ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
(ФГБОУ ВО «МГТУ»)
Институт экономики и управления
Кафедра права и культурологии
Регистрационный №___________
Институт элитных программ Курс ___1____
и открытого образования
Студент_Горылев Данил Александрович__ Спец.(напр.-шифр) 13.03.02 (Фамилия И.О.)
Наименование специальности (направления)
__Электроэнергетика и электротехника__
_______________________________________
Группа (шифр) _зАЭб 21-21_____
Контрольная работа №_1_по Культурологии ____
(наименование дисциплины по УП)
Вариант № 2
Рецензент________________________
(Фамилия И.О.)
Дата получения контрольной работы «____» _____________________________ 202____ г.
Дата возврата контрольной работы «____» _____________________________ 202____ г.
РЕЦЕНЗИЯ
Контрольная работа выполнена в __________________объеме, в соответствии с заданием.
Замечания:____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка_____________ Подпись преподавателя_______________/_____________________
Магнитогорск, 2022
Контрольная работа
(вариант 2)
Раздел I Культура как основной предмет изучения культурологии
1.Основываясь на теоретическом материале, изложенном в лекциях по курсу «Культурология», дайте определение следующим понятиям:
-культура – это совокупность осмыслений, творческой деятельности людей: сложная многофункциональная система вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.
-менталитет – совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентации и установок, представлений о мире и о себе, мнений и предрассудков.
-динамика культуры – это изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур.
-контркультура – это особая субкультура, антагонистически настроенная по отношению к господствующей.
-глобализация – процесс интеграции (объединения, вхождения) отдельных этнических культур в единую мировую культуру на основе развития средств коммуникации, транспорта и экономических взаимодействий.
2.Что изучается в рамках такого раздела культурологии как
-культурная антропология изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии - принципы сотворения человеком культуры как «второй природы», как «мира человека». Здесь доминировали эмпирические исследования, а в культуре изучаемого народа интерес представляли и его психологические особенности, его история, постижение его духовного мира.
3. Почему к феноменам культуры относят
-искусство
Полноценная культура немыслима без искусства. Искусство было одним из факторов формирования культуры. Искусство выполняет в жизни общества и человека множество функций: рекреативную (средство развлечения, эмоциональной разрядки), воспитательную, идеологическую, познавательную. Но главная функция искусства состоит в другом: культура отражается в искусстве, как в зеркале, т. е. искусство есть самосознание культуры.
4. Что означают понятия «догмат», «Троица»? С какой религией они связаны?
Догмат – правило, принимаемое на веру, без доказательств.
Троица – богословский термин, отражающий христианское учение о трёх Лицах единого по существу Бога ( бог-отец, бог-сын и бог-дух святой )
Эти термины связаны с Христианством.
5. Дайте определение и приведите пример такого процесса в рамках межкультурной коммуникации как
-ассимиляция – это понятие в социологии, в котором этническое меньшинство принимает верования, языки и обычаи доминирующей общины, теряя при этом свою собственную культуру.
Одним из ярких примеров ассимиляции в истории является завоевание территорий южных славян ХV века Османской империей. В результате среди славян начали образовываться этнические группы, которые позаимствовали у турок манеру поведения, одежду, быт, религию, таким образом, потеряв свойственные им отличительные признаки. Спустя время часть таких групп полностью потеряла свою самобытность и приобрела турецкую идентификацию
Вымирание малых народов Севера — чукчей или хакасов. Они растворились в русском этносе без остатка. Тяжелые условия труда и быта, низкий уровень жизни, тяга молодежи к крупным очагам культуры привела к запустению места проживания малых народов. Молодежь уже не говорит и не пишет на родном языке. Во многом этому способствовали сталинские репрессии, насильственное выселение и переселение народов, уничтожившие лучших представителей малых народов.
Примером насильственной ассимиляции является антибаскская кампания, которая проводилась в Испании диктатором Франциско Франком, бывшим у власти с 1939 по 1975 г. Все, что было на баскском языке, — книги, журналы, газеты, вывески, проповеди, надписи на могильных плитах, запретили. За использование баскского языка в школах налагался штраф. Такая политика привела к формированию баскской террористической группы и обострила националистические настроения.
Арауканы (Чили) живут в основном в резервациях, причем правительство выделило им земли похуже, где невозможно получить высокий урожай. В городах мапуче подвергаются настоящей дискриминации от потомков бывших врагов — конкистадоров. Чилийская буржуазия к индейцам-современникам относится с презрением, дает самые непривлекательные рабочие места, поэтому безработица среди них еще выше, чем по стране в целом.
Раздел II Основные культурологические концепции прошлого и современности
1. Каковы основные события научной практики и значение деятельности следующих исследователей
29 мая 1880 года родился Освальд Шпенглер, один из крупнейших философов истории, цивилизационист и представитель философии жизни. Освальд родился в семье почтового служащего в немецком провинциальном городке. Когда Освальду было около 11 лет, его семья переехала в город Галле (теперь самый населенный город земли Саксония-Ангальт в Германии). Там Шпенглер поступил в университет, затем обучался в Мюнхенском и Берлинском университетах. В 1904 году он защитил докторскую диссертацию по философии на тему «Метафизические основы философии Гераклита». Затем Освальд зарабатывал себе на жизнь, преподавая математику в гимназии. Во многом гениальный Освальд Шпенглер, знавший несколько языков, в том числе древних, досконально изучивший древнюю философию и историю, жил словно «человек в футляре». Он был весьма закрытым и одновременно чувствительным человеком, мог расплакаться при виде на улице некрасивого или нищего человека.
