Файл: Рабочая программа учебного предмета биология (учебный предмет, курс ) 2022 2023 учебный год.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
с. Первомайское Кашарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
учебного предмета «БИОЛОГИЯ
(учебный предмет, курс)
2022 -2023 учебный год
Уровень общего образования: основное общее
(начальное общее, основное общее, среднее общее)
Класс: 6
Количество часов: 34
Учитель: Землякова Галина Михайловна
Категория: высшая квалификационная
-
Программа разработана на основе рабочей государственной программы основного общего образования по биологии 5-9 классы стандарта второго поколения (концентрический курс), М. «Дрофа» 2014 год, авторской программы по биологии 5-9 классы. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова. – М. Вентана-Граф, 2012 г.
Учебник: Биология. 6 класс (концентрический курс). Авторы : И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Рабочая программа направлена на достижение следующих результатов:
1.Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
-
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки; -
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; -
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам; -
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; -
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -
умение применять полученные знания в практической деятельности.
2. Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
Регулятивные: УУД:
-
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; -
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -
владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; -
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Познавательные УУД:
-
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; -
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; -
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -
проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты; -
умение работать с разными источниками биологической информации: находить необходимую информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.
3.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; -
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях; -
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; -
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; -
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
2. Содержание учебного предмета.
В процессе изучения предмета «Биология» в 6 классе учащиеся осваивают следующие основные знания.
Глава 1. «Наука о растениях - ботаника»
-
внешнее строение, органы растения: вегетативные и генеративные органы; места обитания растений; история использования и изучения растений; семенные и споровые растения; -
многообразие жизненных форм растений: представление о жизненных формах растений, примеры; связь жизненных форм растений со средой их обитания; характеристика отличительных свойст наиболее крупных категорий жизненных форм растений; -
клеточное строение растений и свойства растительной клетки: клетка как основная структурная единица растений; строение растительной клетки; жизнедеятельность клетки; деление клетки; клетка как живая система; особенности растительной клетки; -
ткани растений: понятие о ткани; виды тканей; причины появления тканей;
Глава 2. «Органы растений»
-
семя, его строение и значение: семя как орган размножения растений; строение семени; строение зародыша растения; двудольные и однодольные растения; прорастание семян; значение семян в природе и жизни человека; -
условия прорастания семян: значение воды и воздуха для прорастания семян; запасные питательные вещества семян; температурные условия прорастания семян; сроки посева семян; -
корень, его строение и значение: типы корневых систем растений; строение корня; рост корня, геотропизм; видоизменение и значение корней; -
побег, его строение и развитие: побег как сложная система; строение побега; строение почек; развитие и рост побегов; -
лист, его строение и значение: внешнее и внутреннее строение листа; типы жилкования листьев; значение листа для растений; видоизменения листьев; -
стебель, его строение и значение: внешнее и внутреннее строение стебля; типы стеблей, функции стебля; видоизменения стебля; -
цветок, его строение и значение: цветок как видоизменённый укороченный побег; строение и роль цветка; соцветия; опыление как условие оплодотворения; -
плод, разнообразие и значение плодов: строение плода; разнообразие плодов; значение плодов в природе.
Глава 3. «Основные процессы жизнедеятельности растений»
-
минеральное питание растений и значение воды: вода как необходимое условие минерального питания; функция корневых волосков; перемещение воды и минеральных веществ по растению; значение минерального питания; -
воздушное питание растений – фотосинтез: условия фотосинтеза; автотрофы и гетеротрофы; значение фотосинтеза; -
дыхание и обмен веществ у растений: роль дыхания в жизни растений; сравнение дыхания и фотосинтеза, взаимосвязь двух процессов; обмен веществ в растениях; -
размножение и оплодотворение у растений: размножение как необходимое свойство жизни; типы размножения; особенности оплодотворения у цветковых растений; двойное оплодотворение; -
вегетативное размножение растений и его использование человеком: особенности вегетативного размножения и его роль; использование вегетативного размножения человеком; -
рост и развитие растений: характерные черты процессов роста и развития растений; зависимость этих процессов от условий среды обитания; суточные и сезонные ритмы; экологические факторы.
