Файл: Удк 376 Веретенникова П. П.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК 376

Веретенникова П.П.,

МДОУ « Ц.р.р детский сад №116»
г. Магнитогорск
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается понятие «межличностные отношения», показана необходимость сформированности межличностных отношений у старших дошкольников с ОВЗ, показаны особенности использования коррекционных игр, направленных на создание положительного настроя и внимательного отношение друг к другу, развития умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ключевые слова: межличностные отношения, дети старшего дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, коррекционные игры, дошкольная образовательная организация.
Annotation. The article discusses the concept of "interpersonal relationships", shows the need for the formation of interpersonal relationships among older preschoolers with disabilities, shows the features of using correctional games aimed at creating a positive attitude and attentive attitude to each other, developing the ability to trust, help and support communication companions, develop the ability to be friends, make the right choice, cooperate with peers, collective feelings.

Keywords: interpersonal relationships, older preschool children, limited health opportunities, correctional games, preschool educational organization.
Вопрос формирования межличностных отношений у старших дошкольников с ОВЗ является актуальным, так как сформированность данных отношений оказывает влияние на развитие личности ребёнка, способствует реализации его возможностей и потребностей в самовыражении, индивидуальном раскрытии, признании со стороны ближайшего окружения – ровесников и взрослых.

Анализ понятия «межличностные отношения» позволяет выделить всю сложность и многогранность рассмотренных определений. А. А. Бодалев при рассмотрении данной дефиниции обращает внимание на возникающие взаимосвязи между людьми в ходе совместной деятельности, которые выражаются в виде «установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [3]. На основании взглядов В. Н. Кунициной можно отметить
межличностное взаимодействие, которое выражается в эмоциональном и личностном отношении людей друг к другу [7]. В психологическом словаре А. В. Петровского и М. К. Ярошевского под рассматриваемым понятием понимается формирование общения людей на основе ценностей, установок и единых взглядов относительно друг друга [8].

Таким образом, под межличностными отношениями детей дошкольного возраста понимается активный процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения.

При всей необходимости сформированности межличностных отношений у старших дошкольников с ОВЗ следует констатировать недостаток развития общения у данных детей как со взрослыми, так и со сверстниками. По мнению Е. С. Зимовой, это заключается в отсутствии стремления к нахождению общих интересов в процессе всех режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении, а также в отсутствии умения работать в группе или в парах в процессе непосредственной образовательной деятельности [5].

Для решения данной проблемы необходимо принятие конструктивных мер, которые заключаются в подборе коррекционных игр и разработке рекомендаций для их проведения с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

При подборе коррекционных игр нужно придерживаться таких принципов как доступность; «от простого к сложному», т.е. использовать несколько вариаций игры. Сначала – более простой и доступный вариант игры для детей. Когда игра будет хорошо отработана, её можно усложнить. При этом нужно следить, чтобы сложность игры не привела к падению интереса. Это можно избежать, если в процессе игры использовать считалочки, включение в игру новых персонажей, интересной атрибутики (маски, костюмы, инвентарь) и т.д.

С целью формирования межличностных отношений старших дошкольников с ОВЗ нужно использовать коррекционные игры, направленные на создание положительного настроя и внимательного отношение друг к другу, развития умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

В ходе использования коллективных коррекционных игр с дошкольниками нужно использовать следующую структуру: приветствие, игровая деятельность, заключительная часть. Данная структура позволит сначала настроить детей на игру, а в заключении провести игру-прощание, что позволит закрепить сформированные в процессе игры доброжелательный настрой друг к другу, чувство взаимопонимания и поддержки.



В качестве примера нами будет использована игра «Дружные ребята», в ходе которой расширялись представления детей о взаимоотношениях людей, о том, что такое «дружба», какую роль она играет в жизни каждого человека. Игра будет иметь следующую структуру:

Вводная часть. Приветствие «Дружба начинается с улыбки»:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Основная часть – игра «Клубочек дружбы»: первый ребёнок должен намотать свободный конец нити вокруг ладони, затем отправить клубок одному из детей, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Действие будет продолжаться до тех пор, пока клубок не закончиться.

В заключении проводится игра-прощание «От сердца к сердцу»:

Нежные, добрые девочки!

Сильные, смелые мальчики!

И встанем в круг, за руки все возьмемся,

И радостно друг другу улыбнемся!

Игра «Клеевой ручеёк» направлена на сплочение детей, умение чувствовать и понимать рядом стоящего ребёнка. В начале игры с детьми проводится игра-приветствие:

Раз, два, три, четыре, пять.

Приглашаю всех играть.

Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.

Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет

Во что дальше поиграть и кто будет начинать….

Дети подходят, берутся рукой за «волшебную палочку» и такими же словами приглашают остальных детей к игре, пока не соберутся все желающие поиграть.

В ходе основной части нужно встать друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении нужно преодолеть различные препятствия. Основное правило игры – нельзя отцепляться от соседа.

В заключение дети произносят за педагогом стихотворение:

Спасибо скажем мы не раз

Всему живому вокруг нас:

Как хорошо на свете жить,

Как хорошо уметь дружить!

Целенаправленное формирование межличностных отношений старших дошкольников с ОВЗ может происходить в их повседневной деятельности.

