ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выступление-статья « Духовно-нравственное воспитание сегодня»
Автор: Кощеева Лилия Николаевна (учитель ИЗО, кубановдения, куратор классов казачьей направленности) .
18 августа 2022 года в. г. Краснодаре в актовом зале Русской Православной школы при храме Рождества Христова состоялось краевое совещание «Актуальные вопросы и перспективы преподавания предметов духовно-нравственной направленности».
На совещании с приветственным словом выступили Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий, заместитель министра образования, науки и политики края Оксана Анатольевна Глушко, настоятель храма Рождества Христова, руководитель отдела религиозного образования Александр Игнатов. Они отметили неотъемлемый вклад педагогов в духовно-нравственном воспитании детей в современных условиях, особенно тех педагогов, которые ведут специальные курсы или уроки этой направленности, пожелав всем нам силы духа в воспитательной деятельности, с готовностью всегда быть с нами рядом и помочь в любом вопросе.
Как важно сегодня, педагогам, своим жизненным опытом на своих уроках сделать детям прививку от зла, что бы дети могли отличить хорошее от плохого. Наши предки жили счастливо, так как соблюдали традиции, а сегодня из-за не знаний этих традиций случаются трагедии. Перед каждым педагогом ответственность вести свои уроки в рамках светского образования, но возможно использовать традиции православного воспитания, где очень ярко изучается традиционная культура нашего русского народа, необходимая для общего культурного просвещения (из выступления митрополита Екатеринодарского и краснодарского Григория)
Новые Образовательные стандарты сегодня обозначили воспитательные и образовательные задачи единым целым, что означает: каждый урок любого предмета направлен на патриотическое, гражданское, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, этическое воспитание, на популяризацию предметной области. Важно отметить, что в отличие от России в целом на Кубани высокий процент духовно-нравственного воспитания был и есть и до введения новых стандартов и это очень радует. Но так как наш край очень развивающийся, много прибывающих жителей на постоянное и временное место жительство. Люди прибывают из других регионов страны, имеют другой менталитет, поэтому на педагогов и воспитателей ложиться дополнительная нагрузка в работе с этими людьми, не всегда готовыми принимать, что-то новое, но благодаря опыту работы многие педагоги успешно справляются с этой нагрузкой и делятся своим опытом.
Теоретическая часть совещания началась с темы «Система духовно-нравственного образования»
1.Система духовно-нравственного образования обучающихся на Кубани:
- Учебный предмет «ОПК»
- Учебный предмет «ОРКСЭ»
-Учебная область «ОДНКН»
- Общероссийская олимпиада школьников по ОПК
- Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»
- Конкурсы духовно-нравственной направленности («Красота божьего мира», «Жизнь как ценность» и т. п.)
- Краевой проект «Час духовности».
- Учебный предмет Кубановедение и его 4 блок «Духовные истоки»
-Проект «Культура для школьников»
- Неделя ОПК
2. Духовно-нравственные мероприятия для педагогов
- Международные образовательные Рождественские чтения
- Благовещенский форум
- Конкурс «За нравственный подвиг учителя»
- Кирилла Мефодиевские чтения
- «Поезд творческих идей»
-Конкурс «Учитель года Кубани по ОПК»
3. Обязательный блок преподавания в классах казачьей направленности:
- урок или кружок «ОПК» (1-11 кл.)
- кружок «История и культура кубанского казачества» (1 - 4 кл.)
-кружок «История и современность кубанского казачества» (5-11 кл.) - кружок «Традиционная культура кубанского казачества» (5 - 9 кл.)
- урок Кубановедение
- кружок военно-спортивное направление («Казачьи игры», «Фланкировка, «Строевая подготовка»).
На совещании выступила по теме «Научно-методическое сопровождение педагогов края по реализации духовно-нравственного образования и воспитания школьников в 2022-2023 учебном году» заведующая кафедрой начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края – Прынь Елена Ивановна. В своем выступлении Елена Ивановна отметила о необходимости использования примерных программ по предметам «ОРКСЭ» (4 класс) по модульной системе с согласованием родителей, где в нашем регионе целесообразно делать акцент на модуль «ОПК» и «ОДНКНР» (5 и 6 кл.). Учителя имеют ежегодную возможность повышения квалификации по данным предметам, так и в этом учебном году, на площадке сайта ИРО Краснодарского края можно увидеть график обучения для педагогов и записаться на курсы. С целью повышения уровня преподавания предметов и курсов духовно-нравственной направленности ежегодно проводиться краевой конкурс «Учитель года Кубани по ОПК», в этом году регистрация участников до 30 августа. Следует обратить внимание на сообщество учителей православной культуры, размещенного на сайте ИРО, систематически пополняющегося различными методическими материалами эффективного для работы педагогов.
