Файл: Культура древних стран востока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему:

“Культура древних стран востока.

Древний Китай.”

Выполнил студент: Жукова Ю. В.

Проверил преподаватель: Амамбаева Н. С.

Содержание

  1. Введение.

  2. Китайская философия. Конфуцианство, Даосизм и Буддизм.

  3. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая.

  4. Иероглифы и изобретение бумаги.

  5. Заключение.

  6. Список литературы.


1. Введение.

Оригинальность, уникальность и высочайший уровень развития культуры Древнего Китая – это те черты, которые всегда привлекали внимание исследователей к этому вопросу. Древнекитайская культура обращает на себя внимание не только тем богатейшим наследием, которую она оставила миру, но и твёрдой духовной опорой, а также удивительной стойкостью, позволившей ей выстоять в трудные времена, когда происходили войны, междоусобицы и другого рода катаклизмы.

Культуре Древнего Китая можно дать ряд ключевых характеристик. Первая из них – верность традициям, почитание отцов и их заветов. Вторая – умение ценить жизнь во всех её проявлениях (прагматизм). Третья – особое отношение к природе, её почитание и обожествление. Четвёртая характеристика состоит в том, что для китайцев крайне важное значение имели грамотность и высокая образованность. Китай явился одной из первых стран, где возникла письменность. Нельзя не отметить и стремление китайцев к соединению искусства и письменности. Все эти черты преломились в древнекитайском искусстве, обусловив её уникальность.

2. Китайская философия. Конфуцианство, даосизм и буддизм.

Глубокая мудрость китайских философов проистекает непосредственно из взаимосвязи человека и природы. В этом состоит её коренное отличие от западной философии, где присутствует отчётливое разделение этих понятий. Китайская философия специфична также своим тяготением к традиционности, уважением к тому, что создало предыдущее поколение. Дети хранят и приумножают наследие отцов, делая его основой всего.

Все эти факторы привели к формированию того особенного мышления, в котором соединились религия, философия, метафизика, политика, обществознание, этика. Перечисленные аспекты можно найти в конфуцианстве, которое, собственно, управляло сознанием китайского общества.


Как известно, создателем этого учения является древнекитайский мудрец Конфуций (551 – 479 гг. до н. э). Значительный вклад в дальнейшее развитие конфуцианства внёс ученик великого философа Мэн-цзы (372 – 289 гг. до н. э.). Конфуцианство можно изучать по письменному наследию, основу которого составляет объёмный текст «Четверокнижие». Второй важнейший сборник, раскрывающий суть этого философско-религиозного учения – «Пятикнижие». В них входят сведения по истории страны, поэзия и этические законы. Целью всех текстов является воспитание в читателе уважения к традициям, установленным предками.

Конфуцианство базируется на мысли о гармоничности отношений между людьми, между личностью и властью, между человеком и природой. Конфуций призывал своих последователей к миру, к снисходительности по отношению к другим, к терпимости. Он признавал, что каждый человек является носителем как хороших качеств, так и плохих. Зная это, людям необходимо проявлять терпение именно к отрицательным качествам своих ближних, и тогда они будут избавлены от разочарований.

Конфуцианство делает акцент также и на гражданственность каждого человека. Каждый представитель китайского народа должен осознавать факт своей принадлежности к своей великой стране. При этом все эстетические нормы конфуцианства так или иначе сводились к одной и самой главной – культу почитания предков.

Другая древнейшая религия Китая – даосизм. Основоположником даосизма считается китайский император Хуан Ши, а теоретиком (и практиком) философ Лао-Цзы. Из его учения следует, что принять даосизм означает выйти на путь вечности, ведь само слово «Дао» и есть в переводе «вечный путь». Это такой Абсолют, у которого нет ни начала, ни конца. Он подчиняет себе всё, и жизнь протекает по его законам; благодаря ему она пребывает в движении. Подчиниться Дао – это значит стать бессмертным. Однако принятие Дао требует соблюдения нескольких правил, заключающихся в особом содержании тела и души.

Буддизм – религия просветлённых – возникла в Индии (не в Китае) в середине первого тысячелетия благодаря деятельности Сиддхартхы Гаутамы, который теперь известен истории под именем Будды Шакьямуни. Сегодня буддизм входит в число трёх мировых религий наравне с христианством и исламом. В Китае буддизм начал распространяться уже в новое время. И хотя идейная сущность буддизма противоречила уже утвердившимся в Китае конфуцианству и даосизму, эта религия сумела заинтересовать императорский двор. В скором времени в стране возводится первый буддистский монастырь.


Буддизм сумел занять своё место в религиозной нише Китая по нескольким причинам, основной из которых явилось массовое убеждение в том, что буддизм – это трансформированный даосизм, а Будда – это сам Лао-Цзы, который сумел попасть в Индию и там внедрить свою философию. В связи с этим в Китае начался процесс взаимопроникновения и взаимообогащения этих двух религий.

3. Живопись, керамика, скульптура и архитектура Древнего Китая.

Искусство Древнего Китая столь же своеобразно, как и его философия. Живопись появилась здесь в глубокой древности. Уже тогда мастера украшали вазы и другие сосуды, в первую очередь предназначенные для ритуалов, живописными изображениями. В дальнейшем китайцы придумали расписывать ткани, в частности, шёлк (период Сражающихся царств). И на керамике, и на тканях, и на бумаге (рисовой) художники чаще всего писали животных, птиц, растения. В этом можно увидеть отображение специфики мировоззрения этого народа, видевшего основы жизни в гармонии с природой. В качестве персонажей художественных изображений встречались и мифологические герои: драконы, птица Феникс и другие несуществующие существа. Достаточно много таких рисунков было создано в период царства Чу.