Для формирования межличностных отношений старших дошкольников с ОВЗ можно использовать следующие коррекционные игры, описанные Н. А. Коркиной: «Давайте будем дружить», в ходе которой расширялись представления детей о взаимоотношениях людей, о том, что такое «дружба», какую роль она играет в жизни каждого человека; «Весёлые ребята», цель которой – вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками; учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении; обучать умению преодолевать защитные барьеры, отгораживающие сверстников друг от друга; «Ожившие игрушки», цель которой – развивать умение чувствовать и понимать другого, способствовать доверительному отношению к сверстникам и взрослым;
«Лети, лети лепесток», цель которой – учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано; учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении; упражнять детей в словообразовании по аналогии [6].

В процессе коррекционных игр необходимо использовать приём приучения, что позволит педагогу научить ребёнка правильным действиям. При этом педагог должен придерживаться следующей формулы: образец – контроль выполнения – оценка выполняемого действия. В ходе оценки нужно использовать только одобряющую лексику, такую как «молодец!», «хорошо», «отлично», «у тебя здорово получилось», «что можно сделать ещё, мне кажется, нужно ещё немного подумать», «я знаю, у тебя всё получится», «немного не так, но это легко исправить» и т.д. Важно добиться, чтобы у ребёнка не появилось негативной реакции на происходящее, не пропала мотивация всё исправить. Таким образом, взрослый уделяет большее внимание созданию доброжелательной атмосферы на занятиях, способствует формированию поведения в процессе учебной деятельности, но необходимо следить, чтобы данные нормы поведения использовались в процессе всех режимных моментах: играх, труде, на прогулке, при выполнении культурно-гигиенических требований. Д. И. Бойков отмечает, что только комплексный подход к данному вопросу будет способствовать формированию межличностных отношений старших дошкольников с ОВЗ [4].

При правильном выполнении игр важно поощрить ребёнка, это будет способствовать мотивации сделать или сказать больше приятных слов, лучше выполнить задание и т.д. Если ребёнок ошибся, педагог должен в мягкой форме подправить ребёнка с ОВЗ. Например: «Мне кажется, ты немного ошибся…, а так всё хорошо», «Как ты думаешь, почему могла возникнуть такая ситуация?», «Как ты думаешь, какие слова лучше подходят к …», «Как можно исправить эту ситуацию?», «Ты не мог бы...». Таким образом, данные выражения помогут понять, что где-то ребёнок был неправ, позволят ему исправить ситуацию, а в дальнейшем не повторять ошибок. Если ребёнок повторяет ошибку, нужно ему напомнить: «В прошлый раз ты поступил также, давай попробуем сделать по-другому и посмотрим, что из этого получится». При этом не нужно просто исправлять, нужно подвести ребёнка к тому, чтобы он сам сделал правильный вывод. Только тогда он сможет осознать ошибку и не повторять её вновь.

Эффективным методом приобщения к культуре общения как считает А. С. Белкин, является подражание. В дошкольном возрасте дети учатся у взрослых, воспринимают их нормы поведения, запоминают речевые этикетные формы. Поэтому педагогам важно следить за своей речью, в диалогах использовать слова и выражения, направленные на формирование правил поведения дошкольников [2].


В обучении детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ межличностным отношениям важно использовать ролевой принцип, который строиться на взаимосвязях: старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка. Здесь целесообразно применять метод разъяснения, который позволит сформировать правильную позицию по отношению к собеседнику. Ребёнок старшего дошкольного возраста должен понимать, что он должен уважительно относиться к старшим, помогать младшим детям, соблюдать нормы поведения в зависимости от пола. Так, мальчик не должен обижать девочку; а девочка не должна оскорблять мальчика, называть его обидными словами и т.д.

Таким образом, на основе вышесказанного можно отметить, что под межличностными отношениями детей дошкольного возраста понимается активный процесс усвоения ребенком социального опыта в процессе деятельности и общения. Одним их эффективных средств для формирования межличностных отношений выступают коррекционные игры, направленные на создание положительного настроя и внимательного отношение друг к другу, развития умения доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, способствовать созданию коллективных взаимоотношений в старшей группе ДОО.
Литература


  1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : АСТ, Астрель, Хранитель, 2014. – 671 c. – Текст : непосредственный.

  2. Белкин, А. С. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста / А. С. Белкин, В. И. Яковлев, И. С. Зимина. – Екатеринбург : УГПУ, 2011. – 64 с. – Текст : непосредственный.

  3. Бодалев, А. А. Психология межличностного познания / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 1981. – 224 с. – Текст : непосредственный.

  4. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учебно-методическое пособие / Д. И. Бойков. – СПб. : ПитерКом, 2015. – 421 с. – Текст : непосредственный.

  5. Зимова, Е. С. Коммуникативное развитие детей с ОВЗ дошкольного возраста / Е. С. Зимова // Научный альманах. – 2017. – № 1-2 (27). – С. 334-338. – Текст : непосредственный.

  6. Коркина, Н.А. Коммуникативные игры / Н.А. Коркина. – Текст : электронный. – URL: https://multiurok.ru/blog/kommunikativnyie-ighry-2.html. (дата обращения: 12.10.2021).

  7. Куницына, В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с. – Текст : непосредственный.

  8. Психология : Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. – Текст : электронный. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001538220 (дата обращения: 14.10.2021).