Введение в школьное образование курса «Основы религиозных культур и светской этики» и «ОДНКНР» направлено на совершенствование личности ребёнка в духовно-нравственном аспекте, именно эти предметы призваны повысить культурный уровень ребёнка, воспитать его сознательным, адекватно оценивающим действительность, способным сделать тот самый правильный выбор, от которого в действительности зависит будущее человека. Выбор верного пути в современном мире является особой и очень сложной задачей для незрелого детского сознания. Ведь жизнь диктует свои правила.
Наиболее оптимальным модулем для изучения у нас в Краснодарском крае, в первую очередь в классах казачьей направленности является «Основы православной культуры». Об этом нам на краевом совещании напомнила и на примере своего опыта работы рассказала заместитель директора по учебно-методической работе школы №102, учитель музыки, ОПК, заслуженный учитель Кубани Тананко Надежда Викторовна. Этот модуль актуален, так как наш русский народ уже более тысячи лет является православным народом, так как это культура, в которой жили наши предки, которая нашла отражение и в русской литературе, и в русской музыке, в архитектуре и живописи. Более того, нравственные ценности, живущие в нашем народе на протяжении веков, – это христианские ценности, которых придерживались и придерживаются, в том числе и люди, считающие себя неверующими и далекими от Церкви. Педагог не открыла ничего нового, но ярко и эмоционально показала как работает с детьми, листая обычные рабочие тетрадки своих воспитанников, назвав свою презентацию «Листая детскую тетрадь…». В своей работе активно использует методические пособия «Вера», «Надежда», «Любовь», и как горит и радуется её сердце от того, что дети тянутся к ней и ее предмету. Слушая выступление, понимаешь, как здорово, что такие люди работают с детьми и делятся своим опытом с коллегами.
На совещании также педагоги и воспитатели края поделилась опытом работы по преподаванию ОРКСЭ, по формированию личностных качеств дошкольника на основе казачьих традиций, опытом по использованию интерактивных выставочных и музейных проектов в образовательной деятельности.
Материал курсов «Основы Православной культуры» и «ОДНКНР» требуют от учителя неординарного подхода к их ведению. Круглый стол, работа в группах и индивидуальная работа, составление словарей, работа с терминами, карточками, написание мини – сочинений по заданной теме, эссе, творческие работы, рисунки, презентации учащихся и учителя, участие в предметной неделе по основам православной культуры, приглашение священнослужителей, посещение храмов и служб – далеко не полный перечень используемых на уроке форм и методов. Наиболее эффективными среди них применение иллюстративного, частично-поискового, исследовательского, метода проектов, работу с таблицами и схемами, паломнические и экскурсионные поездки, виртуальные экскурсии (использование ИКТ- делают уроки более эмоциональными).
Шарко Наталья Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Русской православной школы г. Краснодара. напомнила нам о просветительском проекте «Поезд творческих идей» и его последнем проекте «Никто, кроме нас», остановку которого этот поезд делал у нас в районе на базе МОАНУ СОШ №19 им. Героя России С.А. Наточего 30 июня 2022 г. Идейная группа выступила с целой педагогической мастерской, со стратегией действия педагогов в работе с детьми и родителями в сегодняшней не легкой обстановке в рамках «Спецоперации на Украине проводимой Россией».
Духовно-нравственное воспитание - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня проблемы, а нравственное воспитание молодого поколения отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект, формируя личностные качества человека: доброта, милосердие, заботливость, образованность, порядочность, честность. Возрождение духовности в России возможно посредством всестороннего и социально-религиозного воспитания детей и молодежи. Для создания успеха в системе духовно-нравственного воспитания россиян условия в стране есть. Нормативно-правовая база для этого готова. Нужно лишь нам, педагогам с душой и сердцем проникнуться в это дело. Какие бы формы работы ни применялись на уроке или внеурочном занятии – главное, это деятельностный подход, где ребенку не дается готовых решений, а он сам находит правильное решение, очень важно, что бы ребенок полюбил этот предмет и с желанием шел на него.
В завершение совещания отец Александр провел познавательную, захватывающую экскурсию по храму Рождества Христова и территории храма. В этом году 30 лет со дня закладки этого удивительного Храма, построенного на средства прихожан. Небывалая красота архитектур, скульптур и дизайн подворья манит в этот храм. А самое главное - духовное спокойствие и осознание которое приходит в этом благодатном месте: «Как прекрасен мир, жизнь, люди, которые тебя окружают, что рядом Бог и Вера, и это делает человека счастливым, и так хочется, что бы детям, которые будут с тобой рядом, почувствовали то же самое».