ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4-й этап. [2]
Группа-автономия.
На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации, деления на объединения мальчиков и девочек. Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс «не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело», «за любое дело берется дружно, и оно всегда получается», «ребята справляются со своими поручениями добросовестно».
5-й этап.[2]
Группа-коллектив.
Это высокий уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность.
Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей.[1]
Формирование межличностных отношений в коллективе во многом определяется линией поведения педагога. Внимание и уважение к личности школьника - главное условие возникновения нормальных доверительных взаимоотношений учащихся и учителей. Стержневая характеристика личности в детском коллективе - ее самооценка.[4]
Эмоциональное благополучие, а следовательно, caмооценка, определяется положительным отношением окружающих. Отсутствие такового может стать источником неврозов, сопровождающихся неустойчивой самооценкой, тревожностью. Эмоциональный настрой детского коллектива может как стимулировать, так и предотвращать невротические переживания детей. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной.[4]
Ориентирами жизнедеятельности любого детского (классного) коллектива в настоящий период общественного развития должны стать общечеловеческие ценности, которые никогда не утратят своего воспитательного предназначения (В.А. Караковский).[3]
Демократизация жизни коллектива школьников сегодня связана: [5]
-
с изменением стиля педагогического общения между педагогами и учащимися (от авторитарного к демократическому); -
с соблюдением условия добровольности участия детей во внеклассной работе; -
с изменением позиции ученика в учебно-воспитательном процессе (от регламентации деятельности и ее сугубо исполнительского характера к равноправному участию в педагогическом процессе); -
с активизацией органов ученического самоуправления (интересен в этом вопросе опыт работы средних школ №№ 5, 11,13 (МОЛ), 20 г. Тамбова и других, где систематически проходят Дни самоуправления, когда старшеклассники выступают в роли педагогического коллектива с вытекающими отсюда всеми атрибутами управления и руководства, организации учебно-воспитательного процесса); -
с изменением форм и методов воспитательной работы (опора на интерес детей, творческий характер деятельности, на инициативу и самостоятельность детей).
Одним из путей демократизации жизни детского коллектива и реализации на практике названных условий является методика коллективного творческого воспитания (автор И. Иванов, в основу положены идеи А.С. Макаренко о самоуправлении в детском коллективе, разновозрастных объединениях и другие). [5]
Можно рекомендовать учителю, ставящему перед собой цель сделать школьные дека эмоционально более привлекательными, следующую последовательность действий:[5]
1. Объяснить всем учащимся необходимость и полезность выполняемой ими работы для коллектива и других людей;
2. Добиться того, чтобы каждый из членов ученического (классного) коллектива ясно понимал, какую конкретную пользу лично он, включившись в общее дело и хорошо выполнив его, принесет людям;
3. Дать возможность учащимся некоторое время поработать без включения дополнительных, эмоционально стимулирующих воздействий, так как любое новое дело вначале само по себе привлекательно;
4. Где-то в середине или ближе к концу работы, когда ребята начинают терять к ней интерес, включить в действие эмоционально стимулирующие факторы, например музыку, информацию о достигнутых успехах;
5. Перед самым окончанием выполняемой работы включить, новые стимулы, направленные на качественное и своевременное завершение всей работы.
Важнейшими условиями создания ученического (классного) коллектива являются:[3]
-
Наличие сплоченного коллектива педагогов с едиными требованиями к себе и воспитанникм. -
Наличие совместной деятельности и перспектив в коллективе.
Перспектива - это будущая цель, «завтрашняя радость у человека» (А.С. Макаренко).[3]
А.С. Макаренко выделял пять признаков оптимального функционирования коллективов:[3]
а) дружеское единение членов коллектива;
б) разумную активность;
в) привычку торможения;
г) достоинство и чувство уверенности в своих силах;
д) ощущение защищенности.
Первые три признака характеризуют стиль отношений в коллективе, два последние - его тон.[3]
Содействие со стороны родителей и общественных детских объединений в укреплении воспитательных функций коллектива. При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у учащихся.
Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач.
Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как: [3]
-
воспитательная, когда детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; -
стимулирующая, когда коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.
2. Этапы развития коллектива. Пути развития.
Детально определил сущность коллектива А.С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - его смерть. Он определил принципы коллектива: гласность, ответственная зависимость, перспективные линии, параллельные действия.[4]
Также им были выявлены следующие этапы развития коллектива.[3]
-
1 этап - становление коллектива. Педагог оформляет группу, класс, кружок в коллектив, т.е. социально-психологическую общность, в которой отношение учеников определяются характером их совместной деятельности, ее целями и задачами. Организатор коллектива - педагог, от которого исходят все требования.
