ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Н.Я.Данилевский (1822-1885)
Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. уроженец Орловской губернии, сын генерал-майора Я. И. Данилевского, воспитывался в Царскосельском лицее (1836 – 1843), а затем был вольным слушателем на факультете естественных наук в Санкт-Петербургском университете. Получив степень кандидата и выдержав магистерский экзамен, он был в 1849 году арестован по делу Петрашевского. Проведя 100 дней в Петропавловской крепости, он представил оправдательную записку, в которой доказал свою политическую невиновность, и был выслан из Петербурга: определён в канцелярию сначала вологодского, а потом самарского губернатора.
В литературе Николай Яковлевич имеет громкое имя, как один из крупных славянофилов, как автор книги «Россия и Европа», содержащей самобытный взгляд на всемирную историю и как бы целый кодекс славянофильского учения. Он был почетным членом Петербургского славянского благотворительного общества. Основной труд Данилевского, «Россия и Европа», печатался сначала в журнале «Заря». Первое отдельное издание вышло в 1871 г, второе в 1885 и третье в 1887 г. «Россия и Европа»..
Главная тема книги Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» – судьба России, условия культурно – исторического развития русского народа и славян. Это произведение одно из фундаментальных сочинений в русской историко-социологической литературе последних двух столетий. Она внушительна по объему и необычайно богата по фактическому и идейному содержанию. Ее методологическим стержнем является органическая теория, из которой, в свою очередь, выводится теория социальных общностей – наций, обозначенных термином «культурно-исторические типы», и формируется область знания, называемая ныне геополитикой. В этом состоит принципиальная новизна результатов исследования Данилевского, и этим определяется его место в развитии обществоведения. Основное воззрение Данилевского резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Проблемами периодизации исторического процесса Данилевский занялся не случайно. Дело в том, что в российской общественной мысли XIX века остро ставился вопрос о путях развития России. Одни (западники) считали, что Россия должна идти по западному пути, потому что Запад будто бы является своего рода путеводной звездой для остальной части человечества. Другие же (славянофилы) подчеркивали, что Россия должна идти своим собственным путем. В дискуссиях "славянофилов" и "западников", "либералов" и "консерваторов" поднимался вопрос, является ли Россия частью европейской цивилизации, или она представляет собой особый случай. Оценивались ее место, роль в истории, вводился в научный оборот термин "цивилизация", происходило осознание специфики России и ее развитие в контексте мировой культуры. Эти вопросы Данилевского, как патриота своей Родины, тоже волновали. Но он их рассматривал в социально – философском плане и с позиции исторического развития человечества. Он считал, что Запад враждебно относится к России, обвиняя ее в подавлении других народов, хотя, по его мнению, Россия не притесняла ни один народ, проживающий на ее территории. Поэтому враждебное отношение Европы к России не имеет под собой объективного основания.
Данилевский ставит вопрос: почему Европа не признает Россию своей частью? Отвечая на него, он правильно отмечает, что географическое понятие Европы не следует смешивать с культурно-историческим понятием. В культурно-историческом плане «Европа есть поприще германороманской цивилизации, ни более, ни менее; или, по употребительному метафорическому способу выражения, Европа есть германо-романская цивилизация. Оба эти слова – синонимы». В этом смысле, по твердому убеждению, русского мыслителя, Россия не является Европой. Она представляет собой совершенно другой культурно-исторический тип. Европа полагает, что Россия препятствует распространению ее влияния, ее материальных и духовных ценностей. Поэтому она враждебно относится к России. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой, так же, как и биологические виды, проходят стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский видит в человечестве только отвлеченное понятие, лишённое всякого действительного значения и оспаривает общепринятые деления – географическое и историческое. При этом Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые обозначает термином «культурно-исторические типы». Признавая человечество за пустую абстракцию, Данилевский видит в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства. Если та группа, которой мы придаем название культурно-исторического типа, и не есть абсолютно высшая, то она во всяком случае высшая из всех тех, интересы которых могут быть сознательными для человека, и составляет, следовательно, последний предел, до которого может и должно простираться подчинение низших интересов высшим, пожертвование частных целей общим.
Отрицая то, что для культурно-исторического типа прежде всего нужна культура, Данилевский предлагает некое славянство в себе и для себя, признает за высшее начало самую особенность племени независимо от исторических задач и культурного содержания его жизни. Такое противоестественное отделение этнографических форм от их общечеловеческого содержания могло быть сделано только в области отвлеченных рассуждений. При сопоставлении же теории с действительными историческими фактами она оказывалась с ними в непримиримом противоречии. История не знает таких культурных типов, которые исключительно для себя и из себя вырабатывали бы образовательные начала своей жизни. Данилевский выставил в качестве исторического закона непередаваемость культурных начал — но действительное движение истории состоит главным образом в этой передаче.
