то окружение может подстроиться под него. У личности с сильными лидерскими способностями адаптация проходит легче, ведь ему не обязательно подстраиваться под коллектив, он может подстроить коллектив под себя.