-
2 этап - усиление влияния актива. Актив не только выполняет требования педагога, но и сам их предъявляет к членам коллектива, исходя из того, что приносит коллективу пользу, а что вред. Коллектив на 2 этапе развития выступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив здесь выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
-
Третий и последующие этапы - расцвет коллектива. Уровень и характер требований - они более высокие к себе, чем к своим товарищам - свидетельствует о уже достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений. Если коллектив дошел до этого этапа развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Основные признаки коллектива - общий опыт, одинаковые оценки событий.
-
4 этап развития - этап движения. На этом этапе каждый школьник благодаря усвоенному коллективному опыту сам к себе предъявляет определенные требования, его потребностью становится выполнение нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.[3]
Между этапами развития нет четких границ. Последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляется к нему.
Во всех коллективах создаются свои традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают, украшают коллективную жизнь.[4]
Цель, способную увлечь и сплотить коллектив, А.С. Макаренко называл перспективой. Он различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая цель опирается на личную заинтересованность. Средняя перспектива заключается в проекте события. Она должна определяться по времени и сложности. Далекая - отодвинутая по времени, но наиболее социально значимая цель. Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Развитие коллектива в этих условиях протекает естественно. Макаренко выдвигал принцип параллельного действия.[3]
Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием воспитателя, актива и всего коллектива. Коллектив может наказать провинившихся слишком сурово, поэтому А.С. Макаренко советовал пользоваться осторожно этим принципом.[1]
Он определил черты сформированного коллектива:[1]
-
1) мажор - постоянная бодрость; -
2) ощущение собственного достоинства; -
3) дружеское единение членов; -
4) ощущение защищенности; -
5) активность к упорядоченному действию; -
6) сдержанность в эмоциях.
Однако в настоящее время сложился другой подход к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать коллектив.[2]
В ходе активной совместной деятельности у школьников образуются свои нормы и правила взаимоотношений, которые проявляются в форме согласий или разногласий участников по разнообразным вопросам. Необходимым условием единства становится выработка способов оптимального и эффективного разрешения недоразумений и конфликтов.
Детская группа в своем развитии на пути к коллективу сегодня проходит пять основных этапов, на каждом из них приобретая и проявляя определенные коллективистские качества и отношения.[2]
-
1-й этап. Номинальная группа. Это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочисленный, существует формально. В сочинениях учащихся старших классов, представляющих собой номинальные группы, говорится, что «среди одноклассников нет искренности», что «здесь не привыкли говорить друг другу правду в глаза». -
2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. В ней еще нет организационного единства, психологической коммуникативности (умение членов коллектива налаживать общение и быстро добиваться хорошего взаимопонимания). Деятельность группы-ассоциации нестабильна по целям и эффективности. Выполняются только те дела, которые интересуют всех, не требуют от участников особых усилий, длительного взаимодействия или напряжения. В остальных случаях в делах участвуют лишь активисты, а другие занимаются в основном личными проблемами. Успехи и неудачи переживаются всеми по-разному.[2] -
3-й этап. Группа-кооперация. Такая группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем подготовленности к решению необходимых задач, сотрудничеством. О таких классах учителя говорят, что они сильные, но не работают в полную силу. В группе-кооперации инициативный, признанный и авторитетный актив, способный напряженно работать и вести за собой всю группу. Однако здесь есть, причем отчетливо выраженные, безразличные ко всему школьники. Вместе с тем единство целей и организованное взаимодействие при выполнении различных дел ускоряет развитие интеллектуального, эмоционапьного и волевого единства. -
4-й этап. Группа-автономия. На этом этапе группу отличает достаточно высокий уровень развития по многим параметрам, особенно по психологическому единству. Такой группе свойственны внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, что может быть в группе-кооперации, деления на объединения мальчиков и девочек. Группы-автономии отличаются большой социальной активностью и инициативой. Такой класс «не ждет, когда ему дадут задание, а сам ищет дело», «за любое дело берется дружно, и оно всегда получается», «ребята справляются со своими поручениями добросовестно».[2] -
5-й этап. Группа-коллектив. Это высокий уровень развития контактной группы. Ей свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. Группам, достигшим уровня коллектива, присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении поставленных целей.[2]