Файл: Изложение по рассказу Г. А. Скребицкого Хитрый заяц.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обучающее изложение по рассказу Г.А. Скребицкого: «Хитрый заяц».
Цель урока: формировать у обучающихся умения воспроизводить и оформлять прослушанный и прочитанный текст по составленному плану.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами напишем изложение по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц». Но сначала мы вспомним тот материал по написанию изложения, который вы знаете из начальной школы.
Повторение.
- Что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ).
- Как пишется изложение? (учитель читает текст, а потом все пишут и стараются написать так же хорошо, как это сделано у писателя. Стараются изложить то, что услышали. Отсюда название – изложение).
- Что значит написать подробное изложение? (Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста).
- Какие трудности могут возникнуть при написании изложения? (правильно понять текст, правильно определить его тему (тема – это то, о чём говорится в тексте) и где тема может быть чётко отражена (в заглавии текста); идею текста ( идея – главное, что хотел сказать нам автор, главное, что хотел он донести до читателя своим текстом); стараться не допускать орфографических ошибок (работа с орфографическим словарём), верно понимать значение слов (работа с толковым словарём).
- Какие толковые словари знаем с вами? (Ожегова, Даля).
- С какой целью мы пишем изложение? (Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь).
А теперь внимательно прослушайте один из его рассказов и скажите, о чём он.
Текст.
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду.
Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
- Итак, о ком или о чём данный текст? (о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды).
- Какова же идея текста? (автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь).
- Как мы можем озаглавить данный текст? (варианты: «Случай на охоте», «Как я однажды охотился», «Хитрый заяц»).
- Какой бы из трёх вариантов выбрали вы? Почему? (Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие («Хитрый заяц») отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа.
- Какого типа речи прочитанный мною текст? Почему? (Тип речи повествование с элементами рассуждения. Повествование, потому что события развиваются в определённой последовательности. Текст строится по композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
- Какой вопрос можно задать к тексту? (Чему нас учит данный рассказ?)
- И чему нас учит данный рассказ? (Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным).
- А теперь поработаем с текстом. Составим его план. На сколько смысловых частей можно разделить текст.
(На четыре).
- Разбираем первую часть.
Чтение 1 части.
- Куда отправился рассказчик? За кем?
- Как вы думаете, чего он ждал?
- Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова. («На охоту за зайцами»: отправился, на охоту, встал и жду).
Перескажите 1 часть.
- Разбираем вторую часть.
Чтение второй части.
-
Что делают собаки? -
Где? -
А что делает заяц? -
Кто думает так: «Куда же он девался?» -
Как можно озаглавить часть? Назовите опорные слова («Заяц пропал»: гоняют, по вырубке, выбегает, девался).
Перескажите вторую часть.
- Разбираем третью часть.
Чтение третьей части.
-
Куда вышел рассказчик?
-
Что он сделал? -
Как вы понимаете слово замер? -
Поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два…» -
Вот такое состояние было у рассказчика, когда он увидел зайца. Почему он замер? -
Какие слова, близкие по смыслу, можно подобрать к слову замер? -
О чём просили глазёнки зайца? -
Глазёнки так и просят: «Не выдавай меня!» -
Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания. -
Как можно озаглавить часть? («Не выдавай меня!»: вышел, посмотрел и замер, притаился. Глазенки так и просят: «Не выдавай меня!»)
Пересказ 3 части.
- Разбираем четвертую часть.
Чтение 4 части.
-
Какое чувство испытал рассказчик? -
Что сделал рассказчик? -
Как продолжилась охота? -
Какую оценку дал рассказчик зайцу? -
Заяц сдал экзамен на хитрость. -
Какое слово употребил автор, чтобы не повторять слово заяц? -
Озаглавьте эту часть. («Экзамен на хитрость сдан»: стыдно стало убивать, отпустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен сдал
Пересказ 4 части.
Запись плана в тетрадь.
План:
1. Вступление: «На охоту за зайцами». (Гончие выследили зайца)
2. Основная часть.
а) Заяц пропал.
б) «Не выдавай меня собакам!»
3. Заяц экзамен на хитрость сдал. (Охотник пощадил зайца)
- Кто попробует пересказать весь текст? (спросить 2-х человек).
Словарная работа.
Гончая – порода охотничьих собак. Впиться - крепко, глубоко проникнуть,
вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.). Вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит (фразеологизм) – передаёт жизненный опыт. Экзамен – проверка, испытание.
- Как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? (показал свою сообразительность).
- Что означает хитрый и умный? (хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий обманным путём к достижению цели; умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам).
Языковой разбор текста.
- Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
- Как можно сказать иначе?
- Как-то, однажды.
- Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста.
Отправился я на охоту за зайцами.
- Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?
- Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.
Я стал на дорожке и жду.
- Жду – в конце предложения. Почему?
- Этим подчёркивается состояние ожидания. Ещё раз об этом же читаем дальше.
Подождал, подождал…
- О чём говорит повтор слова?
- О длительности ожидания охотника.
Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак?
(«… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
- Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника.
(Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)
Какие глаголы использует автор для описания действий зайца?
(«не выбегает»,«спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)
- Что же увидел автор в глазах зайца?
(Мольбу, просьбу.)
- Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.
Проведём орфографическую работу над данным текстом.
1. «Раз» – однажды, как-то… произошел, случай.
2. Вырубка, девался, дорожки, лесной, случайно, глазёнки, верхушек.
3. Гляжу: носятся мои собаки…, никак, заячьих, не разберутся, спрятаться, ничего, притаился. Будто просят: «Не выдавай меня!»
4. Ружьё, отозвал, экзамен, сдал, уму-разуму.
- Итак, сколько частей в тексте? Сколько будет абзацев? (4).
- От какого лица вы будете писать изложение? (От 3-его лица)
5. Написание изложения. Успешной работы.