Файл: Сборник заданий по русскому языку и культуре речи по разделу орфоэпия огсэ. 05 Русский язык и культура речи для специальности.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
укра′инский – украи′нский, уплачено - уплочено, флюрография – флюорография, це′мент - цеме′нт, что [что] - что [што], шофёры (мн. ч.) - шофера (мн. ч.), шпри′цы – шприцы′, ща′вель - щаве′ль, э′ксперт - экспе′рт.
Выделить причины орфоэпических ошибок. Работа в группах. Взаимопроверка.
Упражнение 5. Распределите слова по двум группам:
а) слова, в которых произношение совпадает с написанием;
б) слова, в которых произношение отличается от написания
Асфальт, грейпфрут, прачечная, яичница, конечно, дуршлаг, инцидент, противень, коридор, компрометировать, крыжовник, почерк, праздничный, макулатура, лаборатория, почтамт, пирожное, поскользнуться, флюорография, скрупулезный, сандалии, туристский, заплатит, слава Богу, Господи.
Работа в парах. Самопроверка.
Упражнение 6. В примерах из произведений М. Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:
1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слёзы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.
Коллективная работа. Анализ чужой речи.
Упражнение 7. Составьте текст и озвучьте его.
Обучающимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача обучающихся за несколько минут составить связный текст и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.
Слова: километр, помощник, шинель, свитер, средства, инструмент, шофер, щавель, украинский, термос, начал; обеспечение, принял, договор, ходатайство, юриспруденция, агрессия, газопровод, интервью, рейтинг, начался, декада.
Работа в группах. Преподаватель назначает экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.
Задания для уроков контроля
Упражнение 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.
а) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, обеспечение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод;
б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, избалованный, премированный, подростковый;
в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога;
г) балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, начать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.
Упражнение 2. Распределите слова на 4 группы в зависимости от места ударения:
Ненависть, дозвониться, шарфы, избалованный, сливовый, документ, молящий, торты, процент, завидно, гербовый, портфель, средства, издавна, гусеница.
Аэропорты, варишь, партер, насорит, статуя, щавель, груба, дефис, цыган, баловать, кашне, диспансер, случай, правы, форзац.
Гражданство, порты, исстари, километр, бутик, алфавит, бармен, столяр, каталог, крашение, квартал, банты, звонит, принят.
Деталь, прибыла, украинский, добыча, путепровод, намерение, изобретение, плато, средствами, километр, копировать, начал, баловать.
Досуг, дремота, тефтели, коклюш, одолжить, опека, перипетия, осуждена,
каучук, феномен, эксперт, туфля, цемент, теплиться, ходатайство.
Береста, движимый, мельком, нанесена, начатый, ржавея, черпая, красивее,
подолгу, понятый, искриться, балуясь, квартал, углубить, ходатайствовать
Тестирование по русскому языку по разделу «Орфоэпия»
Тест 1.
1.Орфоэпия изучает:
а) соотношение букв и звуков; в) правила произношения;
б) лексическое значение слова; г) части речи;
2. Нормативное ударение должно быть на третьем слоге в словах:
а) красивее в) каталог
б) упрочение г) каучук
3. Нормативное ударение должно быть на первом слоге в словах:
а) столяр в) цемент
б) договор г) средства
4. Сочетание чн произносится как шн в словах:
а) табачный в) гречневый
б) скучный г) нарочно
5. Следует произносить ё в словах:
а) опека в) новорожденный
б) маневр г) афера
6. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется:
а) фонетика в) орфоэпия
б) морфология г) синтаксис
7. Нормативное ударение должно быть на третьем слоге в словах:
а) нефтепровод в) договор
б) ходатайствовать г) начала
8. Нормативное ударение должно быть на первом слоге в словах:
а) цемент в) звонит
б) искра г) статуя
9. Сочетание чн произносится как шн в словах:
а) скворечник в) прачечная
б) прочный г) античный
10. Следует произносить е в словах:
а) бытие в) новорожденный
б) желоб г) тверже
Тест 2.
