Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Зарегистрировано №________
«___»__________2019 г.
________ _______________
подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра психологии
Гендерные особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Курсовая работа
по дисциплине «Психология»
студента очной формы обучения
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование
2 курса группы 02021805
Менжуновой Марины Алексеевны
Допущена к защите «___»_________________2019 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) | Научный руководитель: ст. преподаватель О. С. Мирошникова |
Оценка______________________ «___»_________________2019 г. ________ ____________________ Подпись (расшифровка подписи) | |
БЕЛГОРОД 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………........ | 3 | |
Глава 1. | Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей проявления агрессии у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………... | 6 |
1.1. | Основные подходы в психологии к изучению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста…………………………………………………………... | 6 |
1.2. | Младший школьный возраст как объект психологического исследования…………………………………………………….. | 12 |
1.3. | Фактор гендера в аспекте проявления агрессии в младшем школьном возрасте ……………………………………………... | 15 |
Глава 2. | Эмпирическое исследование гендерных особенностей проявления агрессии детей младшего школьного возраста…………………………………………………………... | 18 |
2.1. | Организация и методы исследования……………...……………………………………... | 18 |
2.2. | Результаты эмпирического исследования…………………………………………………….. | 23 |
2.3 | Психолого-педагогические рекомендации к проявлениям агрессии у младших школьников………………………………. | 31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………… .... | 33 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... | 35 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… | 38 |
Введение
Актуальность исследования.
Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. [3, 3 с.]
В современном обществе проблема детской агрессии стоит очень остро. Очень часто дети ведут себя агрессивно в той или иной ситуации, которая даже не предвещает беды. Степень агрессивности может зависеть от многого: возраст, пол, тип темперамента, окружение, воспитание, данное в семье. В связи с этим, я считаю, что очень важно вовремя выявлять причины агрессивного поведения и предотвращать опасность агрессивных детей для их окружения.
Ребенoк с агрессивным поведением создает проблемы не только своему окружению, но и самому себе. Учителю, воспитателю, родителям необходимо следить за психическим состоянием ребенка и предотвращать деструктивное поведение, учитывая все особенности ребенка. Но следует брать во внимание тот факт, что отклоняющееся поведение мальчиков и девочек кардинально различается. Поэтому агрессию очень важно изучать в поведении представителей обоих полов. Решение для выше поставленной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: проявление агрессии детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: гендерные различия проявления агрессии у детей младшего школьного возраста.
Цель: выявление гендерных особенностей агрессивного поведения учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: гендерные различия влияют на уровень проявления агрессии.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы предполагают решение следующих теоретических и практических задач:
-
Провести анализ проблемы исследования гендерных особенностей проявления агрессии детей младшего школьного возраста. -
Определить гендерные особенности агрессивного поведения детей. -
Выявить особенности проявления агрессии девочками и мальчиками младшего школьного возраста. -
Эмпирически выявить гендерные особенности проявления агрессии детьми младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили работы отечественных и зарубежных психологов: Бандуры А., Басс А., Берковиц Л, Выготского Л.С., Рубинштейн С.Я., Фрейда З., Шалагинова К.С., Эльконина Д.Б., Эриксона Э.
Методы исследования:
-
Теоретические (анализ, обобщение литературных первоисточников, сравнение); -
Эмпирические (опрос, тест).
Методики исследования:
-
Опросник Басса-Дарки; -
Тест С.Л.Колосова «Рисунок несуществующего животного». -
Тест Л.Венгера «Злое животное»
Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие ученики МБОУ «ЧСОШ №1 с УИОП» пгт. Чернянка. 2 класс в количестве 25 человек. Мальчиков-16, девочек-9. Возраст – 9-10 лет.
Структура работы:
Курсовая работа содержит введение, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В тексте содержится 5 таблиц, 2 рисунка. Список литературы содержит 24 наименований источников. Содержание работы изложено на 32 страницах.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы по теме моей курсовой работы, обоснована актуальность проблемы, сформулированы объект и предмет исследования, цель, задачи, дается обзор методов, определяется гипотеза исследования.
В первой главе «Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей проявления агрессии детей младшего школьного возраста» я рассмотрела теоретические предпосылки проблемы проявления агрессии детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Эмпирическое исследование гендерного различия проявления агрессии учащимися младшего школьного возраста» я описала организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, указала используемые методы и методики и проанализировала их результаты.
В заключении подтверждается актуальность данной темы исследования. Имеется обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению гендерных особенностей проявления агрессии у детей младшего школьного возраста
1.1 Основные подходы в психологии к изучению агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
В современной психологии есть два близких по смыслу понятия - это «агрессия» и «агрессивность». Но большинство понятий агрессии совмещает в себе три различные точки зрения: позицию наблюдателя, позицию агрессора и позиции жертвы. Но я приведу следующее определение.
Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда какому-либо лицу. [7, 117 с.]
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использовании насильственных средств для реализации своих целей. [15, 210 с.]
При работе с детьми, имеющими деструктивное поведение стоит помнить об эмоциональном компоненте их агрессивного состояния. Это чувства, а прежде всего гнев. Поэтому детей необходимо научить умению преодолевать свою увеличенную импульсивность, овладевать навыками саморегуляции и правильному решению конфликтов.
Зигмунд Фрейд рассматривал агрессию как инстинктивное поведение человека. Этот подход подразумевает, что агрессивное поведение возникает в связи с тем, что генетические чувства запрограммированы на такие действия.
В работе «Я и Оно» З. Фрейд выделял два основных инстинкта – инстинкт смерти (разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность) и инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, проявляющее в сексуальном влечении). Из его труда следует, что агрессия не является реакция на раздражение, а представляет собой импульс, который вызван природой человека. Также Зигмунд Фрейд считал, что агрессия является результатом взаимодействия инстинкта жизни и инстинкта смерти, так как между ними постоянно происходит напряжение. [8, 130 с.]
Другой психолог, Леонард Берковиц считал, что какие-либо действия будут рассматриваться как агрессия только если они в себя будут включать намерения обиды, а не просто приводить к таким последствиям.
Некоторым психологам удалось даже выделить стадии детской агрессивности. Например, дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд. Она решила продолжить труд своего отца, уделив детской агрессии большое внимание. По её мнению, ребенку в возрасте 2-х лет характерна оральная агрессивность. Также в этот период происходит моторно-аффективный процесс отвода инстинктивных побуждений. И с процессом развития познания агрессивные проявления исчезают сами по себе.
На анально – садистской стадии развития присутствует самый большой всплеск агрессивности, нежели на других. Но посредством слияния с либидо происходит некое усмирение агрессии. Если ребенок не может проявлять агрессию во внешнюю среду, то ему приходится направлять её на собственное тело, то есть причинять себе физическую боль.
Для фаллической стадии характерно бурное развитие агрессии
, также появляются приступы ярости, которые на самом деле являются приступами страха. В таком случае чтобы избежать ярости следует устранять ситуации, которые вызывают страх. [8, с. 144]
В работах К.Лоренца нашел свое отражение этологический подход. Данный подход схож с позицией Зигмунда Фрейда, который придерживался эволюционного подхода к агрессии. Согласно подходу К.Лоренца, агрессия вытекает из врожденного инстинкта борьбы за выживание и есть у всех живых существ без исключения. По его мнению, агрессия постоянно накапливается в организме. [18, с. 104]
Но некоторые психологи не принимают этологических подход к агрессии, так как данная концепция была основана на наблюдении за поведением животных, рассматривая её как неприемлемую для объяснения агрессия человека в силу того, что имеются весомые различия между психикой людей и животных.
Также в рассмотрении вопроса о агрессивном поведении присутствует фрустрационная теория, которая была предложена Д.Доллардом в 1939 году. Данный поход рассматривает агрессию как ситуативный процесс. Доллард считал, что агрессия – это реакция на фрустрацию, а не проявление автоматически возникающих в организме влечений. Фрустрация – это психическое состояние, которое возникает в состоянии разочарования, неосуществлении какой-либо значимой для человека потребности, цели. Она может проявляться в напряжении или в чувстве безысходности. [6, 116 с.]
Основные положения фрустрационной теории:
-
Агрессия всегда является результатом фрустрации; -
Фрустрация всегда приводит к агрессии. [20, 78 с.]
Сторонником фрустрационной теории также является Л.Берковиц, он ввел новую переменную, она характеризует переживания, возникающие в результате фрустрации – гнев, как эмоциональную реакцию на раздражитель. Он считал, что агрессия в определенных условиях может быть подавлена, так как она не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию. [2, 128 с.]
В концептуальную схему «фрустрация – агрессия» Л.Берковиц ввел поправки:
-
Фрустрация стимулирует готовность к агрессивным действиям, но сама не всегда реализуется в них; -
Выход из фрустрирующей ситуации при помощи агрессивных действий формирует у человека привычку к таким же действиям в будущем; -
Агрессия не может возникнуть сама по себе, без определенных условий.
Фрустрация личности характеризуется комплексом защитных реакций, одна из которых играет ведущую роль. К примеру: уход, сопровождающийся агрессивным действием (уходя, громко закрыть дверь).