ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 р.п. Новоспасское
МОУ СШ № 2 р.п. Новоспасское
Внеклассное мероприятие в 3 Г классе.
Тема: «Россия – наша Родина.
Моя Родина – Новоспасский район »
Подготовила: учитель начальных классов
Городецкая Елена Викторовна
Цель: развитие интереса к истории родного края, любовь к родному поселку.
Задачи: 1.Пробудить у учащихся интерес к изучению истории родного края.
2.Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, исследовательские навыки.
3. Воспитывать доброту, чувство коллективизма, взаимопомощи и любовь к Родине, воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
4.Понять и почувствовать важность такого проявления человеческих отношений, как забота о других.
5. Формировать навык работы с историко - краеведческим материалом.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «Малая родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Предварительная работа: обучающиеся были разбиты на 8 исследовательских групп (для каждой группы были выбраны объекты для исследования, целью которых было изучение краеведческого материала Новоспасского района).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Звучит песня М. Бернесса “С чего начинается родина”)
Учитель:– О чём поётся в этой песне? – Как вы думаете, что такое Родина?
(на доске слова Родина, Россия, родной поселок)
- Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?
- Как? Чем?
- Что же такое Родина?
( Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт)
- Сформулируйте тему нашего занятия. О чем будем говорить?
(Ученики формулируют тему занятия) Моя Родина.
Учитель: У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место, где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (дети называют страну, область, район)
- Что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа.
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
- Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
- У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где проходит ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
- Словом, малая Родина у каждого своя - край, где он родился, и где всё кажется ему особенным, родным.
Тема нашего занятия «Моя Родина»
2. Знакомство с новым материалом. Путешествие по родному краю в виде увлекательной экскурсии.
Учитель: – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему Новоспасскому району. А что вы знаете о нашем селе?
Соловцов - первый крупный владелец Новоспасского. И село наше носило имя Соловцова до появления железной дороги.
В посёлке имеются памятники истории: братская могила 17
красноармейцев захоронение 8 воинов Великой Отечественной войны.
послевоенное время всё население района активно участвовало в
подъёме промышленности и сельского хозяйства.
В Новоспасском создали замечательный центр отдыха - "Парк Победы" В 1966 г. Новоспасское получило статус поселка городского типа, после этого началось его бурное развитие.
В 70-80 г. 20 века в Новоспасском строительство приняло огромные масштабы, построили: дом культуры, центральную районную больницу, хлебозавод две средние школы, новое здание, автовокзал, музей, новый универмаг, районный узел связи, новые учебные корпусы технологического техникума, , центральный стадион, и силикатный завод, микрорайоны "пл. Макаренко" и "пл. Семашко", детская школа искусств, пешеходные мосты (подвесные) через Сызранку, р. Соловей, новый автомобильный мост через Сызранку на ул. Мира (ранее был деревянный).
В 60-80 х годах 20 века в Новоспасске действовал аэропорт. Ежедневно выполнялось два авиарейса "Новоспасское - Ульяновск" (продолжительность полета 1 час., на самолете Ан-2 (количество пассажиров 12 чел.), В 80-х годах 20 века в районе началась добыча нефти, Новоспасское и район в целом стал выдвигаться на передовые позиции из всего южного куста области, появилось определение "Новоспасское - столица Южного куста".
В современное время построены заводы: ООО "Старатели - Новоспасское", нефтеперерабатывающий завод, цех тротуарной плитки в ОАО "Силикат".
В марте 2011 года был открыт физкультурно-оздоровительный комплекс "Центр-Юг".
Один из крупнейших проектов Новоспасского в 2011 году - строительство Ледового дворца с искусственной ледовой ареной и зрительскими трибунами. Детского сада № 8 «Южный остров».
Путешествуя по своему краю, мы с ребятами узнали многое. Опросив своих близких, мы выяснили, какие самые чудесные места есть в нашем Новоспасском районе. Представляем нашу групповую исследовательскую работу.
- Представьте, что вы группы учёных - исследователей. Вам заранее было поручено выполнить краеведческую работу
1 исследовательская группа представляет свою информацию.
Итак, представляем рубрику «Чудеса Новоспасского района» (Слайд № 1,2)
Маркина гора (Слайд № 3, 4)
Давным-давно, когда только началось заселение Новоспасского, это были 1740—1750 гг., через посёлок шло два тракта, на Москву и Оренбург, по этим дорогам беспрерывно ехали с товарами, торговлю вели купцы. Один человек по имени Марк поселился на горе. Тогда вся гора была покрыта дремучим лесом. Марк поселился с несколькими, такими же как он, товарищами. Кто он был? Об этом никто не знал: то ли беглый солдат, то ли крепостной. Но эти люди скрывались от преследования. Поселились они в землянках и начали разбойничать: грабили купцов, отбирали деньги, товары, продукты, так как надо было чем-то жить. Купцы были недовольны, неоднократно обращались к власти. Неоднократно навещали жандармы Новоспасское, но заходить вглубь леса боялись. А разбои учащались, стали уже по-крупному забирать.