1.В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли?
и′рис — ири′с 3) и′скра - искра′?
а′тлас — атла′с 4) клу′бы — клубы′?
2. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) обеспечение 2) плесневеть 3) принудить 4) подобрала.
3.В каком слове ударение падает на третий слог?
1) христианин 2) поняла 3) красивее 4) откупорить
4. В каком слове ударение падает на третий слог?
1) намерение 2) начата 3) медикаменты 4) зимовщик
5. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) начала 2) экскурс 3) звонишь 4) коклюш
6. В каком слове ударение падает на первый слог?
баловать 2) цепочка 3) кремень 4) похороны
7. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) мельком 2) банты 3) хлопковый 4) надолго
8. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) диспансер 2) крапива 3) прожита 4) псевдоним
9. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) щебень 2) мизерный 3) лососевый 4) средства
10. В каком слове ударение на последнем слоге?
1) факсимиле 2) свекла 3) кашлянуть 4) фарфор
11. В каком слове ударение на первом слоге?
1) задала 2) таможня 3) пахота 4) ломоть
12. В каком слове ударение на втором слоге?
1) щепа 2) облегчить 3) аргумент 4) генезис
13. В каком слове ударение на третьем слоге?
1) намерение 2) обеспечение 3) ходатайство 4) газопровод
14. В каком слове ударение на четвёртом слоге?
1) осведомить 2) демократия 3) аристократия 4) заиндеветь
15. В каком слове ударение на первом слоге?
1) арбуз 2) взяла 3) алкоголь 4) верба
16. В каком слове ударение на втором слоге?
I) забрала 2) звонят 3) загнутый 4) псевдоним
17. В каком слове ударение на первом слоге?
1) квартал 2) отрочество 3) кедровый 4) цыган
18. В каком слове ударение на втором слоге?
1) некролог 2) форзац 3) злоба 4) факсимиле
19. В каком слове ударение на последнем слоге?
1) заняла 2) мельком 3) средства 4) торты
Тест 3.
1. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
1) цемент, брала, эксперт 3) статуя, свекла, поняли
2)дефис, оптовый, созыв 4) тортов, фетиш, звонит
2. В словах какого ряда ударение падает на первый слог?
I) кухонный, досуха, плесневеть 3) жалюзи, столяр, врала
2) ждала, досуг, ревень 4) агент, заем, шофер
3. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?
I) углубить, каталог, диспансер 3) приняли, апостроф, алфавит
2) намерение, закупорить, брала 4) дедовский, догнала, хозяева
4. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1)Тембр 2) морФема 3) шиНель 4) кРем
5. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?
1) муЗей 2)Тесты 3) акаДемик 4) Одесса
6. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) Тезисы 2) буТерброд 3) Терраса 4) Термос
7. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?
1) аТелье 2) коФе 3) котТедж 4) свиТер
8. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твёрдые согласные звуки?
1)макраМе, ШосСе, Теннис 3) каФе, коФе, гроТеск
2)моДернизация, шиНель,кашНе 4) инТеграция , Дефис, Деликатесы
9. В каком ряду слов буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?
1)дачный, скворечник 3) конечно, съёмочный
2)яичница, вечный 4) скучный, нарочно
10. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) шинель [н’] 3) энергия [н’]
2) бизнес [н’] 4) бутерброд [т’]
Список рекомендуемой литературы
1.Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2011. – (Среднее профессиональное образование).
2.Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Изд. 14-е, стер. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2013. – (Среднее профессиональное образование).
3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. 9-е изд. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. (Серия «Высшее образование».)
4.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007
5.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: «Просвещение», 2011
6.Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
7.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1997.
8. Орфоэпический словарь русского языка для школьников / Сост. Михайлова О.А. – Екатеринбург, 2005
9.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д.: Легион, 2008.