Глава 4. «Многообразие и развитие растительного мира
систематика растений, её значение для ботаники: происхождение названий отдельных растений; классификация растений; вид как единица классификации; роль систематики в изучении растений;
-
водоросли, их многообразие в природе: общая характеристика, строение, размножение, разнообразие водорослей; значение в природе; -
отдел Моховидные, общая характеристика и значение: характерные черты строения, классы Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты; размножение и развитие моховидных; значение мхов в природе; -
плауны, хвощи, папоротники, их общая характеристика: характерные черты высших споровых растений; общая характеристика отделов; значение в природе; -
отдел Голосеменные, общая характеристика и значение: общая характеристика, расселение; образование семян; особенности строения класса Хвойные; значение голосеменных в природе; -
отдел Покрытосеменные, общая характеристика и значение: особенности строения, размножения и развития; характеристика классов Двудольные и Однодольные растения; охрана редких и исчезающих видов; -
семейства класса Двудольные: общая характеристика; семейства; отличительные признаки семейств; значение двудольных в природе; -
семейства класса Однодольные: общая характеристика; отличительные признаки семейств; значение однодольных в природе; значение злаковых; -
историческое развитие растительного мира: понятие об эволюции живого мира; первые обитатели Земли; история развития растительного мира; выход растений на сушу; Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений; -
многообразие и происхождение культурных растений: история происхождения культурных растений; значение искусственного отбора и селекции; культурные и сорные растения, их значение; -
дары Нового и Старого Света: история и центры появления растений; значение растений в жизни человека.
Глава 5. «Природные сообщества»
-
понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме: понятие о природном сообществе; круговорот веществ и поток энергии – главное условие существования природного сообщества; роль растений в природных сообществах; -
совместная жизнь организмов в природном сообществе: ярусное строение; условия обитания растений в биогеоценозе; -
смена природных сообществ и её причины: понятие о смене природных сообществ; причины смены; необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе основной школы выделяется 35 часов ( 1 час в неделю, 35 учебных недель).
Отбор форм организации обучения осуществляется с учётом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определён в каждом разделе программы.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В соответствии с календарным графиком МБОУ Первомайской СОШ и расписанием уроков на 2022-2023 уч. год на реализацию программы отводится 35 часов. В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ в связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями в 2022 году № 1564 от 16.09.2021 г., Постановление Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2023 году от 29.08.2022 № 1505) произошло уплотнение учебного материала.
Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 34 часа.
3. Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Количество часов | дата | ||
план | факт | ||||
1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. | 1 | 7.09 | | |
| Многообразие жизненных форм растений. | | | | |
2. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | 14.09 | | |
3. | Ткани растений | 1 | 21.09 | | |
4. | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли и кукурузы». | 1 | 28.09 | | |
5 | Условия прорастания семян. | 1 | 5.10 | | |
6 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1 | 12.10 | | |
7 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | 19.10 | | |
8 | Лист, его строение и значение | 1 | 26.10 | | |
9 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы». | 1 | 9.11 | | |
10 | Цветок, его строение и значение. | 1 | 16.11 | | |
11 | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | 23.11 | | |
12 | Повторение, обобщение и систематизация информации по темам «Наука о растениях - ботаника» и «Органы растений» | 1 | 30.11 | | |
13 | Минеральное питание растений и значение воды | 1 | 7.12 | | |
14 | Воздушное питание растений — фотосинтез | 1 | 14.12 | | |
15 | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | 21.12 | | |
16 | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | 28.12 | | |
17 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | 18.01 | | |
18 | Рост и развитие растений. Обобщение знаний по теме. | 1 | 25.01 | | |
19 | | 1 | 1.02 | | |
20 | Систематика растений, ее значение для ботаники. | 1 | 8.02 | | |
21 | Водоросли, их разнообразие и значение в природе. | 1 | 15.02 | | |
22 | Плауны. Хвощи, Папоротники. Их общая характеристика. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения споровых растений». | 1 | 22.02 | | |
23 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения голосеменных растений». | 1 | 1.03 | | |
24 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 15.03 | | |
25 | Семейства класса Двудольные | 1 | 22.03 | | |
26 | Семейства класса Однодольные | 1 | 5.04 | | |
27 | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | 1 | 12.04 | | |
28 | Дары Нового и Старого света. | 1 | 19.04 | | |
29 | Всероссийская проверочная работа | 1 | 26.04 | | |
30 | Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме. | 1 | 03.05 | | |
31 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Смена природных сообществ и её причины | | 10.05 | | |
32 | Итоговая контрольная работа | 1 | 17.05 | | |
33-34 | Повторение, обобщение и систематизация информации по курсу биологии 6 класса. | 2 | 24.05-31.05 | | |
| | | | |