Китайская живопись характеризуется многожанровостью: портрет, миниатюра (особенно выделяются художественно расписанные веера), пейзаж, анималистика, изображения растений (хотя привычных натюрмортов в китайском искусстве не было).

Интересна и техническая сторона китайской живописи. Как уже говорилось, в качестве полотен выступали рисовая бумага, ткань или даже предметы. Писали древнекитайские художники тушью, (благодаря ей создавалась та особая утончённость китайской живописи), растительными и минеральными красками.

Ещё одной специфической чертой китайской живописи является её философский смысл, который выражается не только изобразительными средствами, но и при помощи текста: стихотворения, дополняющего образ картины, её идею. Объединяло все элементы полотна (рисунок, каллиграфия, поэзия) его название. Непременным атрибутом живописного произведения являлась печать художника. В живописи проявились философские воззрения китайцев, основным из которых была мысль о гармоничном соединении человека и природы.


Керамика является древнейшим художественным промыслом Китая. Терракотовые сосуды с росписью относятся к наиболее распространённым. Благодаря этим росписям можно узнать представления о мировоззрении древних китайцев. Об этом красноречиво рассказывали знаки, символы, орнаменты, изображения природных стихий. Древнекитайская керамика, относящаяся к культуре Яншао, отобразила в себе такие черты сознания китайцев, как культ предков, преклонение перед Шан-ли (первочеловек у китайцев, символом которого являлась небесная стихия), культ Земли.

Глиняная посуда использовалась древними китайцами как в быту, так и для обрядов; она была гладко отполирована и раскрашена разноцветными красками; орнаментирована. Керамика эпохи Яншао свидетельствует о высоком уровне этой древней культуры. Более того, формы посуды, придуманные в эпоху Яншао, положили основу традиций для последующей культуры Китая

Скульптура в Древнем Китае тесно связана с религией. Прежде всего, это статуи Будды. Буддийская скульптура получила название круглой. Помимо изображения самого духовного учителя буддистов в этот период возникла традиция создавать фигурки львов, хотя эти животные и не водились в Китае.

Однако нельзя забывать и о погребальной скульптуре. Это была традиция – ставить на могилах изваяния. Сначала это были терракотовые фигуры, потом (в эпохи Мин и Цин, и даже несколько раньше) – каменные. Вообще смена эпох влияла и на развитие скульптуры, оставляя свой отпечаток. Так, в период царствования династий Цинь и Хань изваяния тяготели к монументальности, во времена царствования Вэй и Цзинь поражают своей энергетикой и в то же время изяществом, а в эпоху Тан и Сун – роскошью и изысканностью.

Погребальная скульптура стала неотъемлемой частью похоронной традиции. В первую очередь, изваяния были призваны подчеркнуть значимость правящей династии, но со временем и на могилах обычных людей начали появляться скульптуры, превратив её в массовое явление. Однако настоящие памятники искусства можно найти скорее лишь среди тех образцов, которые предназначались для царственных особ.


Китайская архитектура – замечательный образец памятника древневосточной культуры. И в этой области китайцы проявили свою редкую искусность. Таковы сохранившиеся до наших дней храмы, дворцы, садово-парковая архитектура, помещения для жилья. Истинными шедеврами являются храм Неба, дворец Гугун или даже целый город Лицзян. Мировым достоянием китайской архитектуры – Великая Китайская Стена. Это грандиозное строение, состоящее не только из огромной по всем своим размерам стены, но и множества башен. Сегодня культурное значение Великой Китайской Стены доросло до символического.

Китайская архитектура очень красочная: цветная черепица, ярко окрашенные стены, столбы и другие архитектурные элементы. И если для китайской живописи важен был не цвет, а линия и формы, то для архитектуры именно колористика приобретала большую значимость. Цвет был рассчитан на дальнейшее взаимодействие с естественным освещением, благодаря чему китайская архитектура приобрела славу уникальной. В целом, всё искусство Древнего Китая можно назвать таковым.

4. Иероглифы и изобретение бумаги.

Письменность в Древнем Китае зародилась очень давно – до нашей эры. Предпосылками к её появлению можно считать специфический орнамент, который мастера наносили на керамическую посуду. Создателем иероглифов считается Цан Цзе – великий учёный эпохи Тан. Считается, что за основу этих причудливых знаков Цан Цзе взял очертания предметов окружающего мира – деревьев, гор, животных и их следов.

Появление иероглифов имело сакральное значение для китайцев, так как они считали, что этот факт делает их практически неуязвимыми для духов. Оценить культурную значимость возникновения письменности не представляется возможным. Можно лишь сказать, что народ, имеющий собственную письменность высокоразвит.

Следующий этап развития письменности – тексты на шёлке. Этот материал был самым удобным для письма до изобретения бумаги, но его высокая стоимость не позволяла использовать шёлк так же широко, как дощечки. Итак, эволюция письменности в Китае была связана, в том числе, и с тем, какие использовались поверхности для текстов. Это был очень сложный процесс, и учёные до сих пор выдвигают различные версии того, когда сложилась классическая иероглифическая система китайской письменности. Однако к одному мнению так и не пришли.