Научное творчество и деятельность О. Шпенглера «наделавшего много шума» как в научном обществе, так и в кругах широкой общественности, было достаточно многоплановым и неоднозначным. Широкий резонанс его концепция получила после выхода в 1918 г. 1-го тома книги «Закат Европы» (в1922г. вышел второй том). За короткий срок книга Шпенглера «Закат Европы» выдержала более тридцати изданий и стала культурологическим бестселлером. В 1988 г. весь культурный мир отмечал 70-летие выхода первого тома этой книги. Шпенглер являлся автором еще целого ряда работ: «Пруссачество и социализм»(1920), «Политические обязанности и немецкая молодежь» (1924), «Восстановление германской империи» (1924), «Человек и техника» (1931), «Годы решения» (1933). С политической точки зрения они выдержаны в консервативном духе и, как считают, немало способствовали идеологической подготовке установления нацистского написаны в полемике с ценностями либеральной демократии, парламентаризма и капитализма. Шпенглер настаивал на идее неизбежной гибели культуры. И этот упадок культуры по его мнению и есть цивилизация. Основа культуры – гуманистическое начало, то цивилизация - практицизм, прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманистические знания, то в цивилизации режима. Они происходит переоценка ценностей, составляющих основу культуры, и доминирующую. Роль в ней начинают играть не гуманитарные, а естественные науки.
«Закат Европы» В 1911 г. Шпенглер начал работать над философским трудом «Закат Европы». В этой работе он представил оригинальную историософскую концепцию. По Шпенглеру понимание истории человечества как линейного процесса в корне неверно. Шпенглер стремится раздвинуть горизонты традиционной западной исторической науки, резко критикуя ее основные постулаты – европоцентризм, панлогизм, историзм «линейной» направленности – и пытаясь определить действительное место Западной Европы в исторической панораме других культур. Шпенглер выделяет в мировой истории восемь культур, достигших зрелости: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, «магическая» (арабо-византийская), «аполлоновская» (греко-римская), «фаустовская» (западноевропейская) культура и культура майи. Это культуры «завершенные», полностью исчерпавшие свои возможности (в дальнейшем Шпенглер собирался сделать предметом обсуждения будущую русско-сибирскую культуру). Их существование в разные времена на самых отдаленных территориях планеты свидетельствует для Шпенглера не о едином процессе мировой истории
, а о единстве проявлений жизни во Вселенной. Он предлагает рассматривать историю через отдельные культуры, характеризуя культуру как «человеческую индивидуальность высшего порядка». Фактически философ синонимично рассматривает понятие культуры как цивилизации, которая подобна в своем развитии человеку: «У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость». «Человек и техника» Шпенглер в своей книге «Человек и техника» рассказывает два варианта ответа на этот вопрос. Но, будучи несогласным с обоими вариантами, пытается ввести третий (верный) взгляд на эту проблему. Так же автор подробно отвечает на вопрос: «в чем отличие техники человека и техники животного», и даёт свои прогнозы о фаустовской западноевропейской культуре. Шпенглер считает лишь триумф научных открытий, порожденных техническим гением Запада. Техника, по Шпенглеру, – «тактика жизни». Он утверждает трансцендентный характер целей технической деятельности как не содержащей в себе ничего прагматического, ее символическую, «душевно-духовную» необходимость, видя в этом самозабвенное и самоубийственное подвижничество западного человека.
Проблема техники в её отношении к культуре и истории впервые возникает в 19 веке. В 18 веке технику считали ненужной и не обращали на нее особого внимания. Но со времен Наполеона это кардинально изменилось. Начали строить пароходы, фабрики и железные дороги. Именно этот переворот в истории и поставил такие вопросы, как: «Что такое техника?» и «Какое её смысл в рамках истории?». В работах 1930-х гг. происходит изменение политических взглядов Шпенглера: он верит в историческую миссию Германии – привести через диктатуру и авторитет сильной власти к новому объединению цивилизационной эпохи на основе мощной организации и техники. Идеи Шпенглера, высказанные им в работе «Пруссачество и социализм», (Preussentum und Sozialismus, 1922), нацисты в 1930-е гг. восприняли как соответствующие их идеологии. Однако философ отклонил в 1933 предложение национал-социалистов о сотрудничестве, что привело к его опале.Связав характер наук с общим культурно-историческим контекстом, со всей системой представлений эпохи, Шпенглер смог оценить значение открытий естественных наук, особенно физики, для понимания общей картины мира, как она складывалась в 1920–30-х гг. Он прогнозировал многие тенденции современной науки – возрастающее методологическое единство и сращение отдельных дисциплин, насыщенность научного языка символикой и т.д. Шпенглер первый поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном характере ее воздействия на природу и общество, об ее автономности.