В изложение своего взгляда на историю Данилевский вставил особый экскурс о влиянии национальности на развитие наук. Здесь он как будто забывает о своей теории: вместо того, чтобы говорить о выражении культурно-исторических типов в научной области, указывается лишь на воздействие различных национальных характеров – английского, французского, немецкого и т. д. Различая в развитии каждой науки несколько главных степеней (искусственная система, эмпирические законы, рациональный закон), Данилевский находил, что учёные определённой национальности преимущественно способны возводить науки на ту или другую определённую степень. Эти обобщения оказываются, впрочем, лишь приблизительно верными, и установленные Данилевским правила представляют столько же исключений, сколько и случаев применения. Данилевский пришел к выводу: «Европа враждебна России». Ссылаясь на исторический опыт, он предостерегал от политической и культурной экспансии с Запада. По Данилевскому, политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договаривались друг с другом против России. Гарантом безопасности России может быть только несогласованность и разобщенность европейских государств. Данилевский дает обзор русской истории и считает, что религия составляет основное содержание древней русской жизни и современной жизни простых русских людей. О развитии политической деятельности свидетельствуют создание русского государства еще в IX в. и дальнейшее расширение его пределов. Оценивая общественно-экономический строй России, Данилевский видит в нем зародыш идеального общества, основу которого составит общинное землевладение.
Главную отличительную черту русского человека Данилевский видит в отсутствии насильственности, в приоритете общественного над индивидуальным. Русский народ в массе своей умеет повиноваться, отличается отсутствием властолюбия и корыстного практицизма. Он строит свою культуру, основываясь на близости к природе, на единстве чувств и разума, власти и народа, церкви и государства. По мнению Данилевского, славяне (с русскими во главе) призваны обновить мир, найти для всего человечества решение исторических проблем. Рядом со славянским культурно-историческим типом смогут жить и развиваться другие типы.
Многие идеи Данилевского спорны – его оценка культурных контактов, отрицание существования единой мировой культуры, излишне высокая оценка перспектив развития России и призывы к панславизму. Но сама концепция культурно-исторических типов была очень плодотворной для культурологии, она привела к появлению плеяды исследователей, работавших в этом направлении как в России так и на Западе, хотя это и произошло уже в XX в.
Практическое задание (тест)
1. Самым длительным этапом каменного века человеческой истории был…
А) палеолит
Б) энеолит
В) мезолит
Г) неолит
2. Автором труда «Агрикультура» является…
А) Марк Порций Катон
Б) Августин Блаженный
В) Марк Туллий Цицерон
Г) Джамбаттиста Вико
3. Какой из разделов не входит в состав культурологического знания?
А) прикладная культурология
Б) история культуры
В) культурная политика
Г) культурная антропология
4. Состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения – это …
А) культурный застой
Б) культурный кризис
В) культурная динамика
Г) культурная стабильность
5. Какая из перечисленных религий не является мировой?
А) буддизм
Б) индуизм
В) христианство
Г) ислам
6. Форма общественной культуры, регулирующая поведение людей в различных ситуациях – это…
А) мораль
Б) нравственность
В) нормы
Г) ценности
7. В какую историко-культурную эпоху в русском языке появилось слово «коммуникация»?
А) при Екатерине II
Б) при Петре I
В) при Николае II
Г) при Александре III
8. Процесс усвоения представителями одной этнокультурной группы другой культуры и одновременной утраты собственного культурного облика называется …
А) аккультурация
Б) коммуникация
В) интеграция
Г) ассимиляция
9. Концентрация в городах промышленности, развитие культурных и политических функций города – черты общего культурного процесса, который получил название…
А) глобализация
Б) урбанизация
В) вэстернизация
Г) модернизация
10. Культура повседневности в рамках культурологической науки соотносится с…
А) художественной культурой
Б) религиозной культурой
В) духовной культурой
Г) материальной культурой
Список литературы:
1. Викторов, В. В. Культурология : учебник / В.В. Викторов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2019. – 435 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). – URL: https://new.znanium.com/read?id=344069. – Текст : электронный.
2. Культурология : учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.] ; под ред. А.М. Руденко. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. – 336 с. – (Высшее образование). – URL: https://new.znanium.com/read?id=161033. – Текст : электронный.