Тогда купцы обратились в Симбирск. И когда оттуда прислали солдат, чтобы поймать Марка, его уже не нашли. Видимо, Марк имел своих людей в селе, и был ими предупреждён. Нашли только землянки да утварь для жития: казаны, посуду, одежду. След от землянок надолго сохранился. Потом эти землянки служили убежищем для нищих, обездоленных людей. Со временем они обветшали, разрушились, обвалились.
Со временем и лес вырубили, он стал редким, а потом остались пеньки да кустарники. Гора совсем оголилась где-то в 50—60 годы. Да и в Новоспасском в те далекие времена было всё совсем по-другому. Речка была полноводная, глубокая. В речке водилось много рыбы, по речке плавали на лодках и плотах. По течению речки было много водяных мельниц. Речка имела высокие берега. В берегах водились стрижи и ласточки. Речка служила источником воды, а вода была чистая. И часто можно было видеть людей, которые переезжали на лодках, плавали в лодках по речке. Зимой устраивали различные развлечения на льду, устраивали карусели: ставили колесо, прибивали жердь, к жерди — санки, колесо крутили, и по кругу носились с бешенной скоростью санки. Катались на коньках. Увлекались почти все парни и даже некоторые девушки.
В те далёкие времена в Новоспасском жила одна вдова — Хвостушкина Евдокия. Осталась она с двумя сыновьями. И однажды эта вдова удивила всех жителей: родила дочь неизвестно от кого, никому не говорила. Назвала дочь Марьей. Вдова справно вела хозяйство, подросли сыновья, помогали ей, очень они любили свою сестру. А сестра была на диво: белокурая, голубоглазая, очень веселая, певунья и плясунья. Но ещё на удивление всем была лихой наездницей, каталась на коньках, косила так, что не всякий парень мог за ней угнаться. На льду её никто не мог обогнать. Многие парни на неё заглядывались. Но она ни на одном не останавливала свой выбор. Однажды к помещику приехали гости. Катались по реке, ездили в лес, бывали на базарах, в церкви.
И вот один из гостей увидел Марию. Он был поражен ее красотой. Узнав, чья она, пришёл к ним. Семья была напугана, особенно братья. Они не хотели, чтобы сестра была несчастна.
А бывало так, что красивых девушек забирали в барский дом, развлекались ими до поры до времени, а потом посылали на черную работу: убирать коров, свиней.
Барин им объяснил, что он не с плохим настроем пришёл. Он хочет взять её в жёны. Но Мария была крепостной. Владелец мог её просто отдать или подарить этому господину.
Братья этого не хотели. Решили, что Марии нужно бежать. Но вступилась мать. Она спросила Марию: согласно ли она выйти за него замуж. Девушка была согласна, так как этот парень ей нравился. Тогда мать сказала, что она у нас не бедная. Мы можем её выкупить да ещё и приданое дать.
Братья недоумевали: откуда деньги. И вот, когда договорились, что Мария выйдет замуж за барчука, мать с дочерью пошли в одно укромное место, разрыли землю под деревом, оттуда вынули железный сундук. В нем оказались деньги, много денег, дорогие украшения. Мать сказала: «Это всё твоё. Это от отца».
Раньше мать боялась открывать тайну: могли обвинить её в воровстве, в связи с Марком.
А теперь она не боялась, знала силу барчука. Он в обиду не даст.
Выдали Марию за барина, оказалось, что у неё богатое приданое. А со временем и мать уехала с сыновьями куда-то под Москву. Как будто там купили дом себе, братья женились, имели землю, скот, жили исправно. Но иногда Мария со своим мужем приезжали в Новоспасское, катались по речке на лодке, на лошадях. Она была такой же озорной и лихой наездницей. Но она никогда не забывала о бедных и обиженных. Говорят, что она дала средства, чтобы построить первую школу. Все думали, что это дочь Марка-разбойника.
Рассказы о доброте Марка до сих пор живы.
Однажды в Маловке, а в те времена это была большая деревня, в страдную пору, когда солнце палило нещадно, веяли горячие ветры, случился пожар. Дома остались только дети и старики. Остальные уезжали в поле убирать хлеб. Иногда там и ночевали. Пожар охватил сразу несколько домов. Справиться с пожаром не смогли: всё было из дерева и соломы. Почти половина деревни сгорела. Когда подоспели с поля, спасать было уже нечего. Остались одни пепелища. Пожар это всегда беда. А в те времена - целое бедствие. Чтобы опять построить дом, нужны были средства. А их и не было. Погорельцам помогали только люди. И часто было так: надевали суму и шли по деревне. Люди знали, что такое пожар, и поэтому делились последним. Погорельцы просидели всю ночь на пепелище, выплакав все слёзы. И вот как только начало рассветать, подошёл какой-то человек, он поочерёдно подходил от одних погорельцов к другим и отдавал им деньги.