Файл: Н. А. Некрасов Кому на Руси жить хорошо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хитры, сильны подьячие,
А мир их посильней,
Богат купец Алтынников,
А все не устоять ему
Против мирской казны…
Деньги Гирин вернул и с тех пор стал «пуще прежнего всему народу люб» за правду, ум и доброту. Семерым странникам предоставил автор извлечь немало уроков из этой истории. Они могли подняться до понимания высшего счастья, состоявшего в служении братьям по классу, народу. Крестьяне могли призадуматься над тем, что только в единении они представляют несокрушимую силу. Наконец, к ним должно было прийти понимание, что для счастья человеку необходимо иметь чистую совесть. Однако, когда мужики собрались навестить Ермила, выяснилось, что «в остроге он сидит», так как, видимо, не захотел выступить на стороне начальников, обидчиков народа. Конец истории Ермила Гирина автор сознательно не договаривает, но и он поучителен. Странствующие герои могли понять, что за такую безупречную репутацию, за такое редкое счастье неведомому мужику Гирину пришлось заплатить свободой.
На своем долгом пути странникам предстояло думать и учиться, как и читателям, впрочем.
К встрече с помещиком они оказались куда подготовленней, чем к встрече со священником. Крестьяне ироничны и насмешливы и когда помещик хвастает своим родословным древом, и когда говорит о духовном родстве с крестьянской вотчиной. Они хорошо понимают полярность своих и помещичьих интересов. Быть может, впервые странники осознали, что отмена крепостного права – великое событие, навеки оставившее в прошлом ужасы помещичьего произвола и всевластия. И хотя реформа, ударившая «одним концом по барину, другим по мужику», лишила их окончательно «барской ласки», но и призвала к самостоятельности, ответственности за обустройство собственной жизни.
У Некрасова тема женской судьбы проходит в творчестве как тема самостоятельная, особо значимая. Поэт хорошо понимал, что в крепостной России женщина несла двойной гнет, социальный и семейный. Он заставляет своих странников задуматься о судьбе женщины, родоначальницы жизни, опоры и хранительницы семьи – основы народного счастья.
Матрену Тимофеевну Корчагину соседи называли счастливицей. Кое в чем ей действительно повезло: она родилась и выросла в непьющей семье, замуж вышла по любви, но в остальном прошла обычный путь крестьянки. С пяти лет начала трудиться, рано вышла замуж и вдоволь хлебнула обид, оскорблений, надрывного труда в семье мужа, потеряла сына-первенца и осталась солдаткой с детьми. Знакомы Матрене Тимофеевне господские розги и мужнины побои. Трудолюбивая, талантливая («И добрая работница, / И петь-плясать охотница / Я смолоду была»), горячо любящая детей, семью, Матрена Тимофеевна не сломилась под ударами судьбы. В бесправии и унижении она нашла в себе силы бороться с несправедливостью и победила, вернув мужа из солдатчины. Матрена Тимофеевна – воплощение нравственной силы, ума и терпения русской женщины, самоотверженности и красоты.

В горькой безысходности крестьянской судьбы народ едва ли не по фольклорной инерции связывал счастье с удачей (Матрене Тимофеевне, например, помогла губернаторша), но странники к этому времени кое-что уже повидали и в счастливый случай не верят, поэтому просят Матрену Тимофеевну выложить всю душу. И трудно им не согласиться с ее словами:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Однако беседа с Матреной Тимофеевной оказалась для семерых мужиков очень важной в определении путей- дорог к народному счастью. Большую роль в этом сыграл вставной эпизод с самостоятельным сюжетом о Савелии, богатыре святорусском.
Савелий вырос в заглазной деревне, отделенной от города дремучими лесами и болотами. Корежские мужики отличались независимым нравом, и «не ахти великие доходы» имел от них помещик Шалашников, хотя и драл мужиков отчаянно:
Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Присланный Шалашниковым управляющий Фогель обманом заставил корежских мужиков сделать дорогу, а затем закабалил их окончательно:
У немца – хватка мертвая:
Пока не пустит по миру,
Не отойдя, сосет.
Мужики не потерпели насилия – казнили немца Фогеля, закопав его заживо в землю. Перед семерыми странниками поставлен нелегкий вопрос: правомерно ли насилие над угнетателями? Чтобы им легче было на него ответить, поэт вводит в сюжет еще один трагический эпизод – смерть первенца Матрены Тимофеевны Демушки, которого загрызли свиньи по недосмотру Савелия. Здесь раскаянье старика не знает предела, он молится, просит прощения у Бога, отправляется на покаяние в монастырь. Автор намеренно подчеркивает религиозность Савелия, его сострадание всему живому – каждому цветику, каждому живому существу. Есть разница в его вине за душегубство немца Фогеля и Демушки. Но Савелий в конечном счете не оправдывает себя и за убийство управляющего, вернее, считает его бессмысленным. За ним последовала каторга, поселение, осознание растраченной впустую силы. Савелий хорошо понимает тяжесть жизни крестьянина и праведность его гнева. Знает он и меру потенциальной силы «мужика- богатыря». Однако вывод его однозначен. Он говорит Матрене Тимофеевне:


Терпи, многокручинная!
Терпи многострадальная!
Нам правды не найти.

Автор и подводит семерых странников к мысли о праведности насильственной расправы с угнетателем, и предостерегает от необдуманности порыва, за которым неизбежно последует и наказание, и раскаяние, потому что ничего не изменится в жизни от такого единичного правосудия.
Поумнели странники за месяцы странствования, и первоначальная мысль о счастливо живущем на Руси сменилось мыслью о народном счастье.
Старосте Власу из главы «Последыш» они говорят о цели своего путешествия:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села!..
Странники думают о всеобщности счастья (от губернии до села) и подразумевают под ним личную неприкосновенность, правовую защищенность собственности, благосостояние.
Уровень самосознания крестьян на этом этапе достаточно высок, и речь идет теперь о путях-доходах к народному счастью. Первой преградой к нему в пореформенные годы были пережитки крепостничества в сознании как помещиков, так и крестьян. Об этом рассказывается в главе «Последыш». Здесь странники знакомятся с вымороченным князем Утятиным, не желающим признавать царской реформы, поскольку страдает его дворянская спесь. В угоду наследникам, испугавшимся за свое наследство, крестьяне за обещанные «луга поемные» разыгрывают перед помещиком «камедь» прежних порядков. Автор не жалеет сатирических красок, показывая их жестокую нелепость и устарелость. Но не все крестьяне согласны подчиниться оскорбительным условием игры. Не хочет, например, быть «шутом гороховым» бурмистр Влас. Сюжет с Агапом Петровым свидетельствует, что и у самого темного крестьянина пробуждается чувство собственного достоинства – прямое следствие проведенной реформы, которую нельзя повернуть вспять.
Смерть Последыша символична: она свидетельствует об окончательном торжестве новой жизни.
В заключительной главе поэмы «Пир на весь мир» несколько сюжетных линий, которые проходят в многочисленных песнях и легендах. Одна из основных тем, поднятых в них, - тема греха. Нескончаема вина господствующих классов перед крестьянами. В песне, названной «Веселой», говорится о самоуправстве помещиков, чиновников, даже царя, лишающих крестьян их собственности, уничтожающих их семьи. «Славно жить народу / На Руси святой!» - рефрен песни, звучащий горькой насмешкой.

Нечесаный, «верченый, крученый, сеченый, мученый» Калинушка – типичный барщинный крестьянин, жизнь которого прописана «на собственной спине». Выросшие «под рылом у помещика», барщинные крестьяне особенно страдали от их кропотливого произвола и дурацких запретов, например запрета на грубые слова:
Намаялись! уж подлинно
Отпраздновали волю мы,
Как праздник: так ругалися,
Что поп Иван обиделся
За звоны колокольные,
Гудевшие в тот день.
Рассказ бывшего выездного лакея Викентия Александровича «Про холопа примерного – Якова верного» - еще одно свидетельство неискупаемого греха самовластного помещика. Господин Поливанов, с темным прошлым («он деревнишку на взятки купил») и настоящим («вольничал, бражничал, горькую пил»), отличался редкой жестокостью не только по отношению к крепостным, но даже к родным («Дочь повенчав, муженька благоверного / Высек – обоих прогнал нагишом»). И уж, конечно, не щадил «холопа примерного, Якова верного», которого «походя дул каблуком» в зубы.
Яков тоже порождение крепостничества, превращавшего лучшие нравственные качества народа: верность долгу, преданность, самоотверженность, честность, трудолюбие – в бессмысленное холопство.
Яков остался предан барину, даже когда тот лишился былой силы, обезножел. Помещик как будто бы наконец оценил преданность слуги, стал называть его «другом и братом»! Автор незримо стоит за рассказчиком, призванным убедить слушателей, что братские отношения господина и крепостного невозможны. Господин Поливанов запрещает любимому племяннику Якова жениться на Арише, и просьбы дяди не помогают. Видя в Грише соперника, барин отдает его в солдаты. Быть может, впервые Яков задумался о чем-то, но сказать барину о его вине он сумел только одним способом – повесился над ним в лесу.
Тема греха бурно обсуждается пирующими. Грешников насчитывается не меньше, чем счастливцев. Здесь и помещики, и кабатчики, и разбойники, и крестьяне. И споры, как и в начале поэмы, завершаются потасовкой, пока не выступает со своим рассказом Иона Ляпушкин, часто навещающий вахлацкую сторонку.
Специальную главку автор посвящает странникам и богомольцам, которые «не жнут, не сеют – кормятся» по всей Руси. Повествователь не скрывает, что среди них немало обманщиков, ханжей и даже преступников, но есть и истинные носители духовности, потребность в которой так велика в русском народе. Ее не истребила непосильная работа, ни долгое рабство, ни даже кабак. Автор рисует незатейливую жанровую сценку, изображающую семью за вечерней работой, в то время как привеченный ею странник досказывает «быль афонскую». На лицах стариков, женщин, детей столько доверчивого внимания, горячего сочувствия, напряженной завороженности, что поэт с умилением, любовью и верой восклицает:

Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь…

3. «Кому на Руси жить хорошо» – народная поэма

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной.

Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства поэта.

Расположение частей поэмы до сих пор является предметом споров. Но Некрасов писал так, что каждая часть представляется как бы отдельным законченным произведением, практически не зависящим от событий, произошедших в другой ее части. Единственным связующим звеном повествования являются семеро мужиков-правдоискателей, которые тщетно пытаются найти ответ на вопрос: “Кому живется весело, вольготно на Руси?”

Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. Это отражено в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Попробуем разобрать поподробнее те черты, которые характерны для данного произведения. В чем выражается народность поэмы?

Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Свобода и счастье — вот два ключевых понятия,.которые часто встречаются в поэме. Свобода и счастье — одно и то же ли это? Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос в поэме-эпопее.

Особое место автор уделяет проблеме крестьянского счастья. Для Некрасова крестьянин-труженик — это тот стержень, на котором зиждется Россия, все прочие сословия. Ведь вся остальная часть общества лишь висит от крестьянина, судьба которого имеет огромное влияние на судьбу государства.