ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Идеи космополитизма
Космополитические взгляды, идеи действия философов, ученых, мыслителей Древней Греции и Рима. Греки оставили европейскому миру бесценное наследство – свои космополитические идеи, богатство, над которым не властно время, которые не потеряли своего значения и поныне.
Римская философия, культура по сравнению с греческой беднее, поскольку римляне в основном опирались на греческих мыслителей. Однако, хотя римская философии, культура возникли на основе греческой, римские мыслители породили выдающиеся космополитические идеи, которые получили широкое распространение.
Идеи космополитизма возникли, когда возникла философия, космология, когда человек начал соотносить себя с природой, с другими людьми, когда Македонский вел войны с целью образования греческого мирового порядка, когда велись и другие войны, когда происходила массовая миграция населения, в результате чего происходила встреча народов разных культур, когда изменялся образ жизни народов.
В досократический период основным объектом познания стала природа, синоним которой стал космос. Под космосом понималось все видимое, как целостное.
Мир в целом был объектом мировоззрения. Предметом мировоззрения являлись взаимоотношения природы и человека. Во взаимоотношении мира природы и мира человека греки выделяли макрокосмос и микрокосмос. В макрокосмосе они выделяли справедливость, правду, разум, место нахождения Зевса и хаос. К микрокосмосу они относили людей, социальные общности, природные явления.
Древние греки и древние римляне по разному трактовали содержание Космоса. Аристотель в системе Земля-Космос отводил место Земле, Аристарх Самосский в центр ставил Солнце. Геродот в содержание Космоса включал упорядоченность, порядок; Гомер – строение, устройство; Платон – государственный строй, народ; Фукидид – правовой порядок; Пифагор – Вселенную, мировой порядок, мироздание.
Большой вклад в формирование и развитие космополитических идей внесли в Древнем Риме Сенеке
, Марк Аврелий, Цицерон.
Сенеке, римский философ и поэт, рассматривал философию как учение о достижении нравственности, идеала и счастья в жизни. Он признавал в принципе равенство всех людей, в том числе и рабов.
Марк Аврелий, римский философ – стоик, император, занимался вопросами мироустройства и этики. Он отождествлял природу с богом, который объединяет весь мир в единое целое. По его мнению, счастье человека достигается приведением его поведения в соответствие с внешним миром. Он полагал, что жизнь в гармонии со вселенной – благо. Авралий призывал любить человечество, считал, что люди существуют друг для друга. "Для Сеня человека из рода Антининов, град и отечество – Рим, но как для простого человека – мир".
Цицерон, римский философ, оратор, государственный деятель, обосновал гуманную сущность деятельности философов, отстаивал принцип единства философских теорий и практической деятельности. Свободу воли он противопоставлял фатализму. Цицерон был автором оригинального учения о нравственности и гражданских обязанностях. Лучшей формой государственного устройства он считал "смешанную": соединение в республике элементов демократии, аристократии и монархии. На Западе особой популярностью пользовались такие работы Цицерона, как "О пределах добра и зла", "Об обязанностях", "О дружбе", "О государстве", "О законах".
О бесконечности вселенной писал римский поэт и философ Тит Лукреций Кар. Эстетической ценностью у Лукреция является стройная картина мира. Природа для Лукреция – это единство совокупности вещей и творческого и нормативного начала.
Через взгляды римских политиков, философов, литераторов проходит их уверенность в своем всемирном предназначении.
В Риме космополитизм был философским принципом. Стоики и бродячие циники проповедовали верховенство природы и разума, единство всего существующего, ничтожность всех искусственных разделений и границ. По мнению римлян, всякий человек имеет высшее достоинство и назначение.
В Древнем Риме справедливость рассматривалась как необходимое качество римского гражданина. Это качество ставилось выше мудрости. Римляне считали войну справедливой, если она велась за свободу римского народа. Римский историк Тацит к несправедливым войнам относил войны ради добычи, вознаграждения.
В рамках христианства войну считали справедливой, если ее целью было восстановление Божьей справедливости.
Война считалась праведной, если таким образом восстанавливалась поправная справедливость. Ранние христиане оправдывали войну за веру против язычников. [30]
В военной культуре Древней Греции и Древнего Рима определенное внимание отводилось проблемам морали
Таким образом, объектами идей, действий и поведения космополитизма в Древней Греции и Древнем Риме являлись: Человек, его сущность, общественное существо, долг и обязанность, человек как гражданин мира, человек как часть общества и природы. Понимание человеком смысла жизни. Природа, содержание Вселенной, космическое единство, единство и различие, единство и множественность, жизнь вне планеты. Миропорядок, единство человечества, объединение и разрушение этнических и религиозных общностей, выход за границы общности, сущность государства, модель идеального государства, форма устройства государств, отношение к демократии, авторитаризму, диктаторским режимам, место государства в общества, взаимоотношения государств, народ и власти. Миграция, диаспоры, ассимиляция. Отношение народов к прошлому, настоящему и будущему. Мораль, этика, законы. Добродетели, блага человека, справедливость, равенство, дружба, отношение к рабству, отношение людей друг к другу внутри государств и к народам других государств; гуманизм в мирное и в военное время. Войны, вооруженные силы. Восприятие войн, войны справедливые и несправедливые, итоги войн; пацифизм, предотвращение войн. Системы воспитания личного состава вооруженных сил. Женщины и война. Отношение к пленным. Использование в войнах природных явлений.