Файл: 1. Практическая работа рассчитана на 2 академических часа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа по теме № 5
«Ценностно-смысловая позиция учителя»
Инструкция к выполнению практической работы
1. Практическая работа рассчитана на 2 академических часа.
2. Вам необходимо выполнить одно инвариантное задание и одно вариативное задание на ваш выбор.
3. Максимальное количество баллов за два задания – 19.
4. Критерии оценивания представлены в каждом задании.
Вариативное задание № 1. Проанализируйте педагогическую статью из периодической печати начала ХХ в. «О дурном расположении духа в наставнике».
В деле воспитания и учения, как известно, личность воспитателя и учителя играет важную роль. Личность наставника должна быть нравственно высока, безукоризненна; но наставник человек и подвержен общечеловеческим слабостям. Бороться с ними, побеждать их - весьма важная задача для наставника. Эта слабость встречается, к сожалению, довольно часто: неумение наставника владеть собою тогда, когда он находится в дурном расположении духа.
Слово есть главное орудие учителя. Поэтому урок, данный в дурном расположении духа, произведет результат отрицательный. Ученики часто получают отвращение к предмету, приправленному таким невкусным преподаванием. В таком состоянии человек, обыкновенно, бывает несправедлив, неумерен в своих требованиях.
Для успешного действия на педагогическом поприще одно верное средство: чтобы наставник весело, бодро, с любовью принимался за свое дело, не довольствовался только формальным исполнением своих обязанностей и избегал всегда и везде на служебном поприще опаснейшего и злейшего врага своего - дурного расположения духа.
(Журнал для воспитания. Руководство для родителей и преподавателей, издаваемое А. Лумиковым. – 1858 г.)
Согласны ли вы с позицией автора? Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком? С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи? В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?
№ | Критерии оценивания | Баллы | |
1. | Наличие, точность формулировки общественной проблемы | 0-2 | |
2. | Обоснование актуальности/неактуальности обозначенной проблемы в современности | 0-2 | |
3. | Представлена и обоснована гуманистическая направленность идей автора публикации | 0-2 | |
4. | Обоснованность, убедительность аргументации своего мнения о том, как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком | 0-2 | |
5. | Грамотность речи | 0-1 | |
Максимальный балл | 9 |
Согласны ли вы с позицией автора?
Да, я согласна с позицией автора.
При решении многих педагогических проблем педагогу следует обращаться к опыту известных педагогов и их опыту в решении актуальных проблем воспитания. Независимо от исторического периода общечеловеческие ценности остаются неизменными, в связи с чем историко-педагогический материал является не менее значим при его изучении, чем достижения современных технологий и подходов.
При обучении следует учитывать, что не только интересная подача материала и его инвариативность, но и способ обучения, эмоциональная атмосфера на уроке, расположение обучающихся к педагогу – всё это является важными составляющими процесса обучения.
Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком?
Воспитательный процесс должен быть целенаправленным процессом, результатом которого станет воспитание гармонично развитой личности. Ключевым моментом здесь является правильно выстроенные отношения между педагогом и обучающимся и поставленные педагогом цели:
1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;
2) «читать» и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества.
Самостоятельная работа педагога по повышению коммуникативных способностей должна содержать следующие направления:
-
самоконтроль и развитие умений выразительной речи; -
развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.
В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют воспитателям для развития коммуникативных способностей следующее:
-
нужно сознавать, что школа – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований. Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для обучающихся слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. -
икренность педагога – это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. -
особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников.
Надо уважать индивидуальность каждого дошкольника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.
Важно помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитание и в общение с ними. Вот есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может иметь обратный эффект.
Вот несколько правил, которые разработали детские психологи, правила, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем как носителем культуры в общении с детьми.
Правило № 1. Говорить без нравоучений. Дети не любят когда их настырно учит. Сохраняете скрытую педагогическую позицию.
Правило № 2. Не играть в друзей. Педагог должен быть рядом со своим ребенком, но это не обязательно значит, что вы навязываетесь ему в друзья.
Правило № 3. Не перехваливать. Ребенка нужно поддерживать, но не перехвалить, так как это может повысить тщеславие, и ребенок перестанет стараться. Не хвалить ребенка перед чужими людьми, а потом, когда никого нет, говорить ему, что он не оправдывает ожидания.
Правило № 4. Быть постоянным. Не меняете свои распоряжения и не отклоняетесь от того, что вы уже раньше сказали, это заставит ребенка всегда сомневаться в ваших действиях.
Правило № 5. Не повторяетесь. Не надо говорить ребенку много всего, повторяться, так как это ребенка только раздражает и вызывает неприязнь к тому, что вы ему пытаетесь рассказать и объяснить.
Правило № 6. Не кричите. Крик это признак слабости, не стоит показывать свою слабость. Всегда говорите твердо, уверено и не повышая голос, это больше поможет вам в ваших проблемах и в ваших решениях.
Правило № 7. Избавитесь от казарменной педагогики. Не надо распоряжаться категорически по пустякам.
Правило № 8. Не говорить с детьми грубо. Если будете грубо обращаться с детьми, пусть и на словах, то не удивляетесь, когда они сделают то же самое.
Правило № 9. Уметь мудро помолчать. В некоторых моментах нужно мудро помолчать, так будет лучше и ребенок тоже научиться быть тактичным.
Правило 11. Считаться с их мнением. Для того чтобы дети научились самостоятельно принимать решения, нужно уметь считаться с их мнением, и они тоже будут с вашим мнением считаться.
Правило 12. Войти в их мир. Войти в мир детей довольно сложно, но это необходимость, так как вы должны понять детей и попытаться сделать так, чтобы они вас понимали, только так вы добьетесь мира и согласия.
С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи
Актуальность данной проблемы связана с возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Но в тоже время нельзя забывать об уже открытых и выведенных истин педагогики. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя.
В современном обществе существуют проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности каждый педагог. Среди них:
1. Трудности в воспитательной работе.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя в школе - трудности в воспитательной работе с детьми. Дети не хотят слышать педагогов. Причины данного явления таковы: во-первых, с приходом технологий - учащиеся отказываются воспринимать и понимать авторитарный язык традиционного образования. Они ощущают свою идентичность и в это же время принадлежность к глобальному пространству. На данный момент необходимы альтернативные формы и варианты взаимодействия между педагогом и учениками. Во-вторых, в корне сменилась система ценностей, которые пропагандируются в современном мире. На смену высоким духовным приоритетам и ценностям пришли «материалистические» ценности, которые связанны с повышением своего статуса и успеха. Традиционные же ценности обесцениваются. Поэтому, особое значение заслуживают такие профессиональные качества педагога как: постоянное самообучение, повышение квалификации и личностное развитие. Все эти качества помогут педагогу идти в ногу со временем и быть не только интересным своим ученикам, но и стать для них уважаемой и значимой личностью в учебном процессе.
2. Отсутствие доверительных отношений между участниками педагогического процесса
Важная проблема, с которой может столкнуться педагог – потеря авторитета и доверия от учеников к учителюи. В первую очередь, это связано с приходом коммуникации и эпохи интернета, что в корне изменило основную роль учителя. Если раньше педагог был источником информации, сейчас же, он выступает в качестве организатора активной познавательной деятельности обучающихся. Действительно, в эпоху цифровых технологий, взаимодействие между
учителем и учеником значительно снижается, поэтому современный ученик считает себя самостоятельным и понимает, что справится и без учителя, ведь вся нужная информация есть в сети.
Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, недоразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия участников педагогического процесса
Развитие творческих взаимоотношений в педагогическом процессе связано с добровольным принятием учащимися стимулирующей роли педагога, которое проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. Однако такие взаимоотношения требуют определенных личностных параметров самого педагога. К их числу относятся духовный, нравственный облик, профессиональная компетентность, знание современной школы и передового педагогического опыта, педагогическая культура, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами.
3. Создание негативного образа педагога
Еще одна трудность для современного учителя заключается в негативном представлении СМИ образа педагога. Ученики больше не относятся к учителю как к авторитету, а зачастую воспринимают его с долей юмора и иронии, поэтому сейчас мало для кого учитель является важным наставником и помощником.
Преподаватель пытается сердце отдать детям, вложить в учеников душу, разум, а те, в свою очередь, часто отвечают безразличием. Учитель постоянно, придумывая разные методы и средства обучения, пытается завоевать интерес детей. Положительный результат воспитания в наших детях будет только тогда, когда и семья, и школа, и общество будут работать в комплексе. А если воспитанием ребёнка будет заниматься только преподаватель, а родители безучастно стоять в стороне, а общество постоянно проявлять агрессию и жестокость, тогда никакого толка от будущей личности не будем.
4. Учитель и ученики стали говорить на разных языках. Это связано, прежде всего, с чрезвычайной распространенностью и популярностью технологий, Интернет и компьютерных игр. Эти технологии оказали огромное влияние прежде всего на мышление учащихся. Оно стало «технологичным, клиповым и мозаичным». Ослабла рефлексивная составляющая мышления, а значит и его рациональность. Как результат большинству современных учеников стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не способны понимать язык традиционного образования с его авторской речью и длинными семиотическими структурами. Этот конфликт непонимания также влечет за собой и дополнительные проблемы у учеников, связанные с мотивацией к обучению. Она становится